Реставрация и строительство храмов: заказ материалов и производство работ

27.08.2020

316230_b.jpg

Продолжая тему восстановления храмов, архитектор Андрей Тутунов рассказывает о том, как и когда заказывать материалы для реставрационных работ, как восстанавливать старинную кирпичную кладку, и почему применение неправильной штукатурки или кладочного раствора с временем может вызвать катастрофические последствия для храма.

 

Кирпич

Множество храмов сложено из кирпича, отличающегося размерами от современного.   Хотя в 1847 году были утверждены официальные размеры кирпича (270Х135Х67,5 мм, то есть 6Х3Х1,5 вершков), на практике их размеры незначительно колебались. Эти размеры практически совпадают с размерами современного кирпича. Размеры же кирпича XVII-XVIII в. значительно больше – это так называемый большемерный кирпич. Размеры кирпича первой половины XIX в. постепенно приближаются к современному.

Если кирпич на храме большемерный, необходимо задолго до начала работ разместить заказ на необходимую партию. Дело в том, что кирпичные заводы – да и то далеко не все – очень неохотно принимают заказы на кирпич нестандартных размеров. Кроме того, когда требуется относительно небольшое по меркам завода число штук, 15–20 тысяч, завод отдаёт преимущество заказам для современного строительства. Лучше заказывать за полгода-год, тогда есть вероятность получить кирпичи к сроку. Возможно заказывать с осени, когда строительные работы постепенно заканчиваются. Если же вы попытаетесь заказать кирпичи весной, то со стопроцентной гарантией получите отказ. Весной, когда сходит снег и становится тепло, все вспоминают о строительстве своих дач, коттеджных посёлков и т.д. Крупные строительные фирмы давно уже заключили контракты на поставки большого объёма. Я неоднократно был свидетелем остановок строительства по причине несвоевременной поставки большемерного кирпича. Возможным последствием может быть уход рабочих к другому заказчику, а снова найти грамотных каменщиков в сезон очень сложно.

Большим неудобством для заказчика является высокая стоимость большемерного кирпича: стоит он в семь-восемь раз дороже кирпича стандартного размера.

К сожалению, заменить его современным кирпичом абсолютно невозможно. Неопытные или не слишком честные строители пытаются уверить настоятеля, что, мол, «за счёт толщины швов компенсируем размер». Это абсолютно неприемлемо, противоречит всем реставрационным нормам, ведёт к скорой потере прочности кладки и эстетически выглядит безобразно. Ни при каких обстоятельствах также не допустимо использование силикатного кирпича, если только храм не сложен из него полностью. Храмы из силикатного кирпича практически не встречаются.

Обычно размер большемерного кирпича: 285-300Х130-160Х75-90 мм. Как видите, разница с современным кирпичом 250Х120Х65 мм очень значительна. На храмах второй половины XIX в. вопрос кирпича практически не стоит, так как незначительное отличие по толщине можно компенсировать раствором.

Настоятельно рекомендую вам: буквально в первую же поездку на храм измерить кирпич, причём обязательно хотя бы в трёх местах: скажем, на храме, трапезной и колокольне, особенно если храм строился в несколько периодов. Бывает так, что сам храм сложен из большемерного кирпича, а трапезная и колокольня – из кирпича, близкого к современным размерам. Но даже если храм построен в одно время, в силу несовершенства старых технологий размеры кирпича незначительно колеблются на одной и той же постройке. Необходимо выбрать средние размеры, почему и рекомендуется измерить несколько кирпичей.

На любом храме часть кладки выложена из профилированного кирпича: это и карнизы, и цоколи, наличники и т.д. Заказать профилированный кирпич очень сложно, так как разнообразие форм и незначительное количество не интересны заводу-изготовителю. Чаще всего профили вытачиваются по шаблонам из рядового кирпича на месте. Хотя эта проблема касается исключительно руководителя работ, тем не менее, хотелось бы сделать несколько замечаний:

Архитектор обязан предоставить рабочие чертежи на каждый кирпичный профиль, по которому рабочие изготовят шаблон. Если он утверждает, что рабочие должны сами, из-за простоты задачи, снять и изготовить шаблон, это говорит о крайней недобросовестности архитектора. Несмотря на кажущуюся простоту, грамотно прорисованный профиль и изготовленный по нему шаблон – очень ответственное дело.

Кирпичный брак – пережжённый кирпич – недопустим на стройке. Тем не менее, недобросовестный подрядчик иногда его покупает из-за дешевизны, а приходу выставляет счёт как за высококачественный кирпич. Если вы заметите в привезённом кирпиче чёрные пятна, много трещин, поинтересуйтесь у подрядчика, как этот кирпич попал к вам на стройку.

Сведения о других дефектах кирпича: слишком много трещин, изогнутость и т.д. – можно получить в соответствующей литературе или интернете.

Небольшое замечание по поводу кладки. Вплоть до середины XIX века основным типом кладки была «русская верста» или верстовая кладка. С 60-х годов XIXв. стала распространяться тычковая кладка, позднее появилась цепная кладка и т.д. Я специально упрощаю периодизацию типа кладки, которая является специальным вопросом, и затрагиваю эту тему только для того, чтобы обратить внимание заказчика, что схема укладки кирпичей в кладке различна для разных эпох. Необходимо требовать от рабочих, чтобы применяемая ими схема кладки соответствовала применённой на храме и кирпичи были уложены так, чтобы не разрушать общий рисунок кладки. Это особенно важно для храмов, не имеющих штукатурного слоя или в качестве отделочного слоя имеющих обмазку.

Швы между кирпичами. Швы между кирпичами в старых храмах очень часто обрабатывались – имели подрезку. Подрезка может быть прямая, обратная, двусторонняя и т.д. При реставрации кладки необходимо требовать от рабочих, чтобы они обрабатывали швы, как на существующей кладке, так как рабочие стремятся все сделать кое-как.

Вычинка лицевой кладки. Очень часто имеются повреждения лицевой кладки как снаружи, так и внутри храма. В таком случае производится вычинка кирпича. Допускается домазка раствором только в случае, если кирпич разрушен на глубину до 5см. Если более 5см, то кирпич необходимо удалять полностью и заменять новым кирпичом. Разумеется, домазка возможна, только если кладка идет под штукатурку. Домазка-докомпоновка производится специальным раствором, а не кладочным. Если же храм не оштукатуривается, то заменяются все значительно поврежденные кирпичи. Для удаления разрушенного кирпича, помимо скарпели, можно использовать электродрель с алмазной коронкой, это ускоряет процесс удаления; скарпелью дочищаются только те фрагменты, которые невозможно удалить коронкой. Категорически запрещается использовать перфоратор, так как из-за вибрации появляются микротрещины в окружающей кладке. К сожалению, без вычинки кладки при реставрации обойтись нельзя, хотя это длительный трудоемкий процесс.

 

Камень

Речь пойдёт в основном о белом камне, хотя существуют храмы, где использовали, например, для цоколя, гранит или песчаник.

К сожалению, стоимость белого камня высока, особенно с точёными профилями, поэтому часто его приходится заменять отливками из белого цемента. Рассмотрим замену на примере карниза. Под надзором архитектора изготавливается одна, а лучше несколько форм. После того, как архитектор утверждает форму, в ней из белого цемента отливаются блоки.

Поскольку подрядчики нередко имеют неполное представление об отливке блоков, приведу один из вариантов.

«Для приготовления раствора брались три части крупного кварцевого песка и одна часть белого цемента. Этот состав в сухом виде перемешивался (гарцевался) до получения однородной смеси. Приготовленная смесь заливалась водой и снова размешивалась. На 8–10 частей раствора брали одну-две части воды (на 10 вёдер раствора два ведра воды). Полученный таким образом раствор имел тестообразный вид, т.е. не был ни жидким, ни сухим. При влажном песке воды употреблялось меньше. Правильное замешивание раствора имеет большое значение. Когда раствор густоват, в него нужно добавлять немного воды, а когда жидковат – добавлять сухую смесь того же состава.

Перед набивкой в форму раствора форма внутри смазывалась (протиралась кистью) очень тонким слоем технического вазелина или стеариновой смазкой и оплескивалась жидким раствором белого цемента. Затем во все уголки формы укладывался слой раствора и хорошо уплотнялся. Делалось это рукой в резиновой перчатке. После этого форма заполнялась тем же густым раствором с укладкой арматуры (проволоки). Заполненная форма через 20–24 часа переворачивалась на деревянном щите и разбиралась. Оставшиеся после разборки формы на отливке швы затирались, а если на полученных отливках получались дефекты,.. они заделывались аналогично приготовленным раствором. После такой отделки детали готовы, их нужно только выдержать во влажном состоянии в течение 5–7 дней. За это время изделие набирало необходимую прочность. Окончательную прочность детали получали через 21 сутки.

...По второму способу... форма не смазывалась смазкой. В форму накладывался тонкий слой полусухого раствора, который уплотнялся песочным тампоном (в данном случае песок насыпался в рукавицу), и им пристукивали раствор. На уплотнённом слое раствора ножом делалась нарезка. Затем внутренние стенки формы ополаскивались тонким слоем жидкого раствора, и вся форма сразу заполнялась густым раствором с прокладкой арматуры и уплотнением деревянной колотушкой. Изделие находилось в форме в течение 12-16 часов, после чего форма разбиралась. Семь-десять дней отлитая деталь выдерживалась во влажном состоянии».

Разумеется, если у прихода есть возможность, лучше изготовить детали из настоящего белого камня.

 

Раствор. Оштукатуривание храма

Применение неправильно составленного раствора со временем может вызвать на храме катастрофические последствия. Причём речь идёт как о кладочном, так и о штукатурном растворе.

Подавляющее большинство храмов в России было сложено на известковом растворе. Собственное производство цемента (портландцемента) было начато в России в 1863 г., а до этого он завозился из западной Европы. Достаточно широкое распространение цемента наблюдается к 1900-м годам. В 1900 году в России выпускалось 670 000 тонн цемента, а в 1913 г, – 1 670 000 тонн. Поэтому некоторые храмы, построенные в начале XX века, сложены уже на цементе. К сожалению, цементным раствором в эти годы были оштукатурены многие храмы, сложенные на известковом растворе. Последствия многие настоятели наблюдают у себя на приходе, когда от храма откалываются целые пласты цементной штукатурки, увлекая за собой значительную часть лицевой кирпичной кладки, намертво соединённой с цементом.

При реставрации храмов, сложенных на известковом растворе, категорически запрещено применение чисто цементных растворов. Результаты низкокачественного ведения работ при реставрации мы сегодня наблюдаем регулярно: очень большие части здания, сложенные на цементном растворе, целиком выпадают из существующего храма. Мне нередко приходилось видеть здания, отреставрированные в 60-80 годах: порталы и наличники, иногда единым блоком, лежат на земле, поскольку при реставрации они были сложены на цементном растворе.

Другая крайность – это попытка вести кладку на чистой извести. Поскольку известь требует длительной обработки, да и контроль за исходным сырьём практически невозможен, то использование сейчас чистой извести практически не встречается. Не стоит забывать, что кладку на известковом растворе прекращали за два-три месяца до морозов, чтобы известь набрала прочность.

В настоящее время в реставрационной практике используется сложный цементно-известково-песчаный раствор. Сложный раствор начал использоваться в строительстве с 80-х годов XIX в. как за рубежом, так и в России. Например, в Петербурге в 1895–1896 г. были построены дома на растворе 1ц:5и:8п., то есть 1 часть цемента/5 частей извести/8 частей песка.

Хотелось бы напомнить, что сейчас эта технология практически полностью утрачена, поэтому желательно перед началом работ поинтересоваться у подрядчика, знаком ли он со сложными растворами для кладки. Если подрядчик будет вас убеждать, что всё это ненужно и устарело, лучше отказаться от такого подрядчика.

Напоминаю, что пропорциональный состав сложных растворов различен и определяется как поставленными задачами, так и исходными материалами.

Храмы, сложенные на известковом растворе, могут быть оштукатурены только известковой штукатуркой. Напоминаю, что известковая штукатурка обладает хорошей паропроницаемостью, благодаря этому влага, находящаяся в кладке стены, легко проходит сквозь штукатурку и испаряется.

Необходимо также отметить, что многие храмы были не оштукатурены, а покрыты обмазкой. Обмазка – это нанесение извести тонким слоем прямо по кирпичу. Обмазка наносится специальной кистью. Обмазка может быть белой, но может также в дальнейшем окрашиваться. Штукатурить храмы, которые были покрыты обмазкой, с реставрационной точки зрения неправильно. В некоторых случаях все же допускается оштукатуривание обмазанной поверхности, в частности, когда лицевой слой кладки стен сильно разрушен. Тем не менее, этот вопрос должен быть согласован со специалистом-реставратором.

Как уже отмечалось, катастрофические последствия для храма, сложенного на известковом растворе, вызывает оштукатуривание цементной штукатуркой. Влага, постоянно поступающая через фундамент, поднимается капиллярно по стенам, под действием солнца устремляется к нагретой поверхности стены и испаряется. Если стена оштукатурена цементом, а цемент не пропускает влагу, то влага остается или в толще стены, или скапливается под цементной штукатуркой. В результате этого кладка остаётся постоянно сырой и разрушается. Регулярное замерзание воды, скопившейся под штукатуркой весной и осенью во время суточного цикла, и увеличение льда в объеме вызывают быстрые обрушения штукатурки со значительными фрагментами лицевой части кирпича. Особенно тяжелые разрушения такого типа бывают на углах храма на уровне кровли из-за большего объёма воды, попадающего под цементную штукатурку.

Кроме этого, мне приходилось сталкиваться со случаями, когда прорабы, пришедшие из современного строительства, пытались применять современные методы и требования на храмах. В частности, на одном из храмов к поверхности фасадов пристрелили металлическую сетку, причём сделано это было из самых лучших побуждений. Достаточно легко представить себе последствия подобных действий для храма, сложенного на известковом растворе.

Встречаются случаи, когда делается попытка вывести внутреннюю поверхность храма идеально по отвесу – как говорят «в ноль». Поскольку все храмы имеют достаточно неровную поверхность стены, что особенно характерно для нашего провинциального и сельского строительства, то для получения идеально прямой поверхности неопытные строители наносят в некоторых местах слой штукатурки, достигающий 50мм и более толщины, тогда как на расстоянии 2–3м он может уже иметь толщину 10мм. Это желание подогнать поверхность под современные нормы совершенно недопустимо. Для русской архитектуры как раз характерна «кривая прямая поверхность», повторяющая прогибы стены. Только опытный строитель, проработавший в реставрации не один год, не будет возмущаться в ответ на требование соблюдать строительные особенности, характерные для старой русской архитектуры. Храмы, имеющие в плане углы точно в 90°, – в старой русской архитектуре также явление достаточно редкое.

 

Металл

Приобретение металлического сортамента менее сложно, чем приобретение большемерного кирпича. В основном вопрос касается своевременного изготовления металлических изделий: обычно с весны все кузнечные мастерские перегружены работой, поэтому очень трудно разместить заказ. Многие металлические изделия устанавливаются во время кирпичных работ, например, оконные решётки, подставы дверей и т.п. По непонятной причине изготовление металлических изделий часто откладывается на последний момент. И мне регулярно приходится наблюдать, как рабочие сверлят уже выложенную кладку, чтобы завести в неё, например, подставы для двери. Совершенно очевидно, что качество таких работ невысокое, металлические изделия имеют низкую степень сцепления с кладкой и т.д.

Кроме этого, необходимо отметить и такой важный вопрос, как сечение металлических изделий. Дело в том, что качество металла в старых постройках ниже современного. Старый металл по своему составу ближе к чугуну. Соответственно, чтобы обеспечить прочность конструкции, будь то подставы, или металлические связи, сейчас можно было бы использовать металл меньшего сечения. Тем не менее, это абсолютно неверно и с точки зрения эстетической, и с точки зрения реставрационной, если идёт речь о видимых элементах.

Напоминаю несколько регулярно встречающихся ошибок. В храме можно часто видеть металлические связи, идущие от одной стены до другой. Располагаются они на уровне пят сводов. В годы советской власти, когда храмы использовались под склады, машинно-тракторные станции и т.д., связи часто вырезались по самым разным причинам. При восстановлении храма необходимо использовать то же сечение металлических брусьев, остатки которых всегда торчат из стен, так как при использовании небольших сечений будет казаться, что под сводами натянули верёвки.

Ещё хуже с эстетической точки зрения выглядят   восстановленные металлические ограды храма, решётки окон или решётки ограждений ярусов звона колокольни. Очень часто их делают из металлических прутьев очень маленького сечения, что сразу выдаёт их позднее происхождение, да и с художественной точки зрения нет той основательности и солидности, что свойственно традиционному искусству. С реставрационной точки зрения это просто очень грубая ошибка.

 

Дерево

Закупку, по крайней мере, части пиломатериалов лучше производить заранее. При использовании пиломатериалов для тех или иных работ влажность древесины не должна превышать норм, установленных ГОСТом. К сожалению, слишком часто заявленные продавцом характеристики древесины не соответствуют реальности, и обнаруживается это уже после того, как материалы использованы в дело. Поэтому для ответственных работ, например, устройства каркаса иконостаса, лучше приобрести материалы с таким расчётом, чтобы они успели просохнуть.

При заказе столярных изделий: окон, дверей и т.д. – также приходится сталкиваться с недобросовестными столярными мастерскими, использующими низкосортный сырой материал. Рекомендую очень внимательно подойти к этому вопросу, так как регулярно приходится видеть, как вновь изготовленные окна и двери или не открываются (и не закрываются), или растрескиваются. Кроме этого, нередко столярная мастерская всеми силами старается навязать вам изделия, изготовленные из дуба, под предлогом, что из сосны получится изделие низкого качества. Предложение это связано обычно с желанием заработать побольше. Разумеется, изделия из дуба более долговечны, тем не менее, окна и двери прекрасного качества можно изготовить и из сосны, если она соответствует ГОСТам для столярных изделий. За многолетнюю практику я и мои уважаемые коллеги достаточно редко встречали столярные изделия из дуба. Подавляющее большинство изделий было выполнено из сосны – приблизительно 95%. Об этом я уже писал выше.

Аргумент столяра, что дуб – красивый материал, в данном случае не имеет значения, так как столярные заполнения в России практически всегда окрашивались.

Установки пластиковых стеклопакетов надо избегать любой ценой. Это современная система, внешний вид которой абсолютно не соответствует архитектуре старого храма. Кроме того, пластиковые окна и двери герметичны, что снижает проветривание храма через неплотности окон и дверей. Наиболее опытные архитекторы-реставраторы считают, что пластиковые окна – это медленная гибель старого храма: кладка в течение нескольких десятилетий может превратиться в кирпичную труху. Для повышения теплоизоляции возможно устраивать тройное остекление. Изготовить правильно деревянные стеклопакеты большинству приходов не по карману. Если уж в силу экономических причин вы вынуждены установить пластик, то по крайней мере, пусть переплёты будут светлые, если возможно, слегка серые. Устанавливать пластик под дуб или другую породу дерева абсолютно неверно, поскольку переплёты обычно красились в белый цвет, да и подделка под другой материал всегда выглядит фальшиво. Во вновь строящихся храмах пластиковые окна возможны, но эстетически они всё равно не выдерживают никакой критики.


Андрей ТУТУНОВ,
архитектор

Продолжение следует…

 

Другие публикации Андрея Тутунова по теме реставрации и строительства храмов:

С чего надо начинать?

Ведем фотофиксацию и разбираем завалы

Очистка сводов и обрушение фрагментов, растительность на храмах

Археология, консервация, инженерные рекомендации

Поговорим о фундаментах

Как спасти своды и защитить храм от влаги

Архитектурная часть проекта реставрации

Приспособление сохранившихся строений и обустройство интерьера

Рабочие чертежи

 

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика