Реставрация и строительство храмов: архитектурная часть проекта реставрации
07.08.2020
В продолжение серии публикаций про то, на что следует обратить внимание во время проведения реставрационных работ в храме, архитектор Андрей Тутунов расскажет о таком важном этапе, как создание проекта реставрации, и рассмотрит особенно распространенные ошибки при воссоздании декоративных элементов, наверший, покраске стен и кровли.
Как и в предыдущей главе, я обращаю внимание только на те вопросы, которые чаще всего возникают у прихода. Если приход заключает договор с реставрационной организацией, то последняя должна предоставить всю документацию в соответствии с действующими нормативами, а также обеспечить архитектурный и, возможно, инженерный надзор во время ведения работ.
Приведенный ниже перечень работ затрагивает только вопросы, связанные с архитектурной частью проекта реставрации:
-
Выбор реставрационной организации, архитектора
-
Архивные изыскания
-
Обмерные чертежи и фотофиксация
-
Эскизный проект
-
Рабочие чертежи
-
Отдельно стоит вопрос об археологии.
Нельзя обойти молчанием также и разногласия, наиболее часто возникающие между архитектором и заказчиком, в данном случае – архитектором и настоятелем, или архитектором и приходским советом. Кроме этого, я хотел бы предложить одно из архитектурных решений, которое можно использовать, когда от храма осталась только колокольня, что встречается достаточно часто.
Выбор проектно-реставрационной организации
и архитектора
Если вам порекомендовали какого-либо архитектора или организацию, не торопитесь заключать с ними контракт. Проверьте их с административно-правовой стороны, обязательно побывайте в отреставрированных ими храмах, выясните, сколько времени существует эта организация, то есть сделайте то же самое, что и при выборе инженерной организации. Нередко проектные организации предлагают услуги по подбору смежных проектных организаций – например, инженерно-строительных фирм или разного рода специалистов. Не торопитесь соглашаться в надежде на то, что с вас снимается часть забот. В результате за те же проекты по сантехнике или электрике вы будете вынуждены заплатить в два-три раза больше.
Не стоит также доверять работу представителям пусть близких, но совершенно других профессий. В моей практике было два случая, когда на одном из храмов должность ведущего архитектора занимал искусствовед, а в другом – художник.
Начните разговор с архитектором и со строителем с того, что попросите их показать соответствующие дипломы о специальном образовании. За последние годы мне встречались архитекторы и строители с образованием: врач-психиатр, врач-педиатр, инженер авиационной техники, геодезист, искусстовед, бывший офицер-связист и т.д. и т.д.
Архивные изыскания
Одновременно с обмерами необходимо произвести архивные изыскания, чтобы иметь максимум как письменных, так и иконографических материалов для выпуска проекта реставрации. К сожалению, часто этой стороне реставрационных работ не уделяется серьёзного внимания. Основных причин две:
-
у прихода нет средств, чтобы нанять архивиста;
-
необъяснимо легкомысленное отношение к этому этапу работ, связанное с низким уровнем общего образования у настоятеля. Регулярно приходится слышать: «Мы посмотрели в архивах, да нам сказали, что ничего нет», причём совершенно очевидно, что архивные изыскания были выполнены только для проформы, чтобы в случае необходимости отчитаться перед церковноначалием.
Тем не менее, этот этап абсолютно необходим для проведения грамотной реставрации храма.
Обмеры и обмерные чертежи
Данный этап является обязательным и регламентирован как таковой законодательством.
Практически всегда для выпуска эскизного проекта необходимо произвести обмеры скрытых архитектурных элементов: цоколя, засыпанного землёй, остатков наличников, скрытых поздней штукатуркой и пр. Для этого приход должен заранее выделить нескольких рабочих, которые по указанию архитектора выполнят необходимые работы по рытью шурфов или удалению фрагментов штукатурки. Желательно этот вопрос решить заранее, а не в последнюю минуту, что неизбежно влечет за собой потерю времени.
Обмерные чертежи необходимы, в основном, архитектору, но настоятель всегда может попросить себе несколько копий. В любом случае том с обмерными чертежами, историческая справка и пр. будет предоставлен архитектором для подачи в государственные инстанции и заказчику.
Эскизный проект реставрации
Это также обязательный этап, регламентированный законодательством.
Именно на этом этапе часто начинаются разногласия между архитектором и приходом. Наиболее часто встречающиеся разногласия – это разногласия из-за проекта фасадов и интерьеров.
1. Фасады
Многие храмы, особенно древние, за время своего существования подвергались значительным переделкам: достраивались колокольни, менялись главы, формы кровли и т.п. Существуют различные методы реставрации в зависимости от типа того или иного памятника. Этой теме посвящена обширная литература как у нас, так и за рубежом. Основная проблема, с которой сталкивается архитектор, – это попытка прихода разобрать ту или иную часть храма и заменить ее другой по той причине, что архитектурный стиль постройки или какого-либо элемента не соответствует, с точки зрения прихода, «истинно православной архитектуре». Напротив, утраченные элементы часто пытаются восстановить в «православных русских формах» как их понимает настоятель и приходской совет. В основном это касается глав, крестов, дверей, штукатурного декора, иконостаса и др.
2. Завершение храма
Любой священник из курса семинарии должен помнить, что Православная Церковь признает все формы креста, а не только восьмиконечный.
Тем не менее, постоянно приходится напрягать все силы, чтобы убедить священника в том, что необходимо устанавливать крест той формы, которая соответствует архитектурному стилю храма. Поскольку древних памятников у нас сохранилось мало и, в основном, восстанавливаются храмы XVIII – начала XX вв., то достаточно часто встает вопрос об установке четырехконечного креста, иногда с полумесяцем в основании. Священник требует, чтобы на храме, независимо от времени его постройки, обязательно установили восьмиконечный крест. Конфликты на этой почве стали уже общим местом в противостоянии архитектора и прихода.
Все это самодурство и, по сути дела, беззаконие прикрывается мнимым радением о чистоте Православия. Довольно часто делаемые заявления, что храм – это, прежде всего, храм, а всё остальное неважно, также свидетельствует о невысокой культуре говорящего. Правильнее было бы сказать, что храм – это прежде всего храм, но и памятник русской церковной архитектуры.
3. Купола
Еще более странным выглядит желание устанавливать купола «православной» формы. Тем не менее, с такой проблемой мне тоже приходилось сталкиваться. Требование ставить, например, на ампирный храм, построенный в начале царствования императора Николая I, луковицу в стиле конца XVII века, очевидно, не нуждается в каких-либо комментариях. Например, если сохранились старые фотографии и на них видно, что купол имел форму шара, что характерно для стиля ампир, то и восстанавливать надо шар, а не луковицу, как хочется некоторым батюшкам. Если колокольня завершалась шпилем, то и восстанавливать надо шпиль, а не барабан с луковичной главой. В моей практике я трижды сталкивался с тем, что священник требовал устроить на колокольне главу вместо первоначально существовавшего шпиля. Мотивировалось это тем, что луковичная глава – это «настоящая православная архитектура»!
4. Покраска храма
Часто возникают проблемы с покраской храма. Она должна соответствовать эпохе строительства: в эпоху барокко были приняты одни цвета, в эпоху ампира – другие. Достаточно обратиться к специальной литературе, чтобы свести к минимуму ошибки. Я подробно останавливаюсь на покраске потому, что ее практически всегда производят без согласования с архитектурным надзором.
Если же вы всё-таки решили покрасить храм сами, то попытайтесь сначала найти следы первоначальной покраски. Чаще всего она сохраняется во внутренних углах, куда не попадает дождевая влага: под уличными подоконниками, в углах между стеной алтаря и собственно храма, стеной трапезной и стеной храма, под карнизами и в других малодоступных местах. Необходимо учитывать, что всегда имеется несколько слоев покраски, и необходимо определить каждый цвет. Образцы берутся с разных мест храма.
В последние десятилетия среди духовенства появился достаточно распространенный предрассудок: если храм посвящен Богородице, то обязательно красить храм в сине-голубой цвет, а если Святой Троице, то в зеленый. Это абсолютная дикость, такого в дореволюционной России никогда не существовало. Храм должен быть покрашен в тот цвет, который был первоначально. Забудьте про синий цвет – это чисто постсоветское явление за редчайшим исключением.
Проблема намного сложнее, если храм имеет несколько периодов строительства. Предположим, что храм построен в эпоху барокко и основное поле стены было покрашено в глубокий вишнево-красный цвет. В эпоху ампира к храму пристроили трапезную и покрасили весь храм в распространенный в ампире желтый цвет, а в начале XX века к трапезной пристроили кирпичную неоштукатуренную колокольню. В какой цвет красить храм? Ответ в таком случае может дать только специалист.
Напоминаю об еще одной распространенной ошибке. На всех храмах России выступающие части за редким исключением красили в белый цвет. Я встречал храмы, где батюшки красили выступающие части – наличники, колонны, карнизы – в синий или зеленый цвет, а основное поле стены – в белый. Это абсолютно неверно и безграмотно. Выступающие или западающие части должны быть белыми.
Несколько замечаний о краске для фасадов
Сегодня наилучшей краской для храма является силикатная краска. К сожалению, она очень дорогая, поэтому, если нет возможности ее приобрести, рекомендую использовать акриловую краску на водной основе. Акриловая краска на органических растворителях имеет более мелкие частицы, паропроницаемость ее ниже, чем у краски на воде, поэтому она менее подходит для покраски храма.
При использовании водной акриловой краски обязательна предварительная грунтовка. Обычно грунтовка имеет органический растворитель.
Акриловая краска в своем составе содержит пластификатор, который обладает электростатическим эффектом, то есть притягивает пыль из воздуха, которая оседает на окрашенной поверхности. Дешевые краски обладают более высоким электростатическим эффектом, поэтому загрязняются быстрее, так что не экономьте на краске, покупайте краску серьезных производителей. Еще одно замечание: все мировые ведущие производители строительных красок дают гарантию два, редко три года. Если вы видите на какой-нибудь турецкой или китайской краске гарантию в пять и более лет, то это откровенная ложь.
5. Кровли
До революции существовали два основных цвета кровель – зеленые и красно-кирпичные. Деревянные кровли со временем приобретали серый цвет. Синие кровли, которые так любят некоторые батюшки, не существовали никогда.
Если вы строите новый храм, можете покрасить, как хотите, но на старом храме соблюдайте традиционные цвета.
Покраска куполов в голубой цвет – также явление очень позднее, особенно голубые купола получили распространение в советскую эпоху. Чаще всего купол красится в цвет кровли или золотится. Купола светло-синего цвета также иногда встречаются в русской архитектуре, например, купола собора Троице-Сергиевой Лавры или в Псково-Печерском монастыре, но купола светло-голубого цвета, повторяю, – это советское явление. Хотел бы отметить тут одну из часто встречающихся ошибок: некоторые священники считают, что если крыша на храме выпуклая, то это тоже купол, и потому красят ее в синий цвет. Это абсолютно неверно: крыша, вне зависимости от ее формы, никогда не красится в синий цвет.
К сожалению, сейчас на большинстве храмов кровли делаются неправильно. Ошибка заключается в том, что не делается правильный водоотвод и не устанавливаются водосточные трубы. Вода стекает по всей ширине крыши и свободно падает вдоль стен. Это абсолютно неверно, так как очень сильно вредит сохранности стен. Штукатурка и стены из-за ветра, задувающего стекающую воду на стену, впитывают в себя значительную часть падающей воды и разрушаются.
Также необходимо предусмотреть грамотный водоотвод на земле, то есть ливневую канализацию.
Вопросы, связанные с цветом кровли, возникают при использовании металла, окрашенного в заводских условиях. На заводе цвет составляется при помощи колеровочной машины, в него входит много разных пигментов. Чаще всего на рынок попадает металл, окрашенный в «модные» цвета или цвета, характерные для автомобильной промышленности. Например, получить «традиционный» зелёный цвет бывает далеко не просто. Чаще всего он имеет оттенки искусственного синего спектра разной степени интенсивности. Поверхность металла при заводской окраске также выглядит как автомобильное крыло, правда, с годами блеск исчезает, и поверхность становится матовой.
При приобретении окрашенного металла желательно найти металл «чистого» цвета – без примесей большого числа других пигментов. Кроме этого, обязательно покупайте металл на всю покрываемую поверхность от одного производителя одновременно, так как, если вы приобретёте металл небольшими партиями, то наверняка он будет разных оттенков. Это особенно заметно после того, как металл будет уложен на место.
Медные кровли. В последнее время получило распространение покрытие медью. Это прекрасный долговечный кровельный материал, но, к сожалению, очень дорогой, поэтому не все храмы могут себе его позволить. Соответственно, и рабочие-кровельщики должны иметь очень высокую квалификацию. Медь можно не красить, а оставить ее натуральный цвет. Тем не менее, если вы решили покрасить медную кровлю в зеленый цвет, необходимо грамотно подобрать грунтовку, соответствующую меди. Краска накладывается в два слоя.
6. Штукатурные элементы
Большой опасности подвергаются штукатурные элементы. На ряде храмов я наблюдал одну и ту же картину: подрядчик часто не понимает значения для облика храма декоративных штукатурных элементов, они кажутся ему ненужными, излишними. Поэтому предпринимаются попытки как можно быстрее сбить сохранившиеся остатки штукатурного декора и все «ровненько» заштукатурить, а при обсуждении эскизного проекта этот вопрос подрядчик старается не поднимать. Напоминаю, что штукатурные элементы – карнизы, наличники и т.д. – являются неотъемлемой частью архитектуры. Кстати, архитектор обязан дать чертежи на все профили штукатурных элементов.
7. Архитектурные детали
При ремонте храма силами прихода и при отсутствии архитектурного надзора повсеместно наблюдается одно и то же грубейшее нарушение. При восстановлении архитектурных деталей недобросовестные подрядчики и малограмотные рабочие заменяют тонко проработанные дореволюционные детали безобразными подделками, ничего общего не имеющими с первоначальными формами. Грамотное выполнение архитектурных деталей – карнизов, наличников, цоколей и т.д. – обязательно. Самостоятельное придумывание профилей карнизов, наличников и т.д. категорически запрещено. Хотя кроме специалиста, скорее всего, никто не заметит допущенных ошибок, тем не менее:
-
во-первых, никто не будет спорить, что любое дело надо делать добросовестно;
-
во-вторых, это аналогично с богослужением: рядовой прихожанин, а тем более «захожанин» который путает антиминс с антифоном, не заметит, что вы во время службы что-то выпустили для сокращения службы, но вы-то это знаете и знаете, что сделано это по человеческой слабости;
-
в-третьих, для старой русской архитектуры характерно большое количество тонко проработанных деталей.
Архитектурные детали подчеркивают масштаб здания и придают ему неповторимую красоту, даже если вы рассматриваете храм с близкого расстояния. В этом одно из отличий старой архитектуры от современной.
8. Отмостка вокруг храма
Отмостка вокруг храма обязательна. Тем не менее, она не делается или выполняется часто абсолютно безграмотно. Приведу выдержку из профессиональной статьи об отмостке во избежание ошибок.
«Поверхность отмостки должна быть пористой и хорошо испаряющей воду, а это означает, что глина, бетон и асфальт не должны использоваться при устройстве отмосток. Покрытиями, отвечающими указанным качествам, могут быть природные камни (булыги, брусчатка, лещадная плитка и т.п.). Основанием под отмостку должна служить фильтрующая постель, состоящая из щебня и песка (аналогично конструкции пластового дренажа, только в этом случае в нижнем слое фильтра будет щебень, а в верхнем — песок). Камни покрытия необходимо укладывать с уклоном 6-10%. Такой же уклон должно иметь и ложе под отмостку, в которое втрамбовывается щебень (рис. 25). Вдоль отмостки прокладывается и заполняется щебнем грунтовый лоток, принимающий воду из фильтрующей постели и отводящий ее в дренаж либо в закрытую систему водостока или на рельеф.
Конструкция устройства отмостки
Такая конструкция отмостки отвечает предъявляемым к ней требованиям. Во-первых, камни укладываются с уклоном 6-10% – на отмостке с таким уклоном вода задерживаться не будет. Во-вторых, минимум воды, все-таки проникшей под отмостку, а также конденсат, образовавшийся под покрытием, будут частично испаряться через швы и отверстия между камнями, а частично — стекать в грунтовый лоток. Швы и отверстия между камнями тщательным образом засыпаются и затираются крупным песком. Эта операция повторяется многократно, до тех пор, пока песок не перестанет сыпаться между камнями. Камни подбираются таким образом, чтобы отверстия между ними были минимальными»¹.
Устройство сплошной железобетонной отмостки вокруг храма категорически запрещено. Железобетонная отмостка не пропускает сквозь себя капиллярную влагу, которая устремляется в сторону стены и всасывается стеной со всеми вытекающими отсюда последствиями.
9. Пристройки: разборка, новое строительство
Вопрос разборки того или иного позднего элемента или пристройки не нов. В довоенные годы и вплоть до начала 70-х годов среди части реставраторов существовало мнение, что возможно разбирать и уничтожать большую часть позднейших наслоений.
В ряде случаев это было, безусловно, оправданно, что хорошо видно на примере Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, собора Андрониевского монастыря в Москве и т.д.
Но в других случаях уничтожались трапезные и колокольни, пристроенные к древнему храму в эпоху ампира и позже. После того глобального уничтожения, которому подверглось наше архитектурное наследство, сегодня мало у кого из трезвомыслящих реставраторов поднимется рука снести, скажем, крыльцо конца XIX века, пристроенное к храму XVII века. Но теперь, увы, «болезнью» сноса поздних пристроек «заболели» приходские батюшки. Отцы, прошу Вас, не повторяйте наших ошибок!
К сожалению, из-за распространения коррупции среди чиновников бывают случаи, когда приходы в обход епархиального начальства получают разрешение на сооружение притворов, колоколен и других пристроек к старому храму. Тут уж всё остаётся на совести настоятеля и прихода. Хочу напомнить, что такие разрешения выдаются за определённую «благодарность», которой соответствует вполне определённая статья УК РФ (глава 30, ст.291).
Помните также и о том, что любые попытки пристроить к храму, являющемуся памятником архитектуры, современные пристройки, меняющие исторически сложившийся вид храма, совершенно недопустимы и являются преступлением перед культурой и историей нашего Отечества!
Вокруг каждого храма существует так называемая охранная зона, строить в которой можно только после получения разрешения. К сожалению, это закон регулярно нарушается.
Обратимся к закону. Что наше законодательство говорит о строительстве в зоне памятника и последствиях его неисполнения? Согласно Статьи 34.1 (Защитные зоны объектов культурного наследия) Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются: …для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника» (для ансамбля, соответственно, 150 м. и 250м.). А в случае отсутствия «утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию» (для объектов вне границ населенного пункта, соответственно, 300 м.).
Естественно, что в защитной зоне ничего строить нельзя. Если орган охраны выявляет факт незаконного строительства, то выписывает предписание о сносе незаконно построенного здания, если предписание не выполняется, следует штраф и иск в суд о сносе этого строения. Такова практика, и она железная.
Иногда необдуманные перестройки могут вызвать не только нарушение исторического вида храма, но в долгосрочной перспективе повести к конструктивным нарушениям. На одном из храмов в Московской области на колокольне были надстроены никогда не существовавшие два дополнительные яруса звона. Насколько грамотно были проведены исследования несущей способности фундаментов, неизвестно. Нет никакой гарантии, что через 10-20 лет не появятся просадки фундамента и колокольня потребует дорогостоящих инженерных работ. Кроме того, храм потерял свой первоначальный облик. Последнее обстоятельство, к сожалению, мало кого беспокоит.
Андрей ТУТУНОВ,
архитектор
Продолжение следует…
_______
¹ Микроклимат церковных зданий. Основы нормализации температурно-влажностного режима памятников культовой архитектуры. Девина Р.А., Илларионова И.В., РебриковаН.Л., Бойко В.А., Кронфельд Я.Г., Дорохов В.Б., Логачева Т.В. ГосНИИР, М., 2000.
Другие публикации Андрея Тутунова по теме реставрации и строительства храмов:
Ведем фотофиксацию и разбираем завалы
Очистка сводов и обрушение фрагментов, растительность на храмах
Археология, консервация, инженерные рекомендации
Как спасти своды и защитить храм от влаги
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:
![]() |
Яндекс-деньги: 41001232468041 |
![]() |
Webmoney: R287462773558 |
Банковская карта |
4261 0126 7191 6030 |
Также можно перечислить на реквизиты:
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25
В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.