Протоиерей Александр Овчинников: смысл жизни священника – в апостольстве
10.11.2023
Благочинный Константиновского округа Волгодонской епархии протоиерей Александр Овчинников, батюшка с 30-летним опытом служения в священном сане, рассказывает о секретах воспитания своих детей, о том, почему опасно плохо преподавать в воскресной школе, и чему там надо учить детей, в чем особенности общения священника с казаками, как трудно осознать и ощутить необходимость апостольского служения священника, а также почему важно не нарушить свободу человека в Церкви.
Отец Александр, каждый человек приходит к Богу своим путем и в свое время. Как это произошло у вас? Для вас это стало исключительно личным выбором, или наложила отпечаток также преемственность поколений?
– Я из священнической семьи. Мой отец, протоиерей Николай Овчинников, – священнослужитель. Долгие годы служил на донской земле, был настоятелем храма Святой Троицы в городе Семикаракорск, благочинным Семикаракорского округа. Я в пятнадцать лет принял крещение. Отец Борис Павленков, который открывал здесь в 1988 году Покровский храм, совершил Таинство, и с тех пор моя жизнь связана с Церковью. Три родных брата моего отца – также священнослужители. У моей родной сестры муж – священник. Мои двоюродные братья также приняли священнический сан.
Батюшка, в вашей собственной семье трое детей. Какими принципами вы руководствуетесь в воспитании?
– Старшей моей дочери уже 30 лет. Она замужем, работает в Ростове-на-Дону отоларингологом. У меня уже есть внук. Средний сын работает психологом в областном центре. Младшая дочь учится на третьем курсе ДГТУ на архитектора.
В процессе воспитания мы руководствовались обычными христианскими принципами: почитание, уважение, послушание у детей должно быть. Но при этом конечно же, любовь к ним. Детям нужно давать свободу, однако при этом они должны знать свои обязанности и стараться исполнять, с самого младенчества мы начали понемногу приучать их к порядку. Поэтому они у меня организованные, ответственные все получилось в жизни.
Вы были одним тех, кто стоял у истоков возрождения приходской жизни в этих местах. Какие события того времени остались в памяти, и кто помогал в этом непростом, но богоугодном деле? Сейчас вы благочинный Константиновского округа. Расскажите, как живет Церковь на константиновской земле, как возрождаются храмы?
– Когда я пришел сюда, в Константиновский район Ростовской области (а было это в 1993 году, тогда меня рукоположили сначала в сан священника), я стал первым настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в хуторе Нижнежуравский. Это был второй православный приход в нашем районе. На сегодняшний день в Константиновском районе шестнадцать приходов. За эти 30 лет я открыл здесь четырнадцать приходов. Первыми были общины в станицах Николаевской, Мариинской, на территории ИК-5 в Константиновске, затем открыли приходы в хуторах Белянском, Суворове, поселке Стычновском и других.
Для Константиновского района очень много сделали ныне уже почившие священнослужители: отец Борис Павленков, который в 1988 году открыл в нашем городе храм Покрова Пресвятой Богородицы, отец Александр Бондаренко, который несколько лет служил в Константиновском Свято-Покровском храме, а затем благодаря ему и был построен храм в поселке Стычновском при поддержке директора совхоза. Да и сейчас нашими священнослужителями очень много делается – благодаря их трудам, заботам и стараниям строятся и преображаются храмы нашего района. Появляются у нас и новые священнослужители. Ну и, конечно же, помогали и власти, фермеры и предприниматели, которые не остаются безучастными и оказывают посильную помощь.
Мы потихоньку ставим первостепенные задачи, которые нужно решить. И всем миром, с помощью фермеров, предпринимателей и просто неравнодушных людей стараемся это благое дело делать общими усилиями.
Отец Александр, вы настоятель самого большого храма в районе, Покровского. Расскажите, чем живет приход.
– Богослужебная жизнь нашего храма теперь отличается тем, что у нас проходят ежедневные богослужения. И это, конечно, оправданно тем, что идет специальная военная операция и нужно молиться за наших бойцов. Ежедневно в храме возносится молитва «О мире на Святой Руси», которую благословил Священный Патриарх Кирилл. Каждый прихожанин теперь имеет возможность ежедневно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.
В 2020 году на территории храма создан гуманитарный центр, где каждый нуждающийся может что-то найти для себя – продукты питания, одежду или обувь.
В Покровском храме уже более десяти лет действует воскресная школа. Вы много взаимодействуйте с детьми. Что для вас главное в общении с ними?
– Да, у нас действует воскресная школа, две группы: младшая и старшая.
В наш храм ходят молодые люди, уже семейные, приводят своих детей, которые когда-то сами были воспитанниками воскресной школы. И труд наших преподавателей, безусловно, очень серьезен и ответственен.
Я всегда говорю нашим преподавателям, что наша цель – это не столько знания, чтобы ребенок выучил число колен Израилевых или все имена Ветхого Завета. Наша главная цель – чтобы ребенок любил Бога, имел знания о своем Боге в объеме больше Нового Завета, чем Ветхого, чтобы он с этой любовью жил – привитые правила жизни потом пригодятся ему в жизни.
Можно плохо преподавать человеку математику и русский язык, и он потом не будет любить эти предметы, а в жизни будет хорошим порядочным человеком, но если мы станем плохо преподавать религиозные предметы и привьем неуважение и нелюбовь к религии, Церкви, то загубим душу, и не будет нормального, хорошего человека. А это самая большая проблема.
Поэтому воскресная школа у нас – это всегда воскресное богослужение. После которого проходит чаепитие с общением, а потом уже начинается занятие. И важно, чтобы оно проходило непринужденно, «не напряжно», в тихой, спокойной, почти семейной обстановке, как дома.
Как в вашей жизни появилось казачество, и что вы видите самым главным в послушании духовника казаков?
– Я казак по происхождению – мой прапрадед по маминой линии был атаманом станицы Морозовской. Отец у меня тоже родом из казаков, и поэтому дома у нас всегда были казачьи устои, традиции. Поэтому возрождение казачества для меня – не возрождение какой-то организации или какой-то идеи, а возрождение моего народа.
Поэтому будет распоряжение священноначалия быть казачьим духовником, наставником или нет, я буду все равно со своим народом, с казаками. Буду болеть этой идеей и заниматься этим. А главным в послушании духовника считаю терпение, потому что казаки – народ своеобразный, свободолюбивый, всегда высказывавший и отстаивающий свое мнение.
Настоятель храма, благочинный округа, духовник казаков – все это требует больших усилий. Что дает вашей душе эта деятельность?
– Вы понимаете, когда человек занимается любимым делом, он получает от этого удовлетворение. Если человек не на своем месте и не любит то, что он делает, он всегда будет находиться в состоянии дискомфорта. Я могу сказать, что мне хорошо от того, что я делаю. Считаю, что я на своем месте. И дай Бог еще потрудиться многая лета.
Что считаете своим самым главным достижением на сегодняшний день?
– Для духовника самое главное достижение в том, что он может служить Божественную литургию, соединяться со своим Богом. Это самое главное для христианина. Я подготовил к рукоположению в сан 37 ставленников. Например, 13 августа нынешнего года епископ Волгодонский и Сальский Антоний рукоположил в сан пресвитера Александра Волохова. Много монашествующих были пострижены по моему благословению. Некоторым давал рекомендации для поступления в семинарии, рукоположения в диаконы и священники. Мои ставленники служат в различных епархиях нашей страны. И тут есть чему радоваться.
В чем вы видите свою роль в воспитании нового поколения? Как знакомить молодежь о духовной, нравственной стороне жизни?
– На самом деле, здесь важно не переусердствовать. Мы всегда говорим, что человек свободен во Христе. Господь не нарушает свободу личности, и Православие следует этому примеру. Человек слышит – зазвучал колокол. Если захотел, пошел на богослужение, не захотел – не пошел. И в храме мы не нарушаем его свободу. Мы не говорим: сделай так или делай так. А говорим что, хорошо было бы, если бы ты так поступил, это принесло бы тебе благо, но можешь поступить по-другому. Роль священника — это роль посредника, который не нарушает человеческую свободу.
Вот пришел человек на исповедь. Священник должен понять, что он не психолог и не учитель какой-то – он лишь посредник между Богом и человеком. И здесь просто нужна помощь человеку поисповедоваться, важно помочь ему стать ближе к Богу.
Как считаете, что главное в служении священника?
– В служении священника самое главное — это любовь. Если не будет у священника любви к своей пастве, к своему народу Божьему, то вся его деятельность тщетна. Он может иметь прекрасную наружность, красивый голос, хорошо проповедовать, но если у него не будет любви к людям, то всё – не будет у него никаких прихожан, никто к нему ходить не будет.
Ну и, конечно, помимо любви у священника должно быть терпение. Каждый человек идет со своей проблемой, со своей нуждой. Все хотят, чтобы их успокоили, дали какую-то надежду в жизни. И здесь ни в коем случае нельзя ни оттолкнуть, ни проявить какую-то жестокость или жесткость, потому что если ты это сделаешь, ты оттолкнешь человека от Бога.
Кто из святых отцов является для вас примером в служении?
– Вы знаете, если можно отнести к святым отцам (а я думаю со временем так и будет) митрополита Антония Сурожского, то, конечно, это отец Церкви, на которого я хочу быть похожим. Я в своей священнической жизни, в своей практике стараюсь руководствоваться теми примерами, такими же жизненными ориентирами, которыми руководствовался митрополит Антоний.
А если спросить о планах на будущее, чтоб ы вы назвали в первую очередь?
– У нас был батюшка, выходец из нашего Константиновска, митрофорный протоиерей Иоанн Фоминичев. Предчувствуя свою скорую кончину, он попросил приехать к нему. И вот практически уже на смертном одре этот священник сказал такие слова: «Я только сейчас понял, чем я должен заниматься. Я должен проповедовать».
«Отец Иоанн, ты 50 лет в сане, как ты можешь говорить, что ты только сейчас что-то там понял?» – спросили мы у него. «Я только сейчас понял, что это такое. И что такое дух апостольства», – ответил батюшка.
Если священник правильно служит, если ведет правильную духовную жизнь, если старается не искушаться, старается жить во Христе, он с каждым годом все больше и больше будет понимать, что смысл его жизни – в апостольстве, в проповеди. Как апостол Павел говорит: «Горе вам, если не благовествуете». Ваша жизнь, ваше слово – все это проповедь. Люди смотрят, и если правильно живем, они хотят на нас быть похожими и немножко ближе становятся ко Христу.
С какими словами напутствия вы бы обратились к нашим читателям?
– Как к людям, так и к себе. Как к себе, так и к людям. Что хотим мы от себя? Хотим больше любви, смирения, терпения, чтобы меньше искушаться и искушать. То же самое и люди, чтобы такие же были. Как хотите, чтобы люди поступали с вами, поступайте и вы – вот тогда Господь и проблемы будет нам общие посылать и общие радости. Если мы будем общностью, единым целым вокруг одной Чаши. Тогда всё у нас будет хорошо.
Публикация сайта Волгодонской епархии
приводится в сокращении