Кин-дза-дза: дорога домой

22.01.2022

Кин-дза-дза

В этом году исполнится 35 лет с тех пор, как публике был впервые представлен комедийный фильм-антиутопия режиссера Георгия Данелии «Кин-дза-дза». И это не фантастика или сказка, это кино о нас с вами, это кинопритча о том, что делает человека человеком.

 

Сюжет относительно прост. Двух землян: прораба, дядю Вову Машкова (актер Станислав Любшин), и студента-грузина Ивановского текстильного института (вечно таскающего с собой чужую скрипку и получившего прозвище Скрипач) Гедевана (актер Леван Габриадзе) – из-за инопланетянина с «машинкой перемещений» занесло в иную Галактику на планету Плюк. Далее следуют приключения в компании двух местных деятелей «искусства»: пацака Би (актер Юрий Яковлев) и чатланина Уэфа (актер Евгений Леонов). Технически планетка выглядит гораздо более развитой, чем Земля в 80-е годы XX века, но культурный уровень оставляет желать лучшего. Земные песни со словами: «Мыла Марусенька белые ножки…» и «Мама, мама, что мы будем делать…» на фоне традиционных плюканских запевов: «Ку-ку-ку-ку! Ы-ы-ы-ы!» представляются шедеврами музыки и стихотворчества. Народ Плюка ищет постоянно «кэ-цэ» (спички, но на вес золота!) и взволнованно «делает ку» (аналог книксена), похлопывая по щекам и разводя руки в стороны перед носителями штанов желтого и малинового цвета. Плюс ко всему развертывается панорама масштабной экологической катастрофы (морей и рек нет, леса сведены к нулю). Причем полная переработка всей воды в топливо («луц») считается великим достижением, а не бедой.

Кин-дза-дза

Дикие скалы, плоскогорья да невыносимый песок – вот вам и весь ландшафт Плюка. Люди предпочитают жить под землей, в подземных городах, тоннелях и шахтах, построенных предками. Да и нравы здесь царят почти как в аду.

Все Божии заповеди вывернуты наизнанку, грех же – похвальная доблесть. Ложь царит во всем. Лгут и словами (язык примитивен, этак слов двадцать есть в обиходе, главное слово – «ку», главное ругательство – «кю», причем на все случаи жизни) и мыслями: «Какой дурак на Плюке правду думает?.. Абсурд!»

Святитель Иоанн Златоуст всегда учил: «Ложь есть разрушение любви…» И с точки зрения православного христианина истинной катастрофой для Плюка стала потеря способности людей хоть кого-то любить, кроме себя самих, а не экологические бедствия.

Местная власть на Плюке творит произвол ежедневно. А правительству не пожалуешься: «К правительству лететь − гравицаппу надо иметь! Правительство на другой планете живет, родной».

Галактика Кин-дза-дза потеряла Бога. Он стал не нужен иномирянам, ибо все уверовали в могущество науки и техники. Но без Творца люди разрушили свою совесть и свои души и потом от деградации морали и нравственности ничего не спасло. Даже технику предков плюкане только используют, но производить ее и ремонтировать уже не в состоянии. Зачем знания? Ведь так хорошо пользоваться тем, что имеешь, развлекаться и верить в свою исключительность.

Только вот счастья это не принесло одержимым грехами людям. «…Грех всегда является пред нами только как некая обманчивая приманка. Но как только душа человека склонится мысленно ко греху, тотчас подскакивает к ней тиран и насильник душ, который всегда стоит позади ее и зорко смотрит за движениями ее, подскакивает и тащит ее на совершение греха делом; так что очевидно, что грех бывает и по воле человека, и не по воле его: бывает по воле его потому, что ум сам склоняется на грех; бывает не по воле его потому, что когда слагается он совершить грех делом, то на это бывает влеком и понуждаем диаволом» (Преподобный Симеон Новый Богослов).

Кин-дза-дза

Уэф и Би – представители своих народов. Они ничем особо не отличаются от других чатлан и пацаков. Но под воздействием поступков землян, когда проявляются и верность слову, и милосердие, и забота о ближнем своем, плюкане начинают меняться. При этом стоит заметить, что Владимир Машков и Гедеван ничем не показывают хоть какого-нибудь своего отношения к христианству. Они советские люди, воспитанные в советском обществе, вскормленные советской культурой. Они вроде бы такие же безбожники, как и Би, и Уэф. Но только не все так просто.

В СССР Православие было жестоко гонимо, но постепенно накал репрессий упал. 80-е годы XX века в Советском Союзе абсолютно нельзя сравнивать с 30-ми. А через два года после съемок фильма, в 1988 году, по всей стране широко прошло празднование 1000-летия Крещения Руси. И это не вызвало особых атеистических протестов.

Советская культура пропустила христианство внутрь себя через русскую историю и литературу. Гоголь и Достоевский – совершенно христианские писатели, а их изучали и в школах, и в вузах. И советский человек вольно или невольно усвоил элементы христианского мировидения, даже не осознавая этого.

Дядя Вова в фильме готов жертвовать собой, он не бросает Гедевана, абсолютно не приспособленного к жизни на Плюке. Но тот же Скрипач готов помочь Машкову, хоть это и опасно, освободить из тюремного заключения (ящика – «эциха») Уэфа и Би, неоднократно предававших, обворовывавших и обманывавших его.

Прораб и студент с Земли умеют прощать, а ведь они могли отыграться на плюканах. Это совсем по-христиански: «Простить – значит не просто не мстить, а покрыть грех брата молчанием и забвением». Правда, совсем забыть проступки Уэфа и Би земляне не смогли, особенно узнав, что плюкане не смогут их вернуть на родную планету, напрасно обнадежив, причем небескорыстно.

Машков и Гедеван отчаиваются и готовы умереть, потеряв надежду вернуться домой. И здесь совесть просыпается в инопланетянах. Им становится жаль своих спасителей. Би и Уэф решаются доставить дядю Вову и Гедевана на планету Альфа, с которой всемогущий правитель Абрадокс (роль сыграл сам режиссер Данелия) может отправить землян в родные края. Однако полет к Альфе грозит жителям планеты Кин-дза-дза пленением и превращением в растения, ибо Абрадокс полагает, что только так можно поступать с плюканами, приверженными своим страстям и грехам.

Узнав, что Уэфу и Би предуготовано существование на Альфе в виде кактусов, Машков и Гедеван отказываются от возвращения на Землю, купленного такой ценой. И правильно поступают. Цену предательства нельзя платить, даже если ее предлагают на «добродетельной» Альфе, самой зачумленной самым мерзким грехом – гордыней.

Все вновь оказываются на Плюке, где появляется путешественник по Вселенной с «машинкой перемещений», который и переправляет Скрипача и дядю Вову в Москву.

Кин-дза-дза

Завершается фильм сценой встречи Машкова с Гедеваном. Они забыли друг о друге. Но по улице едет трактор с мигалкой, рефлекторно вспоминается Плюк, где эцилоппы (служители власти) носят на голове мигающие лампочки. Прораб и Скрипач по привычке приседают, приветствуя по-плюкански тарахтящий агрегат. Ку! Прохожие не обращают на них внимания. Но Гедеван и Владимир узнают друг друга – обретают тихую радость встречи. Машков поднимает голову к звездам, и до него через неизмеримое пространство доносятся слова песни Уэфа и Би: «Ку! Ку! Ку! Мама, мама, что я буду делать… Ы-ы-ы!»

Фильм Данелии, несмотря на серьезную проблематику, получился и смешным, и добрым. Герои попадают постоянно в комичные ситуации, но выход из них каждый раз научает их или терпению, или смирению, или пониманию другого человека, или делает сильнее в психологическом плане. И в кинокартине режиссер допускает малую толику иронии и юмора в отношении основных персонажей, даже и сугубо отрицательных. В «Кин-дза-дзе» высмеиваются грехи, а не сами люди. Что важно для нашего мира XXI века.

Александр ГОНЧАРОВ

Публикация сайта «Православное Острожье»

Изображения с сайта Meme-arsenal.com

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика