Совы под крылом Церкви

16.07.2021

murovanka-768x1024.jpg

В Белоруссии Церковь принимает участие в сохранении редкого вида совы – сипухи. Для этого на звонницах храмов требуется установить специальные домики. Чтобы выбрать подходящие для этой цели церкви, весной специалисты отправились в двухдневное путешествие по Волковысскому и Мостовскому районам Гродненской области Белоруссии.

 

Сипуха. Приятно познакомиться

Сипуха – небольшая сова с характерным лицом-сердечком белого цвета и пепельно-серыми перьями. Питается она, в основном, полёвками, мышами и крысами, а живет вблизи человеческого жилья.

454235436.jpg

Мало кто видел сипух в естественной среде. В Красной книге Республики Беларусь – восемь видов сов, и сипуха – самый редкий из них. В стране сейчас зарегистрирована только одна пара – в деревне Гудевичи (Мостовский район Гродненской области). Если ничего не предпринимать, исчезнет и она. В Белоруссии в целом нет условий для сипух: на фермах сов не жалуют, подходящие для их жилища места – чердаки, звонницы и башни – задраивают пластиковыми окнами и жалюзи.

 

Как им помочь?

Для того, чтобы сипуха могла жить в Белоруссии, нужно устроить для нее искусственное гнездо – специальный деревянный домик. Идеальным местом для установки такого домика может стать звонница или башня церкви либо костела. При этом храм должен соответствовать нескольким критериям. Подойдет стоящий на возвышенности храм, причем рядом должны быть поля, чтобы сова могла охотиться. Кроме того, в звонницу или окно на крыше должен быть свободный доступ.

В храме, где установят домик для совы, будет стоять такая табличка:

 sipuha-900x637.jpg

Самое главное – настоятелю храма должна нравиться эта идея. Тогда дело пойдет.

Сергей Юшкевич работает на единственном в Беларуси сайте, который экологические проблемы рассматривает в свете христианства, – «Человек в ответственности за творение». Вместе с орнитологом Денисом Кителем, который уже много лет занимается белорусскими птицами, они решили помочь сипухам. Заручились благословением правящего архиерея и разработали маршрут поездки по Гродненской области так, чтобы осмотреть подходящие храмы и поговорить с настоятелями. Так как известная пара сипух живет в Гудевичах, остальные церкви и костелы они рассматривали в радиусе 20 километров. Двухдневный маршрут выглядел таким образом: Россь – Волпа – Гудевичи – Репля – Верейки – Шиловичи – Мстибово – Индура – Обухово – Мильковщина – Мурованка - Гнезно.

Все происходило примерно так: мы предварительно созванивались со священниками, приезжали на место. Денис осматривал башни и звонницы, чтобы убедиться, что они подходят для установки домика для совы, а Сергей рассказывал об этой затее настоятелю, параллельно расспрашивая об экологических инициативах на приходе.

Реакция священников была разной. Кто-то сказал, что лучше заведет ёжика – он больше мышей съест. Кто-то высказал убеждение, что храм и прилегающая территория – не место для экологических мероприятий. А кто-то, наоборот, проникся этой акцией, с интересом расспрашивал и обещал помочь.

ros-900x675.jpg

Денис показывает, где можно установить домик для сипухи.
Церковь поселка Россь

Сергей признался: он не думал, что большинство священников откликнутся и, более того, что почти все намеченные храмы подойдут.

 

«Я живой. Но они еще более живые»

В старых сельских церквях иногда трудно провести грань, где заканчивается храм, а где начинается природа. Скорее, они переплетены и связаны. В органе католического костела в Мстибово живут скворцы, отец Иоанн Гришкевич не убирает с крыши храма ласточкины гнезда, жалеет. На одном приходе живет куница, на другом – летучие мыши. С кем-то приходится бороться, а с кем-то – дружить. И в том, что на чердаке храма будет жить сова, есть что-то очень милосердное и правильное.

Если мудрый священник находит золотую середину, не борется с природой и не уничтожает ее, помня слова героя Брэдбери «Я живой. Но они еще более живые», то он открывает новую грань в заботе Церкви о мире, делает эту заботу милосерднее и полнее – когда все и всё собраны у нее под крылом.

 

Частые вопросы

Все, кому я рассказывала об этой необычной поездке, задавали почти одни и те же вопросы. Вот самые распространенные.

1. Почему именно храмы?

Есть две причины. Романтическая звучит так: сипухи раньше жили в горах и в дуплах деревьев. Сейчас в городе деревья вырубают, и совы селятся в костелах и церквях – возможно, они напоминают птицам горы. А что касается практики, дело все в том, что в Польше сипухи давно живут в искусственных гнездовьях в башнях костелов. Там домики для сов – нормальная практика. Сова запоминает место, где родилась, и при гнездовании будет искать похожее. У этого явления даже есть научный термин – имплитинг.

2. Не мешает ли сове звон колоколов?

Этот вид сов не боится ни шума, ни людей. Главное, чтобы в период гнездования никто не лез в ее домик.

3. Почему сов только две, а домиков нужно много?

Во-первых, это зарегистрированных сов две, их может быть и больше. Денис говорит: «До Польши – рукой подать. Каждый год мы наблюдаем, как оттуда прилетает молодняк. Но у нас ему пока просто не за что «зацепиться». Я уверен, что сипухи запросто могли бы обследовать наши храмы, просто они не во все могут попасть и не везде могут остаться».

4. Не кощунство ли это – селить сов в Божьем храме?

Денис улыбается: «Кощунство – это исторические церкви сайдингом облицовывать». А если серьезно, то это ведь прямая забота о Божьем творении. Сова никак не осквернит храм, она не залетит в само помещение, в алтарь. Ее домик устанавливается у окна специальным образом, чтобы сипуха могла попасть в него с улицы, но не могла летать по звоннице, а тем более – по храму.

 

Квартира с обстановкой

Результаты поездки не заставили себя долго ждать: до конца мая удалось установить несколько домиков для сипух. Как это происходит, удалось увидеть на примере знаменитой Маломожейковской церкви-крепости в деревне Мурованка, построенной в готическом стиле с элементами ренессанса.

Экологи приехали в Мурованку на Светлой неделе с весьма светлыми планами: установить у окна под крышей гнездовье для сипухи. В машине у Сергея Юшкевича – девять таких домиков, а Мурованка стала первым из намеченных пунктов маршрута.

 murovanka_20210506_gordeeva-8011-900x600.jpg

Домики для сипухи в собранном и разобранном виде

Иерей Кирилл Кубрак, настоятель церкви, встречает нас и ведет на чердак. Пол огромного чердака перекрыт балками. Те, кто могут по ним идти, идут к заднему фасаду храма, несут стенки домика и инструменты.

 murovanka_20210506_gordeeva-8688-900x600.jpg

Отец Кирилл Кубрак,
настоятель церкви Рождества Богородицы в д. Мурованка

Домик пришлось поднимать в разобранном виде, потому что винтовая лестница в храме очень узкая. Теперь можно собирать гнездовье. 

murovanka_20210506_gordeeva-8042-900x600.jpg

Для этого орнитолог Денис Китель соединяет заранее подготовленные части с помощью шуруповерта.

– О, двухкомнатная квартира! – смеемся мы, глядя на вместительный ящик с двумя отделениями, разделенными стенкой с «дверью».

– Скорее, комната с прихожей, – объясняет Денис. – Сипухе нужно укромное место, а эта перегородка создает дополнительную тень. В физике есть понятие «поворот света за угол». Так, например, мы видим свет, проникающий через открытую дверь, если стоим напротив нее, но стоит зайти за угол, и мы спрячемся в затемнении.

Никто не любит, когда на него льет дождь и снег. А в этом домике сипуха будет защищена от любых неприятных погодных явлений. В новое жилье надо насыпать разной трухи, чтобы у совы сразу была квартира «с обстановкой».

Денис поднимается по стропилам под самую крышу, а мы перевязываем домик веревкой («почти морским, но все же белорусским узлом», как сказал отец Кирилл) и подаем его Денису. Теперь можно закреплять домик у одного из окошек на самом верху.

– Это ж работа мечты – полазать так, – мечтательно говорит священник.

 

Ликбез за чаем

После того, как Денис закрепил домик, мы спускаемся вниз. Разговаривать под завывание ветра, стоя на балках, – занятие на любителя. А внизу, греясь горячим чаем, можно и поболтать.

– Ну, хорошо, – говорит отец Кирилл, – даже если сова найдет наш храм, как она увидит вход в домик? У нас же много башен, и ей придется исследовать каждую щелочку.

– Это не проблема, – говорит Денис. – Вот вы приехали жить в Мурованку, вы же выяснили, где здесь вокзал, где поликлиника, где магазин – постепенно изучили все, что вам нужно. Так и сова постепенно обследует все здание и отметит для себя место, куда можно вернуться.

Всех нас интересует, смогла бы сипуха поселиться на чердаке без домика, созданного человеческими руками, или нет.

– Да, она может найти старое голубиное гнездо или другое укромное место, если оно защищено и выстлано, – говорит Денис. – Но к такому жилищу может, например, подобраться куница, а в искусственное гнездовье, я уверен, куница не залезет.

– И выглядит это достаточно эффектно, — шутит Сергей.

Денис подчеркивает: он не хочет, чтобы их действия закончились сегодня. Конечно, он не может гарантировать, что сова стопроцентно поселится в этой церкви. Но, не попробовав, этого не узнаешь. Кстати, как узнать, что домик дождался свою сипуху?

– Сова каждый день производит погадки: отрыгивает непереваренные части мышей – когти и шерсть. Так что следы она точно оставит. Если в домике появятся птенцы, погадок будет очень много. Могут также остаться скорлупки и перья.

А вот подросшие птенцы точно не поселятся рядом с родителями. И дело здесь, в первую очередь, в конкуренции за еду: взрослая сова в день съедает по паре полевок, каждому подросшему птенцу самец-добытчик должен принести еще по мышке. Охотиться нужно много. Кроме сипух, в окрестных полях может кормиться еще множество хищников – ушастая сова, болотный лунь, канюк. Поэтому в какой-то момент родителям-сипухам придется отправить своих детей на вольные хлеба.

 

Делать не только для себя

Сергей привез стенд с информацией: «В этом храме может жить сипуха». Планировал поставить его за храмом, но отец Кирилл сказал: будем размещать возле ворот, на самом видном месте. На стенде есть QR-код, по которому можно посмотреть целый фильм о сипухе. Это здорово: даже если сова не выберет этот храм, о ней смогут узнать люди.

 

Денис Китель, орнитолог

А заодно узнают, что этот вид находится в Красной книге, в том числе, из-за нас самих. Ведь сипуха, как и другие виды, исчезает не сама по себе или потому что ей не дают жить другие хищники. Пестициды на полях уничтожают грызунов. Перепаханная земля для полевок – то же самое, что руины после землетрясения. Монокультуры, которыми любят засеивать поля, не всегда съедобны для них. Исчезают полевки – исчезает и сова.

 

Сергей Юшкевич,
руководитель направления «Церковь и охрана окружающей среды»
Центра экологических решений

– Все, что делает человек, он делает для себя, – говорит Сергей. – И об этом нужно честно говорить. Мой проект «Человек и творение» больше занимается вопросами экологического образования и воспитания. Но эти совиные домики – что-то очень наглядное и ощутимое. Это простой пример того, что и мы что-то можем сделать для природы, а не заканчивать всё на уровне разговоров. Так что будем делать зависящее от нас.

Как можно узнать, нашла ли сипуха свой домик? Надо приехать в Мурованку весной, мартовским или апрельским вечером, не шуметь и прислушаться. Услышите в сумерках шипяще-кричащее «кхыыыыыыыыиияя» – это она.

В ходе поездки, кроме Мурованки, домики установили в храмах агрогородков Гудевичи, Гнезно, Шиловичи, Индура, Репля на Гродненщине. Потом – в посёлке Россь и агрогородке Верейки. Проект также нашел единомышленников среди настоятелей некоторых храмов Брестской области.

Светлана ПАВЛЮКЕВИЧ

Фотографии Светланы Павлюкевич
и Екатерины Гордеевой

По публикациям сайта Гродненской епархии
и сайта «Человек и творение»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика