При поддержке Управления делами Московской Патриархии

«Видишь православного китайца – душа радуется!»

16.03.2016

1153016116-5_b.jpg

Духовное взаимодействие с Китаем вышло на новый уровень в 2013 году, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые посетил Китайскую Народную Республику с визитом. По его итогам Предстоятель Русской Церкви благословил представителям Владивостокской епархии духовно окормлять верующих соотечественников и христиан из стран СНГ, которые постоянно или временно проживают в китайской провинции Хэйлунцзян. О том, как развиваются эти международные духовные связи, рассказывает священник Димитрий Федорин.

 

На протяжении прошедшего 2015 года Вы шесть раз побывали в Харбине. Пастырские поездки в единственную действующую в городе Покровскую церковь были приурочены к праздникам Рождества Христова, Пасхи, Дня Святой Троицы, а также к Богородичным праздникам – Рождества, Покрова и Введения во храм Пресвятой Богородицы...

– После визита Святейшего Патриарха усилиями Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и представителей русской общины в Харбине удалось согласовать с Управлением по делам религии города Харбина и провинции Хэйлунцзян регулярные визиты русского священника. Так, в 2014 году были совершены службы на Пасху и на престольный праздник Покрова. А уже в 2015-м нам разрешили  шесть поездок. Все наши визиты проходят по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина и с учетом рекомендаций ОВЦС.

1153016116-8_b.jpg

Ваши поездки в Харбин не ограничиваются службами?

– Помимо совершения богослужений, по благословению Святейшего Патриарха мы окормляем и верующих, длительное время находящихся на лечении в медучреждениях города Харбина. К примеру, в Харбине три больницы, которые мы посещаем, специализируются на реабилитации детей с диагнозом ДЦП, четвертая –  на лечении и восстановлении людей с черепно-мозговыми травмами и повреждениями позвоночника. Лечение и реабилитация длятся по несколько месяцев, поэтому люди надолго остаются без духовной поддержки, и приезжающий священник для них – большая отрада.

Пациенты и их родственники ждут священника. В этих больницах мы предлагаем соотечественникам принять Таинство исповеди и Причастия. Кто-то просит святую воду, кто-то – нательный крестик или святой елей для помазания. Стараемся поддержать людей и разговором по душам.

1153016116-1_b.jpg

А как проходит общение с православными китайцами?

– С китайской православной общиной установилось духовное побратимство. Правда, пастырская работа там по определению – крайне скромная, ведь по законодательству Китая проповедь иностранного миссионера запрещена. Существуют и объективные языковые трудности... Но главное, что семя – посеяно! Кстати, уже третий год в Санкт-Петербургской духовной семинарии учится православный христианин-китаец из Харбина, зовут его в крещении Александр. В прошлом году он был рукоположен в сан диакона, а в этом году – в сан пресвитера. На данный момент он является руководителем китайской общины.

1153016116-4_b.jpg

Как сочетаются столетние православные храмы и современный десятимиллионный Харбин?

– На самом деле, это удивительная картина: посреди небоскребов, в каменных джунглях, наполненных миллионами вечно куда-то спешащих китайцев, стоят и молчаливо проповедуют – красавцы храмы – Софийский собор, Покровская, Успенская, Алексеевская церкви и полуразрушенная Иверская!

Конечно, для нас привычней, что носителем Православной веры являются россияне, и когда видишь православного китайца, который начинает читать «Отче наш» – это удивляет и восхищает так, что душа радуется! И вспоминаются слова о том, что Христос для всех Един, так и Церковь должна быть Единой (Ин. 10:16;  Еф. 4:5-6).

34267.png

Что представляет собой православная община в Харбине?

– Сегодня Харбинская община, это дети и внуки смешанных семей старого «русского» Харбина. Есть, конечно, и китайцы не из смешанных семей – те, которых крестил почивший в 2000-м году настоятель Покровского храма отец Григорий Джу.

1153016116-15_b.jpg

За минувшие  пятнадцать лет отсутствия священника община многое потеряла в плане православных традиций… Но священник Александр, о котором я упоминал, пытается все возродить; по воскресеньям, когда он в Харбине, после службы община собирается, читают Писание… Если в 2014 году на Пасху китайцы брали магнитофон, включали запись стихиры «Воскресение Твое Христе Спасе» и шли вокруг храма крестным ходом, то в 2015 году, когда отец Александр уже являлся диаконом и Пасха совершалась «диаконским чином», они собрали небольшой хор из членов общины, выучили, как петь эту стихиру на русском языке, и совершали Пасхальный крестный ход в привычном для нас виде.

Так что из года в год мы наблюдаем духовный рост православной общины в Харбине.

1153016116-9_b.jpg

А потомки русских эмигрантов участвуют в жизни общины?

– Знаете, говорят, что представителей той, прежней волны эмиграции в Харбине уже почти не осталось: первые русские эмигранты давно почили, а их потомки разъехались… Остались те, кто создал смешанные с китайцами семьи. Но зато русская община, которая сформировалась сейчас, – она по-настоящему проникнута духом веры, люди приходят на службы осознано, готовятся к исповеди и причастию, просят освятить жилье, покрестить детей.

За два последних года мы крестили уже шестерых человек, в том числе двоих взрослых, причем для Харбина это цифра немаленькая! Вот, у крещеного младенца Мирона мама – русская, является членом нашей общины, а отец – китаец, пока не крещен, но видно, что симпатизирует Православию. Выручает нас, к примеру, с транспортом – у него есть автомобиль, и он помогает нам добираться до больниц, посетить находящихся там на излечении наших соотечественников.

1153016116-10_b.jpg

Интересно, как взаимодействуют в рамках одной православной общины русские и китайцы?

– Сейчас в Покровской церкви проводят реставрационные работы, но возле храма есть причтовый домик, и в одной из комнат китайцы устроили импровизированную часовенку, в которой община собирается. В те воскресные дни, когда в Харбине нет священника, с утра там совершается обедница – богослужение мирским чином. Так вот, с 9 часов обедница читается на китайском, а затем, с 10 часов – на русском языке. То есть каждый воскресный день православная община старается собираться вместе, чтобы заняться общим делом, провести спевки или устроить, допустим, общий субботник – на территории прихода или на кладбище. Вместе отмечают в Харбине и праздники, в том числе светские – Новый год, День Победы и другие.

1153016116-11_b.jpg

И вообще Харбин – это уникальный город в плане соединения китайской и русской культур! В его архитектуре и по сей день ощущается влияние России. На сегодня в Харбине сохранилось несколько храмов.

1153016116-14_b.jpg

Это и ныне действующий Покровский храм, затем символ Харбина – Софийский собор, он сейчас является музеем, находится на одной из городских площадей. В парке культуры есть Успенская церковь, в данное время идут переговоры, чтобы сделать ее также действующим храмом Харбина. Храм в честь Иверской иконы Божией Матери стоит в жилом массиве. Пятый храм – это копия Никольского собора, который в годы культурной революции был разобран по бревнам. Есть еще Алексеевская церковь, сейчас она используется протестантами в качестве кирхи… Наконец, по линии КВЖД сохранился в одной деревне русский храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы – большой, просторный, красивый; в настоящее время  в нем находится музей КВЖД.

1153016116-16_b.jpg

А когда-то в Харбине было 26 православных церквей! В 1924 году город населяли около 100 тысяч русских эмигрантов… Так что, учитывая многочисленные исторические параллели, именно у Харбина, на мой взгляд, есть особый потенциал для раскрытия духовной связи двух таких могучих соседей, как Китай и Россия.

Беседовал Иван КРЫШАН,
корреспондент газеты «Приморский благовест»

В основе материала – публикация
сайта Владивостокской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓