RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Храмоздатели

12.09.2014

Успенский монастырь Перми 

Каждый день в особом прошении на ектении звучит молитва «о строителях и благоукрасителях храма сего». Для чего и в прежние времена, и теперь люди жертвуют от избытка, по мере достатка или из последних средств на строительство дома Божия? «Замаливают грехи, и только», – скажут недоброжелатели. Однако жизнь зачастую дает нам другой ответ.

…В истории старой Перми благотворительность знаменитых купцов-пароходчиков не имела аналогов по своему размаху и щедрости. На их деньги строились монастыри, храмы, часовни, богадельни. Что двигало этими людьми?

 

Икона для императора

4 апреля 1866 года в Пермь по телеграфу поступило известие о покушении террориста на государя императора Александра II. Как известно, в тот раз жизнь царя удалось спасти – террористу Каракозову помешал костромской крестьянин Осип Комисаров. В память о чудесном спасении государя Пермская городская дума решила преподнести царской семье памятный адрес и икону Покрова Пресвятой Богородицы. Для поездки в Санкт-Петербург была выбрана делегация, состоящая из представителей всех основных российских сословий, на которых держалась жизнь империи.

Городская элита отправилась в столицу в следующем составе: городской голова Ф.К. Каменский, председатель судебной палаты В.И. Самойлович (Самойлов), депутат от дворянства коллежский советник П.Д. Дягилев, купцы В.В. Хотов, М.И. Любимов, И.Г. Марьин, А.П. Кропачев, а также мещанин И.Г. Кондрашин. По свидетельству историка А.А. Дмитриева, прием пермской делегации в Зимнем дворце состоялся 25 июня. Император принял от Федора Козьмича Каменского икону, предварительно приложившись к ней, и передал ее своему генерал-адъютанту. Подойдя затем к  П.Д. Дягилеву, государь взял послание, составленное представителями всех сословий города Перми, и зачитал его. После того обратился к делегации со словами: «Икону я отдам императрице. Передайте мое русское спасибо вашему обществу. От имени императрицы благодарю вас всех».

all3l.jpgОдного из представителей деловой элиты того времени по праву называли «отцом города» – это был городской голова Федор Козьмич Каменский. Он вошел в историю как крупный предприниматель, организовавший совместно с братом Григорием одну из первых пароходных компаний на Каме. Благотворительная деятельность братьев Каменских приобрела во второй половине XIX века беспримерный размах. Именно тогда, в начале 1860 годов, Каменские выступили щедрыми церковными жертвователями.

Пароходчики были очень набожными людьми. За их спиной люди из низов общества шептались: «Уж больно много жертвуют – знать, и грехи большие…» Эти слухи материализовались в записи одного из летописцев, Владимира Трапезникова, социал-демократа по убеждениям и партийности. В своем труде «Летопись г. Перми» за 1979 год он пишет: «На высоком берегу речки Данилихи братьями Каменскими возводится для замаливания старых ямщицких (!) грехов массивное здание главного храма устраиваемого ими Успенского женского монастыря».

Посмотрим, что об этом говорят иные документы…

Происхождение династии:
сделали себя сами

Внук Федора Козьмича, Федор Михайлович Каменский (названный так в честь деда), в своих мемуарах «Записки буржуя», вышедших уже в годы революции, воссоздал важные страницы родословной. Он пишет: «Со стороны отца мой прадед Кузьма Каменский был крестьянином, крепостным графа Шувалова в деревне Загарье близ Перми, по Сибирскому тракту. У него были дети: Федор, Григорий и Наталия… Федор и Григорий Кузьмичи откупились и, выйдя из крепостного положения, купили усадебный участок в деревне Данилиха при самой Перми».

На ноги они встали, когда начали свой извозный промысел: принимали подряды по срочной доставке товаров гужом (то есть конным способом) в дальние города и на ярмарки. Аккуратной доставкой товаров они заслужили всеобщее доверие и привлекли новых клиентов. Вскоре Фёдор и Григорий учредили товарный дом под фирмою «Ф. и Г. Бр. Каменские» и завели пароходство по Каме, Волге и притокам. Почти все пароходы братья выстроили на собственном заводе в Перми.

Происхождение первичного капитала:
обошлись без преступлений

О создании крупных капиталов принято говорить, что в их основе всегда лежит преступление.  О быстром, как кажется со стороны, восхождении братьев Каменских также существуют разные легенды. В самом деле: как же им удалось добыть деньги, и немалые, чтобы откупиться от крепостной неволи?

Злые языки поговаривали, что когда Каменские занялись извозом, они не гнушались добывать средства и неправедными способами. На самом же деле быстрая доставка товаров в XIX веке была выгодным делом, способным привести к обогащению. Кроме того, из документов известно: предприимчивые братья, наделенные природной сметливостью и хваткой, занимались не только дорожным делом.

Когда братьям удалось скопить первичный капитал, при помощи которого они в 1857 г.  выкупились из крепостной зависимости, старший брат, Федор Козьмич, приобрел за 100 рублей у купца А.Т. Красильникова пустопорожнюю землю в правой части Перми, за Егошихой, по левую сторону Соликамского тракта. Позднее эта земля была выгодно продана под строительство железной дороги. В краевом архиве хранится несколько документов о купле и продаже земельных угодий с 1857 по 1916 г. как основателями, так и наследниками купеческой семьи. Это была важная статья дохода.

А еще – арендное содержание золотых промыслов (Верхотурский уезд), а еще – дача денег в рост, и т.д.

В конце XIX века, в 60-х годах, братья Каменские резко меняют профиль своего дела: они становятся крупными пароходовладельцами. Не последнюю роль в таком скором росте их капитала сыграла тесная связь с народом, с людьми, которых они перевозили на своих пароходах. Каменские жадно впитывали все, как говорится, «мотали на ус», – и делали правильные ставки, выгодно для себя размещая средства.

Возвращаясь к вопросу о происхождении несметных богатств первых Каменских, внук Федора Козьмича пишет: «Оба основателя, хотя были почти неграмотные, едва подписывались, но вели дело дружно, солидно и честно и заслужили уважение и почтенное положение в тогдашнем обществе. Оба они были гласными (т.е. депутатами) в городской думе, а Федор – даже городским головой».

Да, пермяки относились к Каменским уважением. Братья были удостоены звания потомственных почетных граждан города Перми, избирались на различные общественные должности: по городскому управлению, по Пермскому общественному Марьинскому банку, по разным комитетам и учреждениям.

Благо-творите
или Куда шли прибыли торгового дома

В музее династии Каменских, созданном в Пермской гимназии №4, представлена карта Перми, где отмечены здания, которые были построены на их средства. Таких зданий больше двух десятков! И большинство – церковные.

Конечно, немало средств братья вкладывали в бизнес. Пароходство росло; с 1874 года появился и литейно-механический завод. Но большая часть прибылей уходила к людям – с прицелом на будущее. Беспримерная благотворительная деятельность Каменских началась практически с первых лет появления пароходства. Судите сами.

13 августа 1872 года братья заложили храм во имя святителя Николая Чудотворца при пересыльном замке. Мысль основать эту церковь принадлежала губернатору Николаю Е. Андреевскому, а сооружение храма всецело взяли на себя братья Федор и Григорий Каменские. Для домовой церкви духовного училища ими был пожертвован прекрасной живописи иконостас.

О Воскресенской церкви – одном из самых красивых пермских храмов, построенном в память об освобождении крестьян от крепостного права, – принято писать, что она возведена на народные средства. Конечно, кружечные сборы, народная копеечка сыграли свою роль. Но главный источник средств все же был иным: на возведение храма в честь Воскресения Христова и во имя святого благоверного князя Александра Невского Федор Козьмич Каменский, также представитель православного народа, пожертвовал 8000 рублей.

Щедрые пожертвования были сделаны Каменскими также для православных миссий и храмов Иерусалима, Японии.

В 1882 году Федор и Григорий Козьмичи приобрели на углу улицы Покровской и Верхотурского переулка дом для детского приюта, вложив в его переустройство 25 тысяч руб. А затем они пожертвовали тысячу рублей, положив основание капиталу, специально назначенному для построения приютской церкви Марии Магдалины. В этом приюте, кстати, воспитывался Алексей Зеленин, будущий известный художник, который получил образование благодаря поддержке А.Г. Каменского. Построены оба здания были по проекту известного зодчего Александра Турчевича.

Для городской общественной богадельни Каменские купили дом, в небольшом флигеле была устроена для призреваемых временная церковь, а затем выстроен обширный каменный корпус и в нем – прекрасная домовая церковь Симеона Верхотурского (архитектор Василий Попатенко). Недавно этот храм был возвращен верующим.

Но, конечно, самые масштабные пожертвования были произведены братьями в 1870 – 1880 годах на устройство Успенского женского монастыря: тут и банковский вклад в 50 тысяч рублей, и 10 тысяч рублей на содержание священника и псаломщика, также Федор Козьмич отдельно внес 10 тысяч рублей.

Не забудем, что родная сестра пароходчиков, Наталья Козьмовна, сыграла существенную роль в создании и украшении Бахаревского женского монастыря. Поддержала семейную традицию.

«Кто жертвует Богу,.. тот истинно не расточает, а собирает»

В ноябре 1883 года скончался Федор Козьмич. Его младший брат Григорий умер в день своих именин – 25 января 1893 года. А за пять лет до этого, в 1888-м, он, основатель Успенского женского монастыря, принял тайное пострижение в монашество. В слове отца Григория Остроумова, произнесенном над гробом Григория Козьмича, в частности, было сказано: «Мы можем свидетельствовать, что слишком тяжела была для почившего ныне разлука со своим единомышленным братом, с которым они до семидесятилетнего возраста трудились неустанно, делили радость и горе и, можно сказать, наперерыв служили Богу делами благочестия и христианской благотворительности. Похоронив своего брата, почивший устранился от ведения коммерческих дел и всецело посвятил себя служению Богу и на приготовление к смерти. И  Господь даровал ему мирную христианскую кончину...»

Оценивая масштаб благотворительной деятельности братьев-храмоздателей, протоиерей Григорий говорил: «Здесь же, под сенью святого храма, как бы в недрах матери – Святой Церкви – они приготовили для себя и место вечного покоя, желая и по смерти внимать молитвам и священнодействиям. Много ли еще найдется таковых благотворителей в наше время всеобщей погони за личными интересами? Нет, не лишится своей мзды тот, кто жертвует Богу и убогим, тот истинно не расточает, а собирает…»

Для семейного склепа братьев знаменитый русский живописец Михаил Нестеров написал икону «Распятие» (хранится в Пермской художественной галерее).

Семейная эстафета Каменских

Дети пароходчиков также перечисляли на благотворительность большие средства. Характер и направление их деятельности, правда, несколько изменились. Просвещенные деятели своего времени, они жертвовали деньги на образование, науку и искусство. По сути, и Иван Григорьевич, и его брат Александр явились самыми настоящими меценатами.

Но именно благодаря Ивану Каменскому, доктору химии и философии, члену Госсовета Российской империи, в Перми появились два изящных храмовых здания. Первое – это Казанская церковь-усыпальница, построенная по проекту видного архитектора В. Покровского и украшенная майоликами художника Н. Рериха (это храм Успенского женского монастыря, ныне являющийся памятником архитектуры федерального значения). Второе – часовня в честь 300-летия Дома Романовых, выстроенная по инициативе Ивана Григорьевича на углу улиц Биармской (Плеханова) и Покровской (Ленина).

Круг истории замкнулся: благотворительная деятельность старшего поколения Каменских начиналась с дара иконы государю – и завершилась символическим молитвенным приношением Царскому Дому от их потомков…

Владимир Гладышев

Публикация сайта «Православная Пермь»


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓