Зачем нужен диакон?

16.09.2016

87697.jpg

Диакон в переводе с греческого языка – «служитель». В представлении многих людей это лишь подготовительная ступенька к служению священника. Так ли это, и в чем особенность диаконского служения? Об этом – беседа с клириком Никольского кафедрального собора Бобруйска (Белоруссия) диаконом Аркадием Андреевым.

Уста и сердце

Отец Аркадий, расскажите, в чем заключается служение диакона в Православной Церкви?

– Суть его состоит  в помощи священнику во время богослужения. В «Последовании диаконского служения» есть следующие слова, заповеданные еще апостолами: «Диакон да будет ухом, глазом, устами, сердцем и душею, ангелом и пророком епископа и пресвитера». Поэтому диаконы, по Преданию апостольскому, суть как бы «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1. 14).

-Аркадий на сайт 2.jpg

Один диакон совершать службу не может, он только помощник. В его обязанности входит, в первую очередь, организация богослужения: правильно заложить евангельское и апостольское чтение, согласовать какие-то нюансы совершения службы с архиереем, настоятелем или, в их отсутствие, – со старшим священником, дать соответствующие указания пономарям. Также в числе обязанностей – потребление Святых Даров после окончания Литургии, содержание в чистоте престола и самого алтаря. Важно, чтобы в чистоте находились престол, жертвенник, священные сосуды, предметы и книги в алтаре.


«Ну, ребятки, как в последний раз»

А как Вы приняли  решение стать диаконом?

– Богу было угодно, чтобы я родился в семье священнослужителя, и родители готовили меня с детства к служению Богу в священном сане. Но после окончания школы захотелось по примеру моего крестного отца, протоиерея Виктора Волощука, поступить в музыкальное училище на духовое отделение. Только он окончил Новополоцкое музыкальное училище, а я поступил тогда в музыкальное училище города Витебска. Благодарю Бога за то, что он послал мне настоящих учителей: семью Ефимовых Игоря Владимировича и Ирины Викторовны. В лице Игоря Владимировича я увидел идеал педагога, который не уйдет даже после окончания урока, но будет со своим учеником и до самого закрытия учебного заведения, жертвуя своим личным временем, пока ученик не усвоит урок.

Спустя несколько лет изменились взгляды на жизнь, и появилось желание идти учиться в семинарию. Мой выбор пал на Московскую духовную семинарию, расположенную в Троице-Сергиевой Лавре. Во многом мой выбор предопределило трепетное отношение к  преподобному Сергию, игумену Радонежскому, чьи нетленные мощи почивают в Троицком соборе Лавры, возведенном на месте, где, по преданию, находилась келья преподобного Сергия.

В школьные годы учеба давалась мне с трудом, и пример этого  великого святого вдохновил на новый этап жизни, дал надежду на помощь в учении. В житии преподобного Сергия говорится, что в отрочествеон, тогда еще отрок Варфоломей, испытывал сложности с учебой, отставая от своих сверстников, о чем очень печалился. Но после встречи со старцем, который дал ему вкусить просфоры, все изменилось. Варфоломей пригласил старца домой, и перед вкушением пищи старец открыл  Псалтирь и сказал: «Вкусим прежде пищи духовной, читай». Варфоломей стыдливо посмотрел на старца и сказал, что не умеет читать внятно и понятно. Но старец повторил: «Читай». После этих слов отрок стал читать, на удивление окружающим и самому себе, без ошибок и запинаний.

Таким образом, по благословению нашего правящего архиерея я направился учиться в Московскую духовную семинарию. Там, в Лавре, я впервые увидел красоту богослужения, понял, что молитвенное настроение службы во многом зависит от старания диакона, сослужащей братии и церковного хора.

– Кого бы Вы могли назвать своими учителями в служении?

С большой благодарностью вспоминаю годы, проведенные в Лавре Сергиевой. Господь свел с интересными людьми, на которых захотелось равняться. Первым из таких людей был ставший впоследствии старшим протодиаконом московского Храма Христа Спасителя Константин Барган. Поразило в нем то, что несмотря на прекрасный и мощный бас, он не кичился этим, но был всегда скромен и со всеми общался на равных. 

Самым лучшим примером для нас, диаконов, наверное, является Патриарший архидиакон Андрей Мазур. Более 60 лет он поныне достойно несет диаконское служение, украшая его своим мощным голосом и придавая торжественность богослужениям. Он участвовал в хиротониях 137 архипастырей, которых выводил из алтаря к кафедре Предстоятеля для произнесения архиерейской присяги. Поистине, он являет собой уникальный случай мировой истории Православия и является примером следования своему призванию.

Радуюсь, что моим наставником в пении был игумен Никифор (Кирзин) – кандидат богословия, регент первого Академического хора, в котором я и нес свое послушание во время учебы. Он преемник покойного архимандрита Матфея (Мормыля) – музыкальной души Лавры. У игумена Никифора нет никакого музыкального образования, как и у архимандрита Матфея, но это не помешало им трудиться и прославлять Бога в этой области церковного искусства. И поверьте мне, их имена и ноты известны во всей Русской Православной Церкви и за рубежом. Связаны они, конечно, навсегда с Лаврой Сергиевой. Были случаи, когда люди приходили к вере в Бога не из-за красноречивой проповеди батюшки, а потому что слушали во время богослужения хор под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).

Помню, отец Никифор говорил: «Церковное пение – это богословие в звуках». Очень много внимания уделялось тому, чтобы во время пения и чтения богослужебных текстов четко выговаривались слова, подчас на самом деле трудновыговариваемые. «Ведь мы службу Богу приносим словесную», – наставлял нас о. Никифор. Особое молитвенное чувство охватывало, когда под управлением нашего наставника мы исполняли «Херувимскую песнь» и песнопение евхаристического канона «Милость мира», положенное на ноты самим батюшкой Никифором. «Ну, ребятки, как в последний раз», – настраивал он нас перед исполнением песнопения. И ведь так оно и должно быть. Дόлжно полагать все свои силы для служения Богу и ближним, «ибо не знаем ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13).

В Священном Писании есть такие слова: «Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3. 8). Легко ли Вам соответствовать этим высоким требованиям в наше время?

– Апостол Павел обращается с такими требованиями не только к диаконам. Исполнять его слова должны все христиане, а священнослужители особенно. Ведь неверно предполагать, что только лишь диаконы должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину и так далее, а другие христиане могут быть и нечестными, и не хранить таинство веры в чистой совести. В данном случае стоило бы привести иные слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6. 12). Жизнь христианина – это постоянная борьба, невидимая брань. Приходится прикладывать много усилий, чтобы держаться на плаву в духовном плане. Нужно стараться в священническом служении, в пении и молитве все делать так, словно это последняя служба в жизни.

Диакону обязательно пропускать через сердце и ум все, что поется и читается во время богослужения – иначе до людей не донести смысла службы. Это относится не только к диаконам, но и к священникам, и к клиросу, и к чтецам, иными словами ко всем, кто участвует в богослужении. «Пойте Богу нашему, пойте: пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно» (Пс. 46. 7-8).

Продолжая династию

Отец Аркадий, Вы являетесь представителем семейной династии священнослужителей. Преемственность поколений помогает Вам в жизни?

– Конечно, в первую очередь, это огромная ответственность перед своими  родными, и почившими, и ныне здравствующими. Быть священослужителем – это уже само по себе ответственно, потому что нужно отвечать не только за себя, но и за паству и своих домашних. Нет ничего выше, чем служить «единому сильному Царю царствующих и Господу господствующих…» (1 Тим. 6. 15). А если к тому обязывает потомственная династия, то это увеличивает степень ответственности перед Богом и предками.

Расскажите, пожалуйста, о своем роде подробнее.

– Мой отец, протоиерей Сергий Андреев, служит настоятелем Благовещенского храма в г. Кличеве Бобруйской епархии. Мамин отец – мой дедушка – митрофорный протоиерей Аркадий Волощук. Его родитель Иоанн Волощук также был священником, протоиереем.

-Аркадий на сайт 3.jpg

У отца Аркадия супругой была Валентина Волощук-Раина. Ее отец, мой прадед протоиерей Косьма Раина, известен тем, что во время Великой Отечественной войны возглавлял на территории Беларуси партизанский отряд, будучи в священном сане.

Брат же моей бабушки Валентины Волощук-Раины – протоиерей Петр Раина – в свое время был преподавателем Московской духовной академии, и по сей день его фотография в качестве преподавателя висит на стене академии.

У протоиерея Аркадия Волощука и его супруги Валентины родилось шестеро детей – три девочки (одна из них моя мама) и три мальчика. Все их дети мужского пола являются священнослужителями и несут свое послушание в разных уголках Беларуси.

Как продолжается Ваш род? Расскажите о своей молодой семье.

– Нашей маленькой семье всего три года. Свою супругу Юлию я встретил во время учебы в Московской духовной семинарии в 2012 году, и вскоре вступил с ней в брак, родились дети. Всегда стараюсь свободное от служения время посвящать своим домашним. В выходной день могу разгрузить супругу и приготовить что-нибудь на завтрак и даже на обед, но так бывает редко, потому что по части кухни мне Бог даровал помощницу в лице моей матушки, которая, как и другие благочестивые жены, всегда старается приготовить что-нибудь вкусненькое для своей семьи.

T1T2Z7aGOU8.jpg

Несмотря на то, что опыт семейной жизни у меня невелик, я понял, что брак – это труд, труд кропотливый, тяжелый и жертвенный, поэтому и спасительный. «Царствие небесное силою берется» (Мф. 11. 12), говорится в Священном Писании, и люди, живущие в браке, спасаются терпением и любовью при содействии Божественной благодати.

«Чем отличается умный от мудрого?»

Отец Аркадий, Вы успешно совмещаете  служение  Богу в чине диакона с должностью директора воскресной школы. В чем особенность такого учительства?

– По благословению настоятеля вот уже два года я возглавляю воскресную школу. С этого учебного года веду уроки в старшей группе. Должен признаться, что это занятие  изначально  пришлось мне по душе, – со взрослыми проще говорить о серьезных вещах.

Долго присматривался к детям, размышлял, чем отличается нынешнее поколение от нас в детстве, как современные дети рассуждают о жизни. К большому удовольствию обнаружил, что дети остались прежними: такими же непосредственными и любознательными. Несмотря на то, что некоторые вещи в мире меняются, человек по своей природе остается все тем же.

-Аркадий на сайт4.jpg

Интересно, как дети выражают свои мысли. Недавно вместе размышляли над  вопросом, чем человек умный отличается от мудрого. Общими усилиями пришли к правильному ответу: «Умный знает много, а мудрый – главное».

Беседовала Елена ВАБИЩЕВИЧ

В основе материала –
публикация сайта кафедрального собора Бобруйска


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.