Навигация по святому

18.10.2022 564534211.png

Есть в морском деле прибор, без которого корабль не дойдёт до цели. Капитан знает цель, к которой он движется, а вот в том, как до неё добраться, ему помощником служит навигатор. А в духовной жизни такими помощниками в нашем движении к цели являются православные святые. Они подсказывают нам, как идти по пути спасения – к Христу. Но каково наше отношение к святым? Не является ли оно, порой, потребительским, когда мы обращаемся к ним за помощью, как в «бюро волшебных услуг»? Что делать, если просьба к святому не исполнена? Почему Церковь прославляет не всех достигших святости? Об этих и других вопросах мы размышляем с кандидатом богословия, настоятелем храма святых равноапостольных Владимира и Ольги в Обнинске протоиереем Дмитрием Моисеевым.

Прославление человека в лике святых может идти как «снизу», от народа, так и «сверху», от иерархии. Отец Дмитрий, каковы тут критерии?

– Критерии просты: соответствует ли этот человек по своей жизни, по своему учению (если это святитель или преподобный) тому, что исповедует Православная Церковь, или не соответствует. Народное почитание учитывается, но не является определяющим критерием, потому что народ может заблуждаться, иерархия может заблуждаться, а вот Церковь в своей совокупности уже принимает решение.

Господь так управляет, что по-разному это бывает. Иногда принимается решение «сверху», а потом уже в народе появляется почитание. Например, «сверху» был прославлен князь Владимир. Есть древнерусский памятник «Похвальное слово», написанный Иаковом Мнихом, в котором говорится, что несмотря на то, что и чудес не творил князь Владимир, почитаем его за святость его деяний. Другие люди были прославлены изначально «снизу», как, к примеру, преподобный Серафим Саровский, а потом Церковь признала их официальное почитание как святых.

Сейчас есть формальный критерий: Комиссия по канонизации святых, которая изучает материалы, советует, признавать человека святым или не признавать, а сама канонизация совершается на Архиерейском Соборе.

Бывает, канонизация совершается вроде бы по политическим мотивам – так, например, канонизировали царевича Димитрия, чтобы прекратить почитание «лжедмитриев».

– Даже если по политическим мотивам проходит канонизация, она не может нарушать церковные принципы. То есть, канонизировать по политическим мотивам царевича Димитрия возможно, потому что он был христианином, был убит невинно как страстотерпец, претерпел страдания. А канонизировать по тем же мотивам, скажем, Ивана Грозного не получится в любом случае.

Не всех людей, достигших святости, Церковь прославляет...

– Не всех. Дело в том, что канонизация Церковью не влияет на загробную участь этих людей. Церковь прославляет святых для тех, кто живет на земле, дабы эти угодники Божии были для нас примером, назиданием. Показывая на этих людей, Церковь говорит нам: смотрите, если вы будете жить так, как они, вы достигнете своей цели – будете со Христом.

Есть ли смысл разделать святых по «сферам влияния»?

– Это народная традиция. В основе её есть некий здравый смысл, поскольку она изначально опиралась на какие-то сведения из жизни этих святых. Если святой в земной жизни помогал людям в какой-то сфере, вполне разумно обратиться к нему за молитвенной помощью в этой области и после его смерти. С другой стороны, распределять святых по таким «сферам влияния» будет совершенно некорректно. Мы знаем, что достаточно небольшое число угодников Божиих прославились деяниями в определенной области, будь то помощь в житейских делах, со здоровьем и прочее. Большая часть святых в жизни земной никак себя не зарекомендовали в качестве «специалистов» по тем или иным вопросам, и приписывать их к какой-то сфере будет неправильно. К какой сфере можем приписать святых Григория Богослова, Василия Великого, Максима Исповедника? Так что стремление записать за каждым святым определенные «сферы влияния» – это уже языческое стремление, которое требует от человека найти ответственного за те или иные аспекты своей деятельности.

А к святым, полностью устремлённым к созерцанию Бога, можно обращаться с просьбами о помощи в житейской сфере?

– Я думаю, что можно. В силу своей причастности к Богу, своей любви к нам они вполне могут нам помочь своими молитвами. Но мы не можем сказать, что святой Пантелеимон, который прославился тем, что исцелял людей при земной жизни, и исцеляет ныне, обязательно поможет человеку, который обратится к нему с подобной просьбой. Христианин, когда просит у Бога или у святых о каких-то своих делах, должен понимать: да, я прошу, но пусть на всё будет воля Божия. Если мне это не полезно и Богу не угодно, пусть лучше будет так, как Господь сочтёт нужным, а не так, как я хочу.

В этом отличие христианского подхода от магического. Если в магическом подходе человек во что бы то ни стало хочет добиться своей воли и ищет для этого всевозможные пути: какие-то ритуалы, заклинания и прочее, то в христианстве просим Того, Кто имеет над этим власть, ибо понимаем, что исполнение просимого находится в Его воле. И не должны, конечно, забывать, что Господь нас любит и желает нам полезного, а то, что мы просим, не всегда может оказаться для нас полезным в глобальном смысле.

И тогда смириться или продолжать просить?

 – Я думаю, нужно продолжать просить до тех пор, пока нам не станет очевидно, как поступить. Рано или поздно Господь ответ даст. Из этого ответа станет ясно, будет ли то исполнение нашего прошения или, напротив, нам будет понятно, что мы просим неполезного и лучше смириться и принять то, что есть. Когда Господа арестовали в Гефсимании, Он говорил апостолам: неужели вы думаете, что Я не могу умолить Отца, чтобы Он прислал легионы Ангелов для того, чтобы Меня защитить? Но Я пришёл исполнить Своё предназначение. Точно так же у каждого человека есть предназначение соединиться с Богом, и для того, чтобы оно исполнилось, чтобы человек очистил себя, пришёл к единству со Христом, далеко не всегда ему необходимо избавление от каких-то болезней, неурядиц в жизни, страданий, скорбей и так далее. То есть Господь может изъять нас от скорбей и страданий, но нужно ли это нам, полезно ли? Кому-то полезно, кому-то – нет.

Много толков вызывает почитание блаженной Матроны. Кое-кто ее «обвиняет» в том, что люди к ней обращаются только за помощью в земных житейских делах, а не за укреплением в вере. А ведь никто не отслеживал, сколько людей, семей она привела к Христу…

 – К святителю Николаю большая часть людей тоже обращается именно в житейских нуждах. Очень редким людям приходит в голову необходимость просить о помощи в вероучительных вопросах. Что касается блаженной Матроны, проблема заключается в том, что в своей жизни она общалась не с монахами, богословами, а именно с простыми верующими людьми. Но их вера была, можно сказать, неграмотной. Тем более, мы знаем, какое это было время: если человек верил в Бога, он уже мог подвергнуться репрессиям со стороны государства. И требовать от простых женщин середины XX века веры грамотной, опирающейся на знание святых отцов, было невозможно. Для некоторых это было доступно, но таких людей были единицы. Поэтому в почитание блаженной Матроны вкрадывается большое количество домыслов, простонародных фантазий, зачастую далёких от Православия.

Подобные слухи возникают не только вокруг блаженной Матроны, но вокруг и других святых (того же святителя Николая Чудотворца), и даже не святых, но известных людей. Лично мне зачастую приходилось слышать от людей разные сведения о моих знакомых и друзьях священнослужителях, которые не соответствовали действительности, вплоть до того, что люди рассказывали несуществующие факты из их биографий.

Как вы думаете, много ли места занимают примеры жизни и подвига святых в нашей жизни?

– Думаю, у разных людей по-разному. Если человек ведёт активную христианскую жизнь, ищет назидания в Церкви, то для него святые – это, в первую очередь, пример для жизни, поддержка, помощь в духовной жизни. А если человек в основном озабочен житейскими нуждами, то к святым он обращается по тем вопросам, которые его волнуют.

Беседовала Юлия БЕЛКИНА

Публикация газеты «Наша вера»
(Калужская митрополия)

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика