В поисках традиционной семьи

11.10.2022

45424313.jpg

Как известно, нет ничего более непостоянного, чем традиция. Многое из того, что раньше было привычно и обычно – в одежде, быту, праздниках, общественном устроении и нравах – отживает свое, уходит в прошлое, уступая место чему-то более современному и более нам подходящему. Традиционное – это такой музейный экспонат: на это интересно посмотреть, но в повседневной жизни всё по-другому. Наш брат православный консерватор с этим, скорее, не согласится: лучшее и подлинное было раньше, а то, что пришло на смену и процветает сейчас – ненастоящее, испорченное, греховное.

Взять хотя бы семью. Разве не умилительны дореволюционные фотографии многодетных и многопоколенных семей, подчас из двадцати человек? Видно, что семьи тогда были крепкие, дружные, все дела делались вместе, старшие воспитывали (и строго воспитывали) младших, дети сызмала помогали по хозяйству. Никаких разводов, никаких капризов, никаких абортов, никакого разврата – всё как мы любим. Или откройте «Домострой»! Это же настоящий учебник семейной жизни, зерцало для ответственного и заботливого мужа, устав для верной, скромной и любящей жены. А что сейчас? Феминизм, гендер, ЛГБТ – такие слова даже стыдно вслух произносить. Опять же пресловутые аборты, разводы, непочтение к старшим, дети на шее у родителей, эгоизм. Нет-нет, надо срочно восстанавливать традиционные семейные ценности.

Семья времен Крещения Руси

Тысячу лет назад, в древнерусском обществе, семья была, конечно, патриархальной. Знаем мы о ней совсем немного: княжеские законодательные сборники («правды» и «уставы»), житийная литература, проповеди и поучения священнослужителей – вот откуда по крупицам приходится добывать сведения и складывать в общую картину.

Надо отметить, что из Византии вместе с христианством в Киевскую Русь пришло само брачное право. Более того, судопроизводство по всем семейным делам (развод, наследство, определение круга лиц, для которых брак невозможен, внутрисемейные конфликты и т.п.) находилось в ведении местного епископа. Главной задачей Церковь в те времена видела для себя преодоление языческого наследия. Даже в высших сословиях – среди князей, бояр, дружины – христианские представления о браке внедрялись с трудом. Нередки были многоженство, добрачные и внебрачные связи, очень ранние браки и многое иное.

Интересно почитать церковные поучения и наставления этого времени. С одной стороны, в них проповедуются моногамия, взаимная верность и любовь, забота о членах семьи и прочее. С другой стороны, во многих вопросах Церковь вынуждена идти на уступки. Так, например, в «Правилах митрополита Иоанна» описывается, что простые люди «поймают жены своя с плясаньем и гуденьем и плесканьем», то есть свадьбы играют не по христианскому, а по старому языческому обряду. И митрополит Иоанн считает, что с этим ничего нельзя поделать. То же касалось ранних браков, на которые Церковь вынуждена была согласиться, чтобы предотвратить распространенные в язычестве добрачные связи.

7cf9d9c7-3710-5b7b-915f-a2d399a904b0.jpg

Легендарный «Домострой»

Если мы посмотрим на «Домострой», то и в нем увидим документ своего времени. Написан он был в XVI веке приближенным к Ивану Грозному попом Сильвестром как поучение в добродетельной жизни своему сыну Анфиму, служившему в государевых приказах. Описана здесь явно не рядовая семья. Многочисленная прислуга, разнообразные погреба и амбары, конюшни и пекарни, даже собственные деревеньки и усадьбы – признак, очевидно, сильных мира сего, людей знатных и богатых. Патриархальность «Домостроя» железобетонна, монолитна. Муж и отец, лучше сказать, хозяин для семьи и дома – что разум для тела. В его задачи входит учить, воспитывать, наставлять, исправлять не только детей, но и всех работников, слуг и, в первую очередь, жену. Без его твердой, но заботливой руки хозяйство развалится, а семья погрузится в нечестие.

«Должен муж жену свою наставлять-вразумлять один на один и в трепете, а поучив – простить, и попенять, и пожурить любовно да вразумить, но при том ни мужу на жену не сердиться, ни жене на мужа – всегда жить в любви и в согласии».

Впрочем, во всех делах жена – советчица и помощница мужа: «Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, встав по колокольному звону и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве».

Таким образом, по мысли отца Сильвестра, власть мужу и отцу дана не просто так, а как полномочия, необходимые, чтобы исполнить свои обязанности. Как же еще приведешь ко спасению столько вверенных тебе душ, как сохранишь в огромном имении порядок, а среди домочадцев мир и согласие, если не большой властью, приправляемой любовью.

565423143.jpg

«Освобожденные женщины» эпохи Петра

Со времен императора Петра I семья (речь, конечно, о привилегированных сословиях) изменилась очень сильно. Началось всё с «освобождения» первым русским императором женщины из «терема», фактически из затвора. И уже через полтора века в «Войне и мире», «Анне Карениной», «Крейцеровой сонате» и романах Тургенева мы видим совсем другую, по сравнению с «Домостроем», семью. Видим Институт благородных девиц, епархиальные женские курсы и женские духовные училища, где готовили, прежде всего, учительниц.

Особенно важен для православных образ царственных страстотерпцев как чуть ли не эталон христианской семьи. Но опять же мы понимаем, что их внутрисемейные отношения, действительно удивительно теплые, трогательные и трепетные – плод многопоколенного образования и воспитания, а также личных качеств последних наших царя и царицы.

465412323.jpg

Крестьянские судьбы

Но что же мы все про дворян да про бояр. Как же крестьянская семья? Христианские представления о семье в деревню проникали гораздо медленнее, чем в город. Бытовой уклад крестьянской семьи определялся, прежде всего, экономическими нуждами. Большие семьи, в которые входили по три, а то и четыре поколения, были необходимы для обработки земли, требовавшей множества рук. В «Письмах из деревни» Н. Энгельгардт пишет, что в его XIX веке выделение супругов со своими детьми из большой семьи в отдельное хозяйство почти всегда вело за собой обеднение.

Ранние браки практиковались в крестьянской среде тоже по экономическим причинам: жена сына – дополнительные руки в хозяйстве. Тот же Энгельгардт с сокрушением отмечает, что большая семья рушится, что-то происходит, из-за чего даже экономические соображения не могут удержать людей вместе. Во-первых, молодые, женившись, не получали никакой самостоятельности. Сын продолжал быть в полном повиновении у отца, невеста поступала в распоряжении свекра и свекрови. Да и сама женитьба в таких обстоятельствах была делом несвободным. Невесту и жениха выбирали, как правило, родители.

В «Тихом Доне» (а это уже XX век) находим все это: и большую семью Мелеховых, и полную власть Пантелея Прокофьевича над своим домом и над собственными взрослыми уже сыновьями, и выгодный для семьи брак Григория с нелюбимой им Натальей. Стоит упомянуть и о таком постыдном явлении русского крестьянского быта как снохачество – сожительство отца семейства с женой сына либо по его малолетству, либо во время отсутствия его в семье (работа в городе, например). Неудивительно, что как только, за счет тех же городских заработков, у супругов появлялась возможность выделиться, они этим пользовались.

67564534.jpg

Советская семья

Кардинальным образом семейные отношения меняются с приходом к власти большевиков. Можно почитать об этом у Зощенко, а можно, например, у социолога Питирима Сорокина. Причины были как идеологические (отрицание брака как Таинства, умаление его святости, допустимость и доступность разводов), так и экономические, социальные. Индустриализация сверхбыстрыми темпами привела к росту городов и к массовому переселению селян в промышленные центры. У городских жителей есть доступ к образованию и карьере, они проводят дома вместе очень ограниченное время (вечер и выходной день), основное же дело делают «на работе». Последнее обстоятельство приводит к тому, что дети почти не видят своих родителей работающими – и дирижер, и педагог, и прораб вечером после работы выглядят для своих детей вполне одинаковыми.

Все это оказывает на семью громадное влияние и не может не сказываться на отношении к совместной жизни (нет экономической зависимости жены от мужа, например), к совместному хозяйству, к рождению и воспитанию детей.

4653123.jpg

Позиция Церкви

Проследим и отношение Церкви к упомянутым изменениям. Вопрос о церковном браке и разводе стал одним из основных на Поместном Соборе 1917-1918 годов. В частности, именно тогда была допущена возможность расторжения церковного брака по ряду причин. Современные церковные документы откликаются на многие обстоятельства, появившиеся в последнее столетие: вопросы контрацепции и планирования рождаемости, однополых отношений и «браков» и т.д. Например, подчеркивается недопустимость лишения Причащения Святых Таин тех христиан, кто по тем или иным причинам живет в зарегистрированном, но невенчанном браке.

Если почитать православную литературу на семейную тему, станет очевидно, что и подходы к воспитанию и обучению детей, к взаимоотношениям в семье заметно меняются.

Пора переходить к выводам. Православный христианин – за традиционную семью. Но что под этим понимать: семью новгородского князя или вятского полуязычника-крестьянина, помещика XIX века или казака века двадцатого? А может, традиционной для нас стала семья «советская», где муж и жена работают, воспитывают одного-двух детей, раз в год ездят в отпуск, а потом разводятся и т.д.? Семья, как и все остальное, постоянно меняется под воздействием изменений в политике, экономике, окружающем человеческом мире. В чем же традиция?

Во-первых, в традиции полезно различать внешнюю оболочку и внутреннее содержание. Внешнюю сторону можно назвать хорошим словом «обряд». Как мы с вами убедились, конкретные способы семейного общежития меняются век от века, подчас радикально.

Во-вторых, попробуем обратиться к христианскому значению слова «традиция, предание» – это то, во что верили все, всегда и везде. По этому определению, традиционно то, во что мы верим, а не то, что просто случилось когда-то где-то. Семья – предмет веры? Нет, семья – это банальный эмпирический факт. А вот христианская семья, в которой все любят друг друга, служат друг другу, заботятся друг о друге, честны, верны и доверяют друг другу, живут в мире и согласии, все разделяют вместе – не банальное, нормальное явление, а предмет чаяний и усилий. Если угодно, семейный труд. И отрадно, что таковой она была и в XII, и в XVI, и в XIX, и даже сейчас, в XXI веке.

Прискорбно, что для многих из нас традиция сводится к исторически обусловленному обряду, который остается только бездумно скопировать. Отрадно, что среди нас есть те, кто понимает, что задача христианина – строить ту самую христианскую семью в наше время с его гаджетами и цифрой, с его темпом жизни, морем нужной и океаном ненужной информации, с присущим нашему времени тягой к свободе и проклятием свободы и проч., и проч.

Это настоящий вызов для христиан сегодня: думать и размышлять об этом, и бежать от этого вызова в некий «золотой век», в котором всё было правильно, значит, мне кажется, сдавать современный мир без боя.

Священник Константин КОМЛЕВ,
настоятель храма Похвалы Пресвятой Богородицы
в поселке Полетаево

Публикация газеты
«Челябинские епархиальные ведомости»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика