Финансы и воля Божия

26.07.2022

3321211.jpg

Наверняка среди читателей найдутся любители романов о похождениях Остапа Бендера. Они, вероятно, помнят знаменитую фразу обаятельного жулика из «Двенадцати стульев»: «Он любил и страдал. Он любил деньги и страдал от их недостатка». И хотя этот сатирический роман написан почти столетие назад, своим желанием разбогатеть современный человек почти не отличается от карикатурного героя Ильфа и Петрова.

Ни для кого не секрет, что Иисус Христос, проповедуя при земной жизни, учил не привязываться к денежному богатству: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Но при этом Господь использовал в Своих притчах примеры, связанные именно с коммерческой деятельностью (см. Мф. 25:21-23). Мы не будем углубляться в философию и догматику, но рассмотрим опыт и мнение Церкви, которые связаны с такими определениями как ростовщичество, кредитование, инвестирование и т.п.

Христианская идеология во многом затрагивает вопросы более духовного характера, нежели материального. Богословие интересуют вопросы, связанные с Божественным откровением (этому посвящены триадология и христология), человеческой сущностью (антропология), взаимоотношениями Бога с человеком и природой (сотериология, катарсис, синергия, философия). Но будет справедливым отметить, что наше отношение к материальному во многом характеризует наши внутренние духовные качества и нашу готовность (или неготовность) открыться нематериальному миру – «…ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:34).

Вопросы, затрагивающие тему денег, будут актуальны всегда. Ни одна отрасль не может существовать без финансового обеспечения. Каждый человек имеет нужду в деньгах, чтобы удовлетворить свои физические, а порой и душевные потребности.

Русская Православная Церковь, хоть и отделена от государства, все же существует не в вакууме и использует деньги для поддержания своего существования (оплачивает коммунальные услуги, налоги, зарплаты сотрудникам и т.п.), потому что именно так сейчас устроено общество. Однако у Церкви есть определенная позиция по отношению к финансам, и она пытается учить этому своих верных чад. Христианство благодаря самому Господу, а также историческому опыту и мнению святых отцов научилось особому – разумному – отношению к деньгам и всему, что с ними связано.

 342524543414.jpg

Меняла с женой. Художник Квентин Массейс, 1514 год

Еще в Ветхом Завете описано неодобрительное отношение евреев к займу под проценты своему же народу. При этом занимать иноплеменникам не запрещалось: «…иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост…» (Втор. 23:19-20). Мы сами нередко одалживаем деньги «до зарплаты», давая возможность нуждающимся решить свои финансовые трудности. Но даем в долг именно без процентов, с условием вернуть сумму в срок. Это оптимальное и адекватное решение, которое не повлияет на наше духовное состояние. Но с точки зрения христианства оно все же несовершенно. В идеале, занимая кому бы то ни было деньги, мы тут же должны об этом факте забыть, не напоминая ни должнику, ни себе о займе. Конечно, такому альтруизму нужно еще научиться, поэтому давать в долг без процентов – неплохой вариант, «безопасный» для души.

Не будет лишним отметить, что людей, которые влезают в долги, берут бесконечные кредиты и займы именно ради роскоши и излишеств, святые отцы откровенно порицают. К примеру, святитель Василий Великий словесно бичевал тех, кто берет в долг ради создания видимости богатства: «Как многих погубило чужое добро! Как многие, видев себя богатыми во сне, понесли ущерб!»

Сегодня активно развивается рынок инвестиций. Реклама предлагает каждому – от дворника до бизнесмена – делать вклады, покупать акции и другие ценные бумаги, обещая хорошую прибыль «без физических усилий». У многих это вызывает сомнения и настороженность.

Здесь, пожалуй, первый совет – исключительно бытовой: быть внимательным и не попасться на крючок жадности. Ведь в погоне за высоким уровнем жизни можно залезть в петлю и при неблагоприятных условиях потерять все свои денежные сбережения. С духовной же точки зрения умножение своего капитала с помощью инвестиций, банковских вкладов, приобретения валюты и т.п. (естественно, если все это совершается в рамках закона, без махинаций) не приравнивается к воровству и мошенничеству. Человек вправе сам решать, каким образом повышать свой доход честным путем, лишь бы душа и вся его человеческая природа не была зациклена только на умножении материального.

 342352342134.jpg

Пожилая супружеская пара взвешивает деньги.
Художник Давид Таерс младший, XVII век

Мы не можем судить о том, как образуются процентные ставки, которые нам предлагают банки при взятии кредитов и ипотек. Не можем оценивать и условия займов в так называемых «быстроденежных» организациях. Обсуждение этих тем – компетенция совсем других специалистов. Мы лишь можем напомнить читателю о старой русской поговорке: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Взятие денег под процент – ответственный и сложный шаг, который должен приниматься не только вами единолично. Желательно обсудить этот шаг с домочадцами, ведь они также будут, по сути, сопричастны вашему поступку.

Сегодня, как нам может казаться, жизнь устроена несправедливо. Нередко мы опрометчиво беремся резко судить о том, кто сколько зарабатывает и тратит. А бывает, что в погоне за лишней копейкой решаем пойти нечестным путем.

Большинство из нас охотнее даст денег в долг, нежели займется благотворительностью и будет раздавать их безвозмездно. Все мы по своей слабой земной природе являемся заложниками тех или иных страстей. Одна из них – сребролюбие.

Переместить поставленные во главу угла деньги в конец списка желаний, а то и вовсе отказаться от них сможет далеко не каждый. Бессребреники сегодня – редкость. Но они все-таки есть.

Люди, ищущие Христа, внешне ничем не отличаются от других. Они также совершают покупки в магазинах, пользуются банковскими картами, нередко жертвуют или сами просят милостыню. Христиане не лишены возможности держать на своих счетах миллионы и распоряжаться ими разумно. Православный человек – такой же житель нашей планеты, как и остальные люди, но он носит в своем сердце слова евангельские: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26).

Священник Андрей КОРОВИН

Публикация сайта «Православное Осколье»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика