Повсюду «магия»…

16.05.2022

67875645321.jpg

Откуда берутся у некоторых прихожан идеи о необходимости купить в церковной лавке строго определенное количество свечек – ни больше, ни меньше, почему порой пришедшие в храм делятся друг с другом, от какого недуга помогает та или иная икона, не вспоминая даже, кто именно изображен на ней, а некоторые и вовсе готовы «подзаряжаться» от святых образов? Своими размышлениями об особенно распространившемся в наше время магическом мышлении, которым заражаются порой и люди, многие годы ходящие в храм, поделился протоиерей Александр Лопушанский, председатель комиссии по канонизации святых Гомельской епархии.

Некоторое время назад в храм пришла пожилая женщина, которая сильно добивалась встречи со мной. По ее словам, Сам Господь Бог ее направил именно ко мне, чтобы через нее дать мне предупреждение. Прямо пророчица какая-то… Это уже не первый случай в моей практике, когда кто-то приходит и говорит, что его ко мне прислал Сам Бог, ну, и начинает говорить всякую там ерунду. Но как бы там ни было, я все же стараюсь внимательно выслушать такого «посланца» и по возможности предостеречь его от слушания подобных «призывов».

Так вот, о самом предостережении. Рассказ свой пришедшая начала с того, что уже не может, как прежде, ходить в церковь и прикладываться к иконам, так как однажды она увидела странную картину: некая цыганка водила по иконе руками и, по мнению старушки, «выкачивала» оттуда энергию! После всех этих манипуляций, как показалось бабушке, икона на некоторое время становилась «пустой», то есть без благодати, поскольку та из нее была «выкачана», и требовалось время, чтобы благодать (энергия) в иконе вновь аккумулировалась. Икону, мол, нужно теперь «намаливать». Но наша старушка оказалась не лыком шита! Она открыла способ борьбы с этими злостными «ворами энергии» – для ликвидации в цыганке украденной силы всего лишь нужно поставить свечу у Распятия. И все! Цыганка «обнулена»! И теперь у нее не будет энергии, чтобы творить зло своими экстрасенсорными штучками, пока она, конечно, вновь не «подзарядится».

А предупреждение заключалось в том, что я должен выслеживать всяких там цыганок, запрещая им водить руками по иконам, а если нужно, то и «обнулять» их!

Согласитесь, все это какая-то глупость. Но старушка совершенно не производила вида выжившего из ума человека. К тому же она была постоянной прихожанкой одного из наших храмов.

Касательно ее наблюдений за цыганкой она оказалась отчасти права – я и сам не раз видел таких «подзаряжающихся» людей. Они вполне серьезно верят, что, разведя определенным образом руками перед иконой или растопырив их неким образом на богослужении, тем самым получат некую энергию, при помощи которой могут «исцелять» людей.

Во всей этой ситуации и старушка, и цыганка явились яркими представителями людей с магическим типом мышления.

Что это за мышление такое? Согласно определению, магическим мышлением является убежденность человека в том, что на окружающий нас мир можно влиять при помощи каких-либо символических или иных действий, то есть прочитав заклинание или исполнив какой-нибудь ритуал, ты можешь оказать влияние на нужный объект. Люди с верой в силу этих действий и являются обладателями магического мышления.

Откуда же корни этого загадочного мышления?

Грех Адама заключался, прежде всего, в том, что он, желая независимости, захотел сам стать «как Бог». Им овладело желание владеть и править, никому не подчиняясь.

Магия – это вера не в Бога, Который для нас являет образ законодателя и творца, а вера в то, что законам подчиняются все, в том числе и сам Творец. Что Он не над законом, а под ним. А законами, мол, можно управлять – нужно лишь овладеть необходимыми ритуалами, и всё теперь в твоих руках. Теперь ты сам почти как Бог. Тебе все подвластно. Недаром многие цари из глубокой древности одновременно являлись верховными жрецами и магами в своем народе – ими владело желание править не только своим государством, но и миром духовным. И даже самим Богом! Из-за этого некоторые из них провозглашали сами себя богами; например, это делали египетские фараоны. Здесь как раз и явилось воплощение желания первых людей «быть как боги».

В случае нашей старушки, по ее мнению, благодать – это то, что живет и возникает независимо от Бога. Ее можно воровать и, если нужно, восполнять. Она живет как-то сама по себе. Чудеса творит не Господь, а благодать. А еще благодать, полагает она, может работать и против хороших людей – именно ее силой цыгане наводят пресловутую «порчу» и «лечат» людей. То есть благодать, как верят люди с магическим мышлением, – это не призывающая сила, ведущая нас ко спасению, не сила, меняющая и преображающая человека, о чем учили святые отцы, а нечто совсем иное, какая-то безликая и никому не принадлежащая энергия.

Как-то раз ко мне пришли молодые люди и попросили «освятить» их торговый павильон. Свое желание они мотивировали следующим аргументом: «Батюшка, нужно точку освятить, а то товар плохо идет». Для них освящение – это некое магическое действие, которое помогает при торговле или еще в чем-либо.

Из приведенных выше примеров мы можем увидеть, какие разные цели могут преследовать люди, посещающие храм. Одни приходят, чтобы помолиться и приобщиться ко Христу. Другие же, напротив, – только с целью что-то унести. Суть магизма как раз и заключается в том, что к миру якобы нужно относиться потребительски. Религиозные практики – с позиции тех, кто имеет магическое мышление – хороши лишь для того, чтобы их использовать с корыстной целью: «приворот» любимого, вызов дождя, «снятие порчи», получение успеха в делах и так далее. Там нет места для прославления Творца. И там нет слов «да будет воля Твоя». Там есть только утверждение и принуждение.

Цель любой «магии» – это овладение принципами и практиками, при помощи которых можно было бы управлять законами, на которых зиждется мироздание, причем этим законам подвластны и духи, и люди, а в восприятии некоторых – так и вовсе Сам Господь. Такие люди уверены: если прочесть нужную молитву, то Он обязательно ее исполнит. И никак иначе. Ведь Он обязан исполнить.

Не отсюда ли наше исковерканное отношение к некоторым чинопоследованиям и молитвенным текстам? Эта молитва помогает от того-то, а эта – от того-то. Эта икона от пьянства, а эта – от зубной боли. Не потребительское ли это отношение к святыням? И не магизм ли это?

Мы забываем, что Господь свободен в Своих действиях. Именно Он решает, как Ему поступать в той или иной ситуации, и никакие ритуалы и действия не заставят изменить Его волю. Хотя иногда Он попускает совершаться и нашей воле, но часто для нашего же вразумления.

И святыни наши – это ни в коем случае не обереги. К святыням нельзя относиться, как к оберегам. Нательный крестик мы носим не для «защиты от всего плохого», а, прежде всего, как знак свидетельства о том, что мы христиане и принадлежим к этому великому богочеловеческому сообществу. А если мы крест носим с верой, то Бог, конечно же, нас и оберегает. Но не это главное.

Истинно верующий человек – это человек, умеющий доверяться Богу во всем.

Само понятие «вера» имеет глубокое значение. Это одновременно и верность, и доверие к Богу. То есть вера – это не просто уверенность в существовании Бога и невидимого духовного мира. Вера – это способность человека довериться Господу, вверив Ему все свои мысли и всю свою жизнь. В целом понятие веры целиком противоречит такому понятию, как «магия».

Я не раз сталкивался с ситуацией, когда люди покупают в храме свечи в определенном количестве (семь и более свечей). На вопрос «а зачем вам столько?» они отвечают, мол, им посоветовала та или иная «бабка», сказав, что для того, чтобы помощь оказалась эффективной, из храма нужно обязательно принести ей определенное количество свечей. Мол, только тогда магические действия обретут силу.

Бывают и случаи, когда эти же «бабушки» отправляют человека причаститься, заявив, что только после Причастия будут заниматься его проблемой. Как это объяснить? Все просто. С одной стороны, это хитрая уловка, чтобы расположить к себе посетителя. Нужно ему доказать, что все, что здесь будет происходить, – от Бога. Второе и самое, на мой взгляд, главное, о чем даже порой не догадываются и сами «ворожеи», – это надругательство над святыней.

Диавол, как ловко о нем сказал кто-то из древних, – обезьяна Бога. Он ничего сам создать не может. Его цель – это искажение уже существующего. Пороки обычно являются перевертышами добродетелей. Гордыня – антипод смирения, уныние – антипод радости, ложь – антипод правды и т.д. Дьявол коверкает сотворенное Богом, как бы гримасничая над ним. И самая великая для него радость – это надругательство над святыней. Вот и получается, что, посылая человека на Причастие, наш «ворожей» ждет с нетерпением того момента, когда к нему явится чистая душа. Зачем ему грешник, раз он и так его по праву. А тут и вовсе человек, принявший в себя Самого Христа!

Я слышал и более жуткие вещи, когда на Причастие приходили и откровенные сатанисты с целью вынести в своих устах частицу Святых Даров, а далее совершить над ней что-то кощунственное.

Одним словом, «не всякому духу верьте». Христианство гораздо проще, чем кажется, и в нем нет никаких тайн и ритуальных магических практик. Все наши богослужебные обряды чаще всего являют в себе образ научения – по сути своей они призваны к тому, чтобы пробудить в человеке образ Божий и научить его правильной жизни. А наши церковные Таинства имеют лишь одну цель – преображение человека и его воссоединение со Христом. А не для решения «квартирных» и прочих вопросов.

Публикация сайта Гомельской епархии

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика