У порога вечности. Ответы об отпевании

06.11.2021

45324234.jpg

В Родительскую субботу мы поминаем тех, кто отшел от нас в жизнь вечную. Немалому числу людей после кончины родственника или друга пришлось искать ответы на вопросы о том, как достойно, по-христиански проводить человека в путь всея земли. Своими суждениями о современной практике отпевания, о том, как можно отпеть человека, скончавшегося от коронавируса, а также как в столь трагический момент не стать жертвами мошенников, рядящихся в одежды священника, поделился благочинный церквей Кимрского округа, настоятель собора в честь Преображения Господня г. Кимры протоиерей Евгений Морковин.

 

Какая польза отпевания покойнику или его родным от отпевания в храме?

– Чин погребения православного усопшего, согласно требнику – богослужебной книге, в которой излагаются последования треб, Таинств и других священнодействий, совершается именно в храме. Отпевание – народное название, потому что большая часть молитв поется.

Храм – это место, где душа христианина обрела свою вторую, новую жизнь в Таинстве Крещения. Церковь провожает свое чадо в иной мир, молитвенно ходатайствуя о нём, испрашивая у Бога прощения его грехов и дарования ему упокоения в Небесном Царстве.

С давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на ночь или на несколько дней перед похоронами. Над телом усопшего с умилением и сокрушением сердечным читается Псалтирь. Особую пользу приносит чтение Псалтири родственниками усопшего: оно свидетельствует о любви и усердии к поминаемым их ближним. Чтение – это жертва за поминаемых и жертва за самих приносящих её.

Украшенный гроб с телом усопшего устанавливают в храме перед алтарем. В день погребения совершается литургия, и усопший последний раз присутствует на главной церковной службе.

Отпевание включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие. Это настраивает близких на молитвенный лад, способствует более искреннему, сердечному прощанию.

Даёт ли отпевание гарантию спасения? Нет, оно не является «пропуском в Рай», магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи или его душа обязательно попадёт в Царство Божие. В вере не бывает гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека. Живые могут и должны после отпевания продолжать молиться за усопшего.

А можно ли отпеть почившего вне храма?

– Отпевание на дому – это новейшая практика, которая сложилась во времена гонений на Церковь, когда небезопасно было не только принести усопшего, но и самим прийти в храм, поэтому отпевали на дому или на кладбище. Это нововведение не соответствует каноническим нормам. В нашем благочинии 25 лет назад мы пришли к решению, что все отпевания будут совершаться в храме несмотря на то, что люди могут просить, что, возможно, им так будет удобнее. Отпевание – это последование церковное, храмовое.

Другое дело, когда усопшего священник может проводить до могилы и совершить заупокойную литию, часто это путают с отпеванием. Да, после церковного чина погребения можно проводить усопшего до могилы и совершить там литию.

Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

• Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.

• Когда люди погибли во время чрезвычайной ситуации – при крупной катастрофе или крушении.

• После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.

• При отсутствии вблизи храма Русской Православной Церкви.

Правильно, если в таком случае ближние собираются в храме и там совершается соборная молитва со священником, которая и называется заочным отпеванием.

Если человек скончался в ковидной больнице, как его отпевать?

– Современная ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции, тоже требует от нас, чтобы мы, не отступая от уставов церковных, все-таки не нарушали бы тех санитарных норм, которые нам рекомендуют специалисты. Появилась такая практика: либо эти гробы полностью запечатаны и не представляют опасности, в этом случае отпевание совершается в храме либо на паперти, чтобы не ввести в искушение людей, как в общем-то это и делалось раньше при эпидемиях: в северной Руси заносили в храм, а на юге отпевание совершалось на паперти. Либо, конечно, отпевать заочно, но обязательно это делать в храме.

Какая разница, где брать покрывала, иконы, крестики, венчики для покойного – в храме или в агентствах ритуальных услуг?

– Что касается погребальных принадлежностей. Покрывало с изображением воскресшего Христа, молитва, которую читает священник над усопшим и часть этой молитвы – венчик, возлагаемый на усопшего, как венец христианской жизни, крестик, икона и «земелька», которая как символ первой горсти земли благословляется во гроб – все это должно быть освящено священником и носить на себе благодать Божию.

Предметы бывают освященные и неосвященные. Например, вода – просто вода, а если ее освятил священник, то это уже святая вода, освященная благодатью Духа Святого.

Также и эти вещи, если их приобретать не в храме, а взять где-то в бюро ритуальных услуг, то, во-первых, они не являются освященными и не выполняют ту функцию, которая от них ожидается – освящать гроб усопшего, место погребения. Во-вторых, приобретенные от продажи средства пойдут на прибыль тех людей, которые на этом делают свой бизнес. А если это сделано в храме, то, конечно, это будет жертва Богу, она пойдет на многие материальные нужды христианской общины, которая будет молиться за Божественной литургией за усопшего.

Заказывать отпевание в агентстве ритуальных услуг (а такая практика, к сожалению, есть) значит вместо жертвы за усопшего на храм отдать свои деньги неизвестно кому и неизвестно на что.

К сожалению, нередки случаи, когда в этих заведениях действуют священнослужители, запрещенные или лишенные сана, а подчас и вовсе обманщики, ряженые в священнические одежды. И, конечно же, каждому христианину необходимо понимать, что он должен и жертву совершить, и приобрести вещи, которые будут соединены с усопшим благодатною молитвою, носящие на себе после освящения благодать и церковное благословение, а не положены просто как внешние атрибуты.

Хотелось бы еще сказать несколько слов о жертве на храм. У нас, к сожалению, идет проникновение таких мирских понятий, которые больше похожи на куплю-продажу. В Церкви приносится пожертвование, но люди иногда путают и говорят об этом как о некой цене. В Церкви ничего не продают и ничем не торгуют. Или говорят, мол, почему у вас рекомендованное пожертвование такое, а я хотел бы такое.

Ветхозаветная книга «Второзаконие» описывает, какие жертвы и в каких случаях необходимо принести Богу. Мы знаем, что Божия Матерь после рождения Спасителя, при принесении Его в храм, пожертвовала двух голубиц как человек небогатый, а нужно было принести однолетнего агнца.

Если у кого-то нет возможности, то, конечно же, ни церковная община, ни священник не будут настаивать и совершат необходимые священнодействия за то пожертвование, которое вы можете принести, но лучше придерживаться рекомендуемой суммы пожертвования, а можно и больше.

В Новом Завете нет строгой десятины, потому что мы должны жизнь свою посвятить Богу, Который за нас жизнь Свою отдал. Каждый выбирает меру своих возможностей. Пожертвование необходимо совершать с благоговением, с ощущением, что ты совершаешь некое священнодействие.

Как Господь принес в жертву Сына Своего, так и мы посильно благодарим за это Бога и приносим жертву в храм. Не милостыню подаем, а приносим жертву.

Цитируется по публикации в группе Тверской епархии
в социальной сети «Вконтакте»

Иллюстрация сайта «Закамье православное»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика