Мудрость – это свойство Бога

17.09.2021

4576543424.jpg

Что такое мудрость в житейском смысле и в зеркале веры? Зависит ли мудрость от возраста, и как она связана с целомудрием? Равно ли многознание мудрости? Об этом зашла речь в беседе с настоятелем Александро-Невского храма в Лиепае (Латвия) протоиереем Игорем Трофимовым.

 

«Начало мудрости – страх Господень»

Батюшка, кого можно назвать мудрым человеком? Каковы отличительные черты мудрости?

– Берусь рассуждать о мудрости, но сам себя мудрым не считаю. Поэтому начну со слов преподобного Нила Синайского: «Мудр тот человек, который прежде совершённого покаяния не перестаёт со скорбью памятовать о грехах своих и о праведном за них взыскании в вечном огне».

А вот что говорит Библия: «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах» (Сир. гл. 39:1).

И древнегреческий философ Платон также признавал: «Душа человека бессмертна. Все её надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни».

В нашей беседе, конечно, уместно сказать о разном мудровании – плотском и духовном. Так об этом пишет святитель Тихон Задонский: «Плотское мудрование – такое, когда делается то, что хочет плоть, духовное мудрование – когда делается то, что дух хочет. Мудрование плотское – это гордость, высокоумие, сластолюбие, невоздержание, блуд, нечистота, сребролюбие, хищение, роптание, злословие, вражда, ссора, злопамятство, месть и прочее, что закону Божию противится. Мудрование духовное – это смирение, воздержание, целомудрие, чистота, терпение, мир, кротость, непамятозлобие и прочее, что закон Божий хочет. Плотский человек весь ум свой и замыслы направляет только к приобретению временных благ, а духовный всегда стремится к вечным».

И апостол Иаков также поясняет, чем отличается настоящая мудрость: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17).

Итак, можно сделать вывод, что мудрость приходит только от Бога: «Начало мудрости – страх Господень, разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Пс. 110: 10).

В чём заключается мудрость учителя, наставника, священника?

– Мудрость всех старших заключается в том, чтобы научить, показать пример, открыть истину, не дать погибнуть, помочь пресекать страсти.

Учителя передают знания, накопленные предыдущими поколениями. Но очень важно сейчас не заблудиться в потоке информации. Профессор Пётр Калиновский в своей книге «Переход» пишет о том, что в наше время происходит рост знаний при потере мудрости.

Мудрость и знание – это разные вещи. И человеку необходим наставник. Первые наставники – это родители: если возле ребёнка не будет мудрых взрослых, он превратится в Маугли. И, конечно, в человеке надо восстанавливать образ и подобие Божии – этим и занимаются Церковь и священники. В крещении подаётся благодать, которая и помогает человеку уподобляться Богу. Разумеется, нужно прикладывать и собственные усилия, а ещё опираться на поддержку крёстных и самой Церкви.

Духовные наставники учат иноков монашеской жизни, тому, как идти по пути спасения. И священники занимаются этим же, но только уже на приходах. Задача пастыря – открыть в себе мудрость и умело направлять верующих к вечности, в Царство Небесное, и самое главное – ко Христу!

А что значит мудрый руководитель?

– Наглядный пример руководителя – это капитан корабля. Корабль должен пройти через море или океан, все пассажиры должны остаться живыми, а груз должен быть доставлен целым и невредимым и, конечно же, вовремя.

Каждый руководитель, которому доверены души человеческие, берёт за них ответственность и должен со знанием дела управлять коллективом, сколько бы там ни было людей: может быть, один человек, а может, миллион. Главное – мудро управлять с помощью Божьей. Ведь никто сам не может взять в руки управление, но только если Господь поручит…

 

И молодой может быть мудрецом

Может ли юность быть мудрой, или это качество зрелости?

– Известны случаи, когда юные становились мудрецами. К числу таковых можно отнести преподобного Иоанна Лествичника: в его житии сказано, что он возрастом телесным был юн, а возрастом духовным – тысячелетен.

Также и святой Силуан Афонский: он считался старцем, когда ему было всего лишь 27 лет отроду, потому что он был мудрым человеком. Этой мудрости он учился сначала у своего родного отца, а потом вера будущего старца укрепилась благодаря подвигу и стала совершенной.

Итак, видим, что молодому человеку Господь даёт мудрость по его вере и смирению. Но чаще всего всё-таки люди в возрасте являются носителями мудрости, поскольку за их плечами – многолетний опыт.

Говорят, что умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. У старцев есть уже и то, и другое: и собственные ошибки, и ошибки остальных людей, поэтому они могут помочь и другим. Мудрость, как правило, не приходит сразу, а приобретается постепенно. И ещё сказано, что «Господь умудряет слепцы», то есть бывает мудрость внешняя, а бывает и сокровенная, молчаливая.

 

Мудрость и целомудрие

Чем отличается мудрость от целомудрия, то есть от «целой мудрости»?

– Целомудрие – это всеобъемлющее название всех добродетелей. Многие считают, что целомудрие касается лишь телесной чистоты. А ведь это не так. Святитель Василий Великий сказал: «Целомудрие – есть истина, соединённая со знанием сила, глубоко отпечатлевшаяся в душе и уничтожающая остатки нечистых движений. Надо упражняться в воздержании, которое служит надёжным стражем целомудрия. И не позволяет вождю – уму – порываться туда и сюда».

 

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Целомудрие – чистота души и тела. Никто из обучившихся хранению чистоты не вменяет себе её приобретение, ибо невозможно победить свою природу, и, где природа побеждена, там познаётся пришествие Того, Кто выше естества, то есть Бога». И Иоанн Златоуст добавляет: «От целомудрия рождается любовь, а от любви – бесчисленное множество благ. Целомудрие – есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями».

Можно сказать, что целомудрие основано на воздержании. Чистота, которая обязательно должна сопутствовать целомудрию, – это добродетель, противоположная блудной страсти. «Под чистотой я понимаю не только воздержание от порочной и постыдной похоти, украшений и рассеянности, но и свободу от житейских забот», – поясняет Иоанн Златоуст. То есть излишние житейские заботы могут нарушить целостность восприятия мира, заглушить в человеке смысл жизни. Суета нарушает целомудрие. Получается, что надо по всем фронтам быть во всеоружии.

Целомудрие – это совокупность добродетелей, поэтому мы говорим о всей гамме происходящих душевных движений в человеке. Целомудрие – это союз всех добродетелей, можно сказать, их соборное проявление. Целомудрие – это мудрость в целом, более высокая ступень мудрости. Мудрость охватывает все стороны человеческой жизни в состоянии целомудрия.

Может ли человек быть мудрым и при этом нецеломудренным?  

Таким являлся царь Соломон. Им написаны Книги Премудрости, Песнь Песней, проповедника Екклесиаста. Соломон учил мудрости, а сам сбился с добродетельного пути и в число совершенных и святых не попал – из-за своего многоженства, из-за наличия множества наложниц. Услаждения отвратили его от Бога. Царь Соломон знал и понимал, что так нельзя, но проявлял слабость. Это тот случай, когда человек не смог справиться со своими желаниями.

Часто и люди скупые бывают умными: они знают, как приобрести богатство, как его умножить и так далее. Но человек в этом пристрастии к деньгам отвращается от Бога. Нельзя служить двум господам – Богу и мамоне. И также можно быть мудрым человеком в своём роде, но не целомудренным.

Возможно ли человеку в наше время искушений восстановить и сохранить целомудрие? Как это сделать?

Целомудрие сохраняется и приобретается подвигом и молитвой. Чистота человеку даётся от рождения, но дальше нужно беречь эту чистоту. Можно испачкаться как телом, так и душой, поэтому надо быть осторожным, бдительным.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Никто не может достичь чистоты совершенства иначе как истинным смирением, которое должен человек сначала оказывать братиям, а также и Богу, в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительств и ежеминутной помощи Его он вовсе не может достичь совершенства, которого желает и к которому усиленно стремится».

Восстановить целомудрие можно, но для этого надо быть членом Церкви, а вне Церкви нет правильного понимания этой добродетели.

Необходимы ли целомудрие и мудрость для спасения души? Возможно ли попасть в Царство Небесное без этих добродетелей?

– Можно вспомнить разбойника благоразумного, который первым попал в рай. Покаяние ввело его в Царство Небесное. Вряд ли он был целомудренным, но в последние часы своей жизни он стал мудрым, увидев Иисуса Христа распятого, назвав Его Царём и попросив Его помянуть в Своём Царствии. Уверовав в Бога, разбойник стал мудрым в одночасье.

Этот вопрос остаётся наполовину открытым, на примере разбойника. Нам нужно стремиться и к мудрости, и к целомудрию, но все добродетели даются только Богом.

Библия говорит нам: «Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена. Первый человек не достиг полного познания её; не исследует её также и последний; ибо мысли её полнее моря, и намерения её глубже великой бездны» (Сир. 241:30-31).

Тем не менее, к мудрости надо устремляться, потому что ей не будет конца: нет предела совершенству, нет предела и мудрости. Это свойство Бога, и Бог сотворил всё из ничего. Интересно, что Мудрость Божия в Писаниях иногда предстаёт как одушевлённая личность.

Мудрость для нас является искомой не только здесь, на земле, но и в Вечности. Поэтому будем стремиться к бесконечному совершенству Мудрости.

Елена ГЕРАСИМОВА

Публикация журнала «Доброе слово»
(Латвийская Православная Церковь)

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика