Куда уходят умы?

09.09.2021

4353232434.jpg

В нашу жизнь входят все более продвинутые технологии, все более крупные объемы информации; кажется, мы получаем гораздо больше впечатлений и знаний, чем люди в прежние времена. А наше мышление тоже становится более сложным? Почему все больше специалистов с тревогой говорят об упрощении и уплощении мышления современного человека? Какие материальные, психологические и духовные причины стоят за явлением, которое обозначают термином «когнитивная редукция»? Какие маркеры помогут увидеть эту проблему в себе? И есть ли способы с ней бороться? Об этом зашла речь в беседе с руководителем миссионерского отдела Челябинской епархии Константином Путником.

 

Константин Владимирович, в своих выступлениях вы часто говорите о том, что современное российское – и не только российское – общество столкнулось с явлением, которое можно обозначить термином «когнитивная редукция». Что это такое?

– Когнитивная редукция, если говорить коротко, – это упрощение и уплощение мышления, его ограниченность, принимающая порой клинические формы психического или неврологического заболевания. В этом смысле когнитивная редукция соотносится не только с олигофренией, но и, например, с гебоидной шизофренией, замечательно описанной в книге Пантелеевой, Цуцульковской и Беляева, и сопровождающим ее нравственным помешательством. Нравственное помешательство – термин ныне почти забытый, но что-то подсказывает мне, что без него невозможно существование психиатрии как науки, адекватной реальности.

Когнитивную редукцию можно определить как недоумие. Недоумок, если заглянуть в словарь Даля, это «слабоумный, простоватый, глуповатый, незрелый ум». И дальше очень важное, подчеркивающее содержательную связь недоумия с инфантильностью: «детский, ребячий, молодой». Даль указывает на важный маркер когнитивной редукции. «Чванство, – приводит он народную поговорку, – не ум, а недоумье». Взгляните, сколько появилось в нашем обществе чванливых людей, «новых аристократов», «золотой молодежи», «светских львиц» и других им подобных персонажей. Во французском языке есть ёмкое словечко для их обозначения: «парвеню», выскочки.

Человек с функциональной точки зрения есть сумма, как минимум, трех составляющих: homo spiritus, homo politicus, homo economicus. Святые Отцы говорили о человеке как о сочетании духа, души и тела. Главная, определяющая качество остальных – spiritus, духовная составляющая, базис. Именно духовно-религиозная составляющая формирует ядро личности, те глубинные мотивации, которые будут определять ее существование. Смысл же когнитивной редукции – сосредоточить внимание человека на потреблении, подменить бытие бытом, исключив или предельно опошлив, приземлив, омещанив духовный поиск человека, который может осуществляться только при наличии высоких интеллектуальных способностей; сделать человека предельно управляемым.

Вероятно, существуют какие-то маркеры когнитивной редукции?

– Да, конечно. Вообще, их, таких маркеров, много. Когда я только начинал заниматься проблемой и набрасывал для себя первый черновик, уже тогда их насчитывалось около двух десятков. Теперь, по прошествии времени, их в моем перечне около ста. Понятно, все их я перечислить здесь не смогу. Назову основные:

·       отсутствие стратегического мышления, стратегического видения, исторической перспективы; жизнь сегодняшним днем. Отсюда, кстати, непонимание многими постсоветскими национальными элитами «общей исторической судьбы» с Россией;

·       лексическая убогость: обеднение словарного запаса, использование простых односложных предложений, замена слов и фраз символами;

·       предпочтение не тексту, а картинке; необоснованная экономия интеллектуальных усилий;

·       подмена любознательности любопытством, часто очень порочным, хамским. Вообще, любопытство – обычный интерес к происходящему, но в настоящее время оно опустилось на болезненный уровень «замочной скважины». Любознательность – стремление узнать: что, почему, как и зачем; это уровень телескопа или, если хотите, микроскопа. Чтобы почувствовать разницу между любопытством и любознательностью, сравните две телевизионные программы: нынешнюю «Пусть говорят» и советскую «Очевидное – невероятное». Несмотря на то, что сравнение будет не в пользу «Пусть говорят», таких программ на центральном телевидении становится все больше, тогда как программ уровня «Очевидного – невероятного» не осталось вовсе;

·       подражательность. Явление, которое стало буквально психической эпидемией: детские суициды, поножовщина и стрельба в школах, похабные танцы курсантов военизированных училищ… Это, кстати, указывает еще на одну важную особенность носителей когнитивной редукции: их инфантильность, невзирая на фактический возраст.

Остановлюсь на этом. Разумеется, один признак или маркер не может служить достоверным критерием когнитивной редукции. Когнитивная редукция, говоря языком медицины, – это большой синдром, т.е. объединение целого ряда признаков-симптомов. Но наличие одного такого симптома должно насторожить и послужить мотивом и стимулом к поиску других.

Последнее, о чем необходимо сказать. В нынешней ситуации можно говорить о наведенной когнитивной редукции. Речь идет о социальной инженерии. Патологические ее качества и воспитываются, и используются: когнитивная редукция – страшная, разрушительная, всепроникающая сила, эксплуатирующая человеческую порочность, и с нею работают люди, которые знают, как и куда ее направить.

Что ожидает людей, способных мыслить рационально, при разрастании этого явления?

– Позволю себе короткую цитату. Вот что говорил один из основоположников монашеского пустынножительства преподобный Антоний Великий: «Настанет некогда время, и человек вознегодует. Увидев неподверженного общей болезни, восстанет на него, говоря: ты по преимуществу находишься в недуге, потому что неподобен нам». И еще я рекомендую всем прочитать рассказ Герберта Уэллса, который называется «Страна слепых».

Константин Владимирович, после всех рассуждений о когнитивной редукции как явлении не просто вредном, но и социально опасном, возникает проклятый русский вопрос: что делать? Как этому явлению противостоять?

– На мой взгляд, существует несколько простых правил.

Правило 1. Читайте. Нужно постоянно упражнять мозг. Говоря самыми общими словами, без погружения в физиологические детали: мышление чрезвычайно энергозатратно, и поэтому мозг очень ленив и предпочитает мыслить, в лучшем случае, стереотипами. Чтение – самое простое и эффективное упражнение для мозга. Но чтению предшествует волевой акт – целеполагание и желание цели достичь.

Итак, читайте. Заставляйте себя читать. Но читайте не что попало. Читайте умные книги. Открою вам тайну: умных книг не очень много. Возможно, их не более двух-трех десятков. За жизнь средней продолжительности вполне можно осилить. Другое дело, как их найти, такие книги, тем более что у каждого они свои. Не существует универсальных книг.

Есть один критерий, позволяющий найти умную книгу: умная книга всегда – путеводитель. Путеводитель, прежде всего, для вас. Начиная читать такую книгу, вы поймете это с первых страниц.

Чтению последует собирание книг, личной библиотеки. Умный человек относится к своей библиотеке как к части себя самого, значимой части своего когнитивного аппарата, к части, которая вынесена наружу и материализована. Знаете, существует известное выражение о том, что настоящий мужчина должен посадить дерево, выстроить дом и воспитать детей. Я бы к этому добавил: и собрать библиотеку.

Правило 2. Читайте с карандашом. Подчеркивайте. Выделяйте понравившиеся места, чтобы потом вернуться к ним, обдумать. Собеседуйте с автором. Существует герменевтическая аксиома: книгу пишут двое – писатель и читатель.

Правило 3. Выписывайте. Конспектируйте. Комментируйте. Выписанная мысль, особенно если она откомментирована, усваивается как своя собственная – прочно.

Правило 4. Слушайте музыку. Хорошую музыку. Существует критерий и для хорошей музыки. Основа ее – мелос, мелодия. Слушайте любую мелодичную музыку: симфоническую, фольклорную. В крайнем случае, диско. А вот рэп, которым увлекаются многие молодые люди, – это из интеллектуальной подворотни.

Музыка – это особый язык. А нотная грамота – особый вид письменности. Я совсем недавно узнал, что недавно умершая академик РАМН Татьяна Борисовна Дмитриева, одна из ведущих советских и российских психиатров, в молодости собиралась написать научную работу о музыке как третьей сигнальной системе.

И последнее важное правило 5. Ограничьте разумными пределами для себя и своих детей пользование гаджетами, электронными средствами связи и коммуникации.

Публикация газеты
«Челябинские епархиальные ведомости»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика