Нужно ли после прихода в Церковь полностью менять свою жизнь?

03.09.2021

48768576453.jpg

Какие перемены должно принести воцерковление в жизнь христианина? Что именно нужно менять? Как понять, чего ждет от нас Христос? Нужно ли менять окружающих? Ответы на все эти вопросы постарался дать протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников села Александро-Калиново на Донбассе.

 

Крещение невозможно без перемен

Мой ответ на обсуждаемый нами вопрос – да. Нужно менять свою жизнь полностью! Апостол Павел говорил: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Флп. 3:7). Он имел в виду всё без исключения: происхождение, образование, достижения – всё тщетно по сравнению с тем, что даёт Таинство Крещения, благодаря которому человек во Христа крестится и во Христа облекается.

Тот, кто подходит к Таинству формально и не желает кардинально менять свою жизнь, должен хорошо подумать перед тем, как предпринять этот важный шаг. Крещением открывается дверь в покаяние. Покаяние – это, прежде всего, изменение. Изменение человека, а не перечисление грехов на исповеди. Это изменение всей нашей жизни, приведение её к Евангельскому идеалу, насколько это возможно в конкретных условиях жизни человека.

 

Путём не революции, а эволюции

Изменение не должно идти путём революционным, то есть стремительным, когда человек из крайне греховного вдруг становится святым – это практически невозможно, более того: в этом случае есть риск, что окружающие так же стремительно станут мучениками. Изменение – процесс эволюционный: человек потихоньку входит в новую реальность, где основой его жизни становятся не абстрактные общечеловеческие ценности, а мудрость, которая сошла свыше от Отца Светов. Он руководствуется ей, это критерий его жизни. У него есть цель – спасение души и достижение Царствия Божия, у него есть средства – пост, молитва, чтение Священного Писания, участие в богослужениях и Таинствах. Он должен на каждом этапе своей жизни следить за тем, дают ли эти средства духовные плоды, о которых говорит Священное Писание: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание. Если после крещения человек идёт этим путём и получает эти плоды, значит, он двигается правильно. А если этого не происходит, зачем тогда креститься? Значит, нет главного критерия для принятия крещения – веры.

Если человек не верит в вечность, то, по словам апостола Павла, тщетны жизнь его и вера. Если же он верит, то принимает крещение для изменения своей жизни на основе этой веры. Он убеждён, что Иисус Христос принёс от Отца Своего всё необходимое для нашего спасения, и старается это воплотить в своей жизни. Да, совершает ошибки, сталкивается с трудностями и искушениями, но при этом прилепляется к Церкви, становится одной из клеточек Тела Христова. У него есть ориентир – ему дана возможность сравнивать себя с ним. Если есть ошибки, он сокрушается, но работает над ними, стараясь исправить. Если ошибок нет, смиряется, чтобы не возгордиться.

 

Путь длиной в жизнь

Менять свою жизнь кардинально нужно не только в момент крещения или в течение нескольких лет после него, но до самой гробовой доски. Когда душа с телом разлучится и мы пойдём к Господу, то поймём, насколько правильно изменили свою жизнь и соответствует ли она тому идеалу, о котором говорил Спаситель. Если да, то Он позовёт нас, говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11:28). Если изменение было недостаточным, то пойдём туда, где будет плач и скрежет зубов. Третьего не дано. Недаром в момент крещения священник называет каждого человека «воином Христовым» независимо от возраста. Мы воюем за вечность, и потому изменение жизни крайне необходимо.

Если обратить внимание на обычную, не духовную жизнь – разве она не требует от нас изменений? Требует. Решил юноша жениться – он должен меняться? Конечно, должен! Если он не изменится, если не будет жертвовать чем-то своим ради семьи, семьи не получится. Мы должны менять свою жизнь ради более высокой цели. То же и в духовном плане.

Конечно, это всё делается добровольно – нас ведь никто не заставляет принимать крещение и менять свою жизнь. Мы делаем этот выбор осознанно. Не хотите меняться – не принимайте крещение, живите, как хочется. Возможно, вы проживёте жизнь долгую и даже счастливую, но Царствия Божия не наследуете. А те, кто крестился, «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Во все времена принятие крещения – это осознанное действие, основанное на вере и требующее изменения всех аспектов жизни человека.

Менять свою жизнь – значит менять и окружающих?

Порой новоначальные христиане так активно берутся менять свою жизнь, что и окружающим достаётся. Конечно, это происходит не от высокого разума. Повторю, что процесс изменений должен идти эволюционно. Чтобы не наломать дров, нужно сверять свои действия со Священным Писанием, не ставить ум человеческий выше разума Божьего. Сравнивать то, какими мы были, с тем, какими становимся.

Вот мы применяем определённые духовные средства – молитву, пост и так далее. Что у нас должно умножаться по мере их применения? Количество приходов в храм, число поклонов? Нет. У нас должны преумножаться дары Духа Святого: мир, радость, любовь, долготерпение, кротость, воздержание. Их нет – значит, что-то не так. Возможно, надо изменить дозировку этих средств, но это не главное.

Главное – осознать, что изменять нужно прежде всего себя, но ни в коем случае не окружающий мир. Он будет эволюционно меняться в зависимости от того, как будете меняться вы. «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», – говорил преподобный Серафим Саровский. Не надо никого менять – важно самому стать светильником, солью земли, а всё остальное притянется. Мы даже не представляем себе, насколько пристально за нами, верующими, наблюдает окружающий нас мир. Порой молчание лучше проповеди, сострадание – лучше духовных подвигов. Так что менять христианину нужно только свою личную жизнь.

В семье никакие вопросы, и духовные в том числе, нельзя решать насилием, ломанием через колено, ультиматумами. Всё должно порождаться любовью. Вера – это дар Божий, человек не может вмиг стать верующим. Мы ведь тоже не в один момент пришли к вере. Если бы нас тянули к ней насильно, разве мы не сопротивлялись бы? Так почему же позволяем себе тянуть своих близких? Венец плодов Духа Святого – любовь, а она «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего» (1 Кор. 13:4-5). Очень важно помнить об этом аспекте – «не ищет своего». Это значит, что чужая жизнь нам неподвластна, мы не должны пытаться влиять на неё. Наша задача – поверять свою жизнь Евангелием, а всё остальное оставить Богу.

Беседовала Екатерина ЩЕРБАКОВА

Публикация сайта Горловской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика