Скорбеть или радоваться? Выбор христианина

12.02.2021 Скорбеть или радоваться? Выбор христианина Читательница Валентина Федоровна задает вопрос: «У меня есть знакомый священник. Он постоянно говорит, что в Царствие Небесное мы войдем только через скорби, и чем больше скорбей, тем лучше для нас. Приводит даже цитату одного из монахов, который целый год не болел, встревожился и просил у Господа болезней. А почему так? Почему мы не можем прожить жизнь тихо, мирно, без особых скорбей, в радости, и при этом попасть в Царствие Небесное?» Отвечают священнослужители челябинских храмов.

Священник Петр Устинов, клирик храма в честь священномученика Петра Крутицкого, г. Челябинск:

Скорбеть. Потому что только преодолевая искушения, человек способен вырваться из рабства естества и проявить свою личностность, свободу и независимость от природы.  Плюс святость, как вера, верность Богу (не хулить Бога, не отрекаться от него, даже в самых тяжелых испытаниях) возможна только при наличии этих испытаний и, следовательно, страданий.

Если человек христианин, страдание для него естественно, ибо если ты борешься со злом, а со злом должен бороться всякий христианин, то зло тебе мстит (Христос, Иоанн Креститель и сонм святых пострадали от власть имущих). Если человек христианин, то он стремится отдавать себя ближнему. Отдавая, растрачивая себя, человек, естественно, страдает. Вывод: если ты не страдаешь, ты не христианин.

Протоиерей Андрей Гупало, клирик Одигитриевского женского монастыря, г. Челябинск:

Жизнь любого человека так устроена, что скорбей ему не избежать ни в личной жизни (болезни, несчастные случаи, нападения воров, хулиганов, потеря работы, денег, жилья, смерть близких и т.д.), ни в общественной (войны, пандемия, реформы, стихийные бедствия и т.д.). И все это на фоне постоянно сокращающегося времени: каждый год жизни приближает нас к неизбежному концу. И я лично не понимаю, какие еще такие особенные скорби нужны человеку для спасения, если только часть из описанного кого угодно повергнет в печаль и уныние?

Думаю, что смысл этого правила (о спасении скорбями) не в том, чтобы к ним стремиться или их ждать – вот завтра непременно что-то случится. Нет! А в том, чтобы не дать скорбям разрушить твою веру в победу добра над злом, жизни – над смертью. Только тогда твоя вера может стать «драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» (1Пет.1:7).

Такая вера – корабль, который выдержит любой шторм житейских скорбей и приведет человека в тихую гавань спасения. А на монахов равняться не надо, на то монах и сам-себе-мучитель, сам-себе-мученик. Мы же, немощные, будем молиться просто: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды».

Монахиня Феодосия (Новгородцева), старшая сестра женской монашеской общины в селе Булзи:

Страдание – не необходимость, а неизбежность. Я не помню, чтобы в Евангелии Господь говорил о спасении через страдание. Он ведь пришел на землю, чтобы как раз избавить нас от страданий. Иначе бы он не исцелял больных. И в посланиях апостолов нам дан завет: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь».

Страдание пришло в жизнь людей вместе с грехом. И Господь Своей жизнью на Кресте дал нам образ, как нужно относиться к скорбям. Мужественно, с терпением и осознанием того, что мы-то, в отличие от безгрешного Господа, заслужили эту скорбь.
Почему сложилось такое мнение, что только через скорби можно попасть в Царство Небесное? Да потому, что многие святые были замучены за веру. Однако среди святых есть преподобные, которые дожили до глубокой старости и почили честною смертью. Но и их жизнь была полна самоограничения и тяжелых духовных трудов.

Думаю, что пропуск в Царство Небесное получат не те, которые страдали по своей глупости и жаловались на жизнь, а те, кто не сумел избежать страданий, но принял их как награду от Бога: спасибо Тебе, Господи, что ты посетил меня этой бедой (болезнью, утратой, предательством) и этим испытанием даешь возможность мне познать самого себя и, возможно, меняешь меня, делаешь достойным быть рядом с Тобой в Твоем Царстве.

Священник Леонид Ганиев, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери, поселок Новогорный:

Для ответа на такой вопрос мы воспользуемся «ступнями ответа», то есть будем отдельно разбирать понятия и в конце выведем ответ.  

Первое: «Войдем в Царствие Небесное» – это, скорее всего, чистейший эгоизм. Желание «тепленького» местечка после смерти. Эгоизм, как известно, основная черта диавола. Бог противоположен эгоизму. Но, к сожалению, в великом и могучем русском языке я не нашел антонима слову «эгоизм».
Желание рая (или Царства Небесного) есть дьявольское желание. Потому что не они цель жизни православного. Цель жизни – остаться с Богом, не отречься от Него там, где не будет воли, где будет только правда, где душа покажет свою изнанку и сделает выбор. Наша задача, здесь и сей час – попытаться возлюбить Возлюбившего нас.

Второе. Для чего Бог нас создал? Серьезный вопрос, не правда ли? Бог абсолютно самодостаточен, ни в чем и ни в ком не нуждается. Так зачем столько мороки? Для чего мы Богу? Восхвалять Его – Ему этого не нужно. Молиться Ему – и без этого Бог прекрасно «жил». Так для чего? Поделиться радостью из любви. Бог благ (находится в величайшей степени счастья), и Он же есть любовь. Причина создания – поделиться благостью с бесконечными созданиями из-за того, что любит их.

 Приведу такой пример: вы посмотрели фильм, он замечателен, вы радовались, просматривая его. Но у вас есть дорогой вашему сердцу человек, и вы знаете, что ему фильм также понравится. Вы идете и еще раз с ним смотрите этот фильм. Он смотрит и радуется, но и вы радуетесь. Отчего? Вы ведь уже видели фильм. Найдите ответ.

Бог посмотрел «фильм», у Него есть эта радость. И Он хочет посмотреть его с нами. У Него нет такой надобности, просто Он хочет поделиться радостью из-за любви. И вывод из этого таков: Бог создал человека для радости. И это следует запомнить.

Диакон Сергей Никифоров, клирик храма Богоявления, г. Миасс:

Апостол Иоанн Богослов говорит: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19).

Чем ярче свет, тем более яростное сопротивление тьмы он встречает. Поэтому «спокойной» жизни ни одному последователю Христа не будет, а на вершинах возможно даже и мученичество. Но это страдание – не страдание неверующего. Так или иначе, со страданием сталкивается каждый человек – это участь всех в этом мире. Но радость не зависит от случающегося с человеком.

Архидиакон Стефан, когда гонители побивали его, «будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян.7:55), и это не могло не исполнить его радости, а ведь человек стоял на грани смерти.

За каждым богослужением Церковь молится: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Мы все молимся о том, чтобы жизнь наша была безмолвная, то есть спокойная, обладающая душевным миром. От страданий любому человеку никуда не уйти, ведь они неизбежны на пути каждого. Для всех людей это те же болезни, житейские трудности, душевные печали - не только о себе, но и о наших близких, и за случающееся вокруг. А в жизни подвижника присутствует еще и злоба темных сил на подвизающегося, как мы видим в житиях святых.

Но если человек ищет, прежде всего, Царства Небесного, радость неизбежно наполняет его душу – при всех скорбях. И чем больше он любит Бога, тем больше радости и спокойствия в его сердце.

Священник Анатолий Носок, настоятель храма Рождества Богородицы, село Непряхино:

Скорбью мы можем назвать болезни, потери, неурядицы и нестроения, неприятности, огорчения, несчастные случаи, то есть все то, что происходит в нашей жизни против нашего с вами желания и нашей воли. Следовательно, скорбь связана с нашим неприятием Божьего Промысла, с нашей гордыней. И если эту связь мы увидим, то тогда нам будут понятны слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Скорби – великий учитель; скорби показывают нам наши слабости, страсти, нужду в покаянии; скорби очищают душу, отрезвляют ее, как от пьянства, низводят благодать в душу, смягчают сердце, внушают отвращение к греху, утверждают в вере, уповании и добродетели».

Можно предположить, что скорбь для нашей души, как иммуномодулятор для нашего иммунитета. Она позволяет корректировать текущее состояние души, обратившись к Господу. Преподобный Амвросий Оптинский об этом сказал так: «Когда посылается нам серьезная болезнь, то мы посерьезнее и рассуждаем о себе и о наших обстоятельствах, и искренно прибегаем в молениях наших ко Врачу душ и телес, всеведущему и всемогущему, всеблагому и премудрому».

Обратив свое внимание на слова преподобного Анатолия (Зерцалова): «Помни, что все святые сим путем, то есть путем скорбей, шли и дошли до врат Царства. Другого пути нет», мы можем вспомнить слова Господа: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Таким образом удостоверяемся, что наша настоящая жизнь, которую мы сейчас проживаем, есть путь, во время которого мы с вами приготовляемся ко спасению, к будущей жизни. Когда мы осознаём это, в наши сердца приходит радость превыше той, которую дарят веселье и забавы.

Священник Владимир Панарин, настоятель храма в честь великомученика Пантелеимона, г. Челябинск:

Мы рождены для Рая. Именно поэтому человеку противны смерть, болезни, страдания. Мы не согласны, вся наша природа стремится вырваться из этого безумия, потому что мы созданы наслаждаться жизнью вечно. Но не в одиночестве, а в семье с Небесным Отцом, с Богом.
Посмотрите, сколько приятных вещей создал Господь для нашего тела! Радуга красок, палитра вкусов и запахов. Человек всю жизнь стремится окружить себя комфортом, строит на земле рай, чтобы наслаждаться жизнью. Потому что это свойство нашей природы, для этого сотворил нас Бог.
Но есть наслаждения, которые выше телесных. Достичь целей, закончить работу, принести пользу кому-то. Быть нужным и полезным, найти друга по душе и общаться с ним часами, знать, что тебя понимают, любят и ждут. Любить, дарить свою любовь детям, радоваться их успехам и даже плакать с кем-то, разделяя его горе, – все это несказанно выше еды и сна.

И самое высокое наслаждение – быть с Богом в мире и любви, знать Его волю, служить Ему, быть частью Его благого промысла, познать Господа и стать подобным Творцу.

Это чувство, что все под Его четким контролем, а ты под Его защитой, что ты все делаешь правильно, а если ошибешься, есть покаяние и Врач, который залечит твои раны и снова поставит на ноги, чтобы ты шел дальше. Все это – высочайшее блаженство для нашей бессмертной и богоподобной души. Тогда откуда страдания?

Однажды человек совершил непослушание Творцу, послушался шипящую тварь. А когда была возможность покаяться и все исправить, обвинил Бога: «Ева, которую Ты мне дал...». Виноват оказался Бог, что сотворил Древо познания, дал неудобную заповедь, вручил Адаму Еву, да еще и сотворил умного змея, который дает вредные советы. Бог увидел, что человек упорствует в грехе, не желает признать свою неправоту, не хочет исправиться. И чтобы зло в человеке не задушило всю Вселенную, не разрушило доброе творение, Бог попустил смерти прекращать наше земное бытие. И с тех пор человечество ожидало Спасителя.

Люди думали, что придет человек, который построит Рай на Земле. Но пришел не человек, а Сам Творец. Он разрушил ад, упразднил духовную смерть. И Свое Царство создал в наших сердцах, чтобы мы, сбрасывая с себя наше тело, как одежду, поднимались на Небеса к Богу. А все земные удовольствия Он создаст снова после Страшного Суда, тогда мы снова будем в наших телах, но уже не будет ни смерти, ни страданий.
Можно ли спастись, наслаждаясь жизнью? Можно. Но нужно знать секрет. Когда человек приходит к Богу, он надеется, что «теперь все проблемы решены, сейчас заживу!». Однако случаются новые беды, иногда их больше, чем раньше. И человек думает: «Как же так? Я покаялся в грехах, молюсь, причащаюсь, соблюдаю заповеди, а проблемы появляются снова и снова!»

И вот в чем секрет. Человек действительно сначала очень страдает из-за грехов. Нередко можно услышать: «Меня/его Бог наказал!». После исправления жизни наступает облегчение, можно сказать, эйфория, и человек счастлив. Он думает, что так будет всегда. Но затем приходят новые испытания. Да, мы уже их не заслужили, потому что покаялись и исправились. Но Бог видит, что мы в состоянии счастливой эйфории пройдем мимо голодного, больного, несчастного человека. И чтобы Бог мог совершить нашими руками благое дело, Он готовит наше сердце.

Мы не поймем, что человек умирает от голода, если сами не испытаем этого чувства. Такова природа человека: сытый голодного не разумеет. И что теперь, страдать? Наслаждаться исполнением воли Божией и добрыми делами. И учиться правильно страдать, чтобы и это приносило тебе радость. Как? А вот как: когда понимаешь смысл испытания, понимаешь, для чего это послано, и какая от этого польза – разве это страдание? Это временная неприятность, за которой последует награда и душевный мир.

Преподобный Паисий Святогорец умирал от рака в страшных муках – и радовался! Потому что понимал: это мученичество, которое он просил у Бога. Терпение мук в благодушии – это его благодарность Богу за все благодеяния, которые испытал старец за жизнь.

Прочитайте книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Я полюбил страдание». Святые люди опытным путем пришли к выводу: если всю жизнь наслаждать свое тело, душа развратится и погибнет. А испытания часто хранят нас от греха, дают духовную бодрость, помогают стоять на страже своего сердца. Когда вы будете чаще молиться Богу, если у вас все хорошо, или, если вам нужна Его помощь? Если у ребенка все есть, он жует свое яблоко и собирает конструктор, про маму он вспомнит, только если яблоко кончилось, а конструктором прижал палец. А Богу очень важно, чтобы мы до глубины сердца осознали, что Он нужен нам, как воздух. Что мы должны непрестанно питать свою душу Его благодатью и стремиться стать подобными Ему. И наслаждения этому не учат. Они лишь утешают нас. А превратить нас в драгоценный камень, в котором отразится Лик Творца, могут только острые инструменты. Да, это больно. Но это стоит того!

Священник Константин Комлев, настоятель храма Похвалы Пресвятой Богородицы, поселок Полетаево:

Апостол Павел говорит нам: «Всегда радуйтесь». Он же упоминает радость в числе даров веры. О Царстве Небесном он говорит, что оно есть «праведность, радость и мир в Духе Святом». Так что можете немного выдохнуть: радость не только нам, христианам, дозволена, но обещана и предписана.

Можно ли прожить жизнь без скорбей? Если под скорбями понимать колесование, четвертование или сдирание кожи заживо, то подавляющему большинству человечества как-то удается исхитриться этой участи избежать. Планку можно сильно снизить и начать скорбеть и тужить от того, что на что-то не хватило денег или за окном который день дождь идет. Большинство из нас, однако, разумно держится золотой середины. Но и тут, мне кажется, никуда не денешься: болезни, профессиональные неудачи, безответная любовь, несправедливость, принуждение и насилие, наконец, смерть близких и свое собственное неумолимо приближающееся умирание не оставляют нам шансов – да, вот они скорби, рядом с нами.

Кто-то из этой чаши страданий поцеживает понемножку, кто-то, захлебываясь испивает ее до дна, но, тем не менее, на указанный вопрос ответим отрицательно: совсем без испытаний, трудностей и скорбей жизнь прожить, видимо, не удастся.
Для совестливого интеллигентного человека ситуация усугубляется. Ко всем источникам страданий прибавляется, во-первых, эта самая совесть, которая умеет мучить не хуже вирусов и испанских сапожков, во-вторых, склонность к состраданию, которая делает чужую боль почти собственной.
Итак, Господь не хочет наших страданий, наоборот, он заповедует и обещает нам радость. Соответственно, просить у Бога страданий - просить того, что противно Его воле. В то же время, как говорит Писание, «мир во зле лежит», и «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Это, как видно из текста, не заповедь нам побольше страдать, а констатация факта: как ни крутись, без скорбей не обойтись, будь готов.

Как же тогда быть христианину? Все, на мой взгляд, просто:
1. Страдания, мои ли, чужие ли, это всегда плохо.
2. Никогда, ни при каких обстоятельствах я не должен быть источником страдания для другого человека.
3. Насколько это возможно я стараюсь уменьшить страдания ближнего, облегчить его участь.
4. Я не ищу и не желаю несчастий самому себе.
5. Если страдания неизбежны, принимаю их, как капитан корабля надвигающийся шторм, или, как гребец на каноэ рокочущие ниже по течению пороги.

Собираю волю в кулак, вверяю свою жизнь Господу и делаю, что должно.

Фото https://pravlife.org/uk
Публикация газеты «Челябинские епархиальные ведомости»



Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика