Да зачем мне Бог?

19.03.2020

992173.jpg

Человек никогда не ходил в храм, не молился, жил обычной жизнью, не нуждался в Боге. По его мнению, у него все хорошо. Нужен ли ему Бог? Надо ли заводить разговоры о вере, доказывать, что он ошибается? Об этом спросили у протоиерея Александра Хвороста, настоятеля храма святого мученика Иоанна Воина в городе Дружковке на Донбассе.

 

– Есть вопросы, в которых уже содержится половина ответа. Тот, что мы сегодня рассматриваем, –из их числа. Человек, задающий его, как минимум, допускает существование Бога. Печальнее, когда этот вопрос себе не задают: прожил всю жизнь, а о Боге не задумывался. Если же у меня спрашивают, зачем человеку Бог, то я понимаю, что передо мной человек не бесперспективный для вечности.

Каждый из нас сталкивается в жизни с вечными вопросами. Как возник мир, в чем первоисточник бытия? Для чего мы живем? Для чего живу я? Что со мной будет после смерти? Эти вопросы стоят перед всеми людьми, и каждый отвечает на них.

Жить без Бога и Церкви худо-бедно можно, а вот умирать – страшно и бесперспективно. Мы все столкнемся со смертью, она – тот барьер и то испытание, что заставляет задуматься о многом.

Человека, думающего, что ему не нужен Бог, хочется спросить: а что с тобой будет, если ты умрешь? Что будет с твоим сознанием, чувствами, личностью? Куда это все денется? Человек – это творение Божие. Высшее, но зависимое – мы не имеем в себе источника бытия. Мы постоянно нуждаемся в духовных и земных благах, но главное – без Бога не можем быть счастливыми до конца.

С нашей смертью погибнут наши чаяния, надежды, идеалы, стремления. Это очень печально. К этому невозможно подготовиться. Христианство выводит нас за рамки повседневности. В Бога веруют практически все, большинство религий говорят нам о Его существовании, но именно христианство ведет нас к вечной жизни. Мы веруем во Христа Воскресшего, Он – новое Бытие, новый Бог, новый Человек, новая Жизнь, потому что Воскресение – это победа над смертью. Наша вера выводит нас за рамки земного бытия и ведет именно к воскресению – к обновлению всего человека, и души, и тела.

«Какие-то сказки!» – воскликнет скептик, а мы, христиане отвечаем: да, это кажется фантастикой. Тертуллиан сказал: «Верую, поскольку абсурдно». С земной точки зрения все Евангелие абсурдно: непорочное зачатие, преображение, воскресение – это то, чего не может быть.

Человек, который задает об этом вопросы, намерен найти ответ – значит, он на верном пути. Тот, кому это не важно, не будет задавать никаких вопросов, не будет ничего слушать. Он не понимает, насколько себя обделяет. Замечу, мне в моей практике абсолютные атеисты не встречались. Есть люди, которые просто об этом не задумываются, их заботят только земные вещи. Таких жаль.

Некоторые люди ждут, что им предоставят какие-то доказательства бытия Божия – чудеса или тому подобное. На самом деле чудес происходит великое множество. Само бытие вселенной – первое из них. Философ Иммануил Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Сложность устройства мира – уже доказательство существования Бога. Мы перестали осмыслять это. Кризис современной философии заключается в утверждении, что мир невозможно познать. Признавая этот факт, мы расписываемся в своей несостоятельности. Да, нельзя объять необъятное, но это не значит, что нужно перестать осмыслять его. Бытие мира – чудо. Само по себе ничего не делается. Только глупый человек может считать, что что-то может происходить хаотично и бесцельно. Жизнь показывает, что события происходят с определенной целью, четко и структурировано. Всегда есть какой-то план.

Когда Господь создал мир и человека, у Него тоже был план – чтобы человек был счастлив в формате богообщения. Мы можем нормально жить, только пребывая с Богом и благодаря Ему. Ни одно сложное устройство не может существовать само по себе – нужен мастер, который бы за ним ухаживал. Так и люди. Однако все зависит от человека: если он хочет осмыслять устройство бытия, будет осмыслять, если нет – ему ничего не докажешь. Все упирается в это желание.

Задумываться о Боге и смысле жизни человек начинает тогда, когда его выбивает из привычного ритма жизни – со стабильными зарплатой, социальными условиями и так далее. Пока все хорошо, он может жить без Бога. Все меняется, как правило, тогда, когда он сталкивается с бедой, болезнью, войной, тюрьмой и другими испытаниями и потрясениями. Тогда человек начинает переосмысливать свою жизнь, опыт, место в обществе, инстинктивно ищет помощи и защиты – и находит Бога. Такой сценарий случается очень часто.

Бывает и другой: когда человек на каком-то этапе жизни смотрит на мир, осмысляет его, восхищается им и понимает, что он создан Богом, что Бог – есть. Но и в этом случае главное – желание понять, осмыслить. Без этого желания разобраться в вечных вопросах невозможно.

Записала Екатерина ЩЕРБАКОВА

Публикация сайта Горловской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика