Пойманные Сетью

03.02.2020

0378724309.jpg

С развитием интернет-технологий и их вторжением в быт христианина (не каждого, но достаточного числа, чтобы обратить на это внимание) не замечать этой новой, хоть и виртуальной, то есть мнимой, псевдофизической реальности, легкомысленно. Поговорим о таких явлениях, которые устойчиво вплелись в распорядок дня каждого второго россиянина. Это так называемые соцсети, которые в наши дни вместо апостолов стали «ловцами человеков» (Мф 4:19).

 

В чем же грех?

Совершенно закономерно возникают у некоторых людей вопросы: какие заповеди мы нарушаем при общении в соцсетях, понимаем ли мы, что порой, поставив безобидный лайк под фото, оставив публичный комментарий под чьим-то постом, выложив трогательный снимок семьи, мы можем грешить, причем известными грехами, которые, комбинируясь между собой, приобретают неведомые до сего для формы.

Уже много на эту тему замечено и написано, и нам остается только лишний раз обратить внимание на некоторые аспекты этой и проблемы, и угрозы. Угрозы в том случае, если, ощутив соцсети как проблему, мы не способны будем (и, сдается мне, где-то и не захотим) ее решать.

Заметили? Сейчас появляются разные сюжеты, и в литературе, и в кино, где нет-нет, да и промелькнет тема: а как же это раньше народ жил без интернета, без соцсетей?

Не будем касаться положительных сторон такого явления, как интернет, которые, конечно же, есть. Наша задача – выявить минусы, за которыми прячется грех. Важный момент: для душевного состояния пространство, в котором этот грех совершается, не имеет значения, будь то мир реальный, физический, где мы грешим делами, или вербальный, мир слов, способных и ранить, и убить, или внутренний – мысленный и сердечный, как бы сейчас сказали, интеллектуально-эмоциональный. Для греха есть только одно пространство – пространство нашей души.

Стало быть, дальше и объяснять не нужно: с каким чувством и с какой мыслью мы проявили себя в соцсети – лукавой или тщеславной, вероломной или трусливой, – с таким грехом и идти в ближайшее время на исповедь.

 

В один прекрасный базарный день…

Конечно, было бы забавно посмотреть на реакцию наших предков, на которых обрушился бы информационный поток сегодняшнего интернета и открылись бы возможности его применения в жизни. Давайте смоделируем это прямо сейчас: появившиеся для нас, современных пользователей, реалии интернета попытаемся реализовать в то время, когда интернета в помине не было.

Поскольку интернет – это некое пространство, мы также возьмем для примера пространство. Скажем, площадь в базарный день. Начнем с «безобидного лайка», а всех собравшихся на базарной площади назовем «подельниками». Термин не вполне приятный. Так называют подозреваемых, совершивших преступление в одном деле. Но ведь мы рассматриваем именно преступные, то есть греховные варианты поступков.

Один подельник видит, как другой нарушает некую заповедь, например, «Не укради»: ловко вывернул карман у зазевавшегося крестьянина – и молчаливо, с одобрением кивает, подмигивая – молодец, братан! Лайк по-нашему. При этом оба думают, что их никто не видит, как и мы, сидя у мониторов, уверенно считаем, что это именно так. А Бог? Видит Он это или нет?

Идем дальше. Стоят две подружки, и одна другой хвалится обновкой, а некто из подельников беспардонно вторгается в их беседу и пытается переключить все внимание на себя, предлагая им поговорить не об обновке, а «о текущей политике». Подружки, конечно, возмущены. Обозвав их дурами, подельник переключается «на другой канал». Рядом скучает продавец воблы, у которого в жаркий день никто не покупает сушеную рыбу. «Подельник» достает кучу фотографий, которые сделал ему заезжий фотограф. Он начинает привлекать внимание этого скучающего продавца, показывая: вот жена, а это моя теща, а это дети, а это внуки, вот мы в огороде, а это я рыбу ловлю, а тут мы в бане… При этом его не интересует, что продавец воблы отворачивается – ему это не нужно, но ему тычут в нос: «А это я с околоточным пью на брудершафт!»

А вот очередной «подельник» от скуки ходит по лавочным рядам и заглядывается с завистью на недоступный ему товар.

Можно бесконечно фантазировать на эту тему, но уже из того, о чем мы упомянули, становится очевидным то, как из нас выпирают, совершенно без принуждения со стороны бесов, наши страсти: празднословие, тщеславие, самонадеянность, бесцеремонность, гневливость, зависть, отсутствие стыда, а если сказать конкретнее – бесстыдство и т. д., а если зависть смешана с гневливостью? а тщеславие – с самонадеянностью? а бесстыдство – со всеми перечисленными? Представляете, какие монстры могут проявиться в наших душах?

 

И лайк, и фейк, и игнор

Согласитесь, не всегда мы ставим «лайки» – знак одобрения – под благочестивой информацией. Нередко и под безобразиями «лайкаем», а значит, солидаризируемся с этим: пошлой картинкой, похабной надписью… Одобряем, становимся реальными подельниками в преступлении, сиречь в грехе.

Возвращаемся на нашу площадь. Вот один негодяй, стоя на паперти, заплевал ее шелухой от семечек, а группа «подельников», проходящих мимо и увидевших это хамство, отвернула свои лица – их это не касается. Служба давно закончилась, базарная торговля в разгаре, а когда они снова придут на службу, кто-нибудь да подметет к тому времени оплеванную церковную лестницу.

«Ну, нафантазировал!» – посмеется читатель. Старался, согласен. Однако сути это не меняет.

Итак, всегда ли мы реагируем на противное нам проявление святотатства в соцсетях? А если не реагируем, то, будьте уверены, тем самым мы заявляем: нас это не касается. Налицо типичное равнодушие. Ни за, ни против.

А не вспомнить ли нам, что о таких «теплохладных» сообщает Святое Писание? «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр 3.15–16). И не нужно особого ума, чтобы понять эти строки из загадочной Книги Откровения. Равнодушие – это худшее состояние, чем греховное. И слышите, что говорит Господь: извергну таких.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал в своем дневнике в 1856 году: «Надобно, чтобы я был чем-нибудь определенным, а не тем, что называется хаосом, смесью, брожением, в котором все кое-как перемешано и бродит в беспорядке. Чего ожидать доброго от человека, который душою своею представляет беспорядочную смесь доброго с худым, который делает частию добро, но и зла не против? Это состояние опасное: оно означает нравственное бессилие, расслабление. Лучше в этом отношении человек с крайностями: либо холодный, либо горячий. Тут, по крайней мере, есть что-то определенное, чему можно дать определенное место: или – вечный тартар, или – Царство Небесное. Господь говорит о человеке ни холодном, ни горячем: извергну тебя из уст Моих. Люди представляются как бы заключенными в Боге, Который одних вмещает в Себя, а других извергает из Себя».

Так что есть над чем подумать, прежде чем мы сядем за компьютер и нажмем кнопки, открывающие нам пространство раскинутой для нас международной Сети. Попадемся ли мы в нее или сможем избежать и не запутаться в ее хитросплетенных нитях?

Протоиерей Сергий МУРАТОВ

Публикация журнала
«Ведомости Нижегородской митрополии
»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика