Сначала – твой ход

29.11.2019

76645432545.jpg

Некоторое время назад вышел фильм «Джокер», и в нашем обществе началась почти массовая истерия: многие нашли в главном герое себя, начали сравнивать произведение с романами Достоевского и прочих классиков. Кто-то даже увидел в нем пророчество о грядущем кризисе современной цивилизации.

 

Один священник, как только вышел из кинозала, написал мне: «Иди обязательно, тебе понравится». Я сходил - и мне.... НЕ понравилось. Надо сказать, что с точки зрения режиссуры, монтажа, звука, стиля и подбора актеров все просто прекрасно, не к чему придраться. Но главный смысл этого фильма, его «месседж»!..

Он настолько громадный, что в контексте общей идеи фильма – «выпусти своего демона, и будь что будет» – каждый видит что-то свое. Кто-то говорит о болезнях общества, кто-то о необходимости сбросить оковы личных страхов. Часто молодые люди говорят: «О! Это вот я! И раз ему можно "выпускать демонов" (и он же себя почувствовал хорошо), то и мне можно». А это самое страшное: понятие справедливости субъективно, здесь же именно субъективность, субъективная справедливость возносится в абсолют.

Именно в этом контексте понятно, почему большое число школьников в США начинают стрелять в одноклассников, почему наши учащиеся хамят учителям: в неокрепших умах такие фильмы стирают границы морали. Её просто теперь не существует: мне можно все, что я хочу. А кто мне будет это запрещать, тот враг, а врагов надо уничтожать.

Кто «виноват» во всех бедах героя? Мама. Он не помнит всю любовь ее, всю заботу. Она враг, потому что не дала ему что-то другое. А во что другое – не уточняется. То есть реальность героя не устраивает, а как хотелось бы – непонятно.

Второй аспект – симпатия к главному герою. Спору нет, он привлекательный. Он очень привлекательный сумасшедший. Вот об этом забывать нельзя. Это НЕ нормальный человек. И брать его в качестве примера для подражания – нельзя. Никому. Никогда. Какие бы у тебя в жизни ни были ужасные условия. Никогда. Никому. И точка.

Третье: общество порождает таких монстров – это тоже один из подспудных выводов фильма. Да. Но общество — это не что-то где-то. Общество – это мы. И тогда мы (и ты, дорогой читатель, и я) ответственны за всех нас. Пример из реальной жизни. Известно, что коммунисты убивали священников в начале ХХ века. А кто такие коммунисты? Это соседи, кумовья этих самых священников. Не инопланетяне, не интервенты.

А в фильме всю ответственность сгрузили на «кого-то там»: элиту, политиков. Это же очень удобно – сказать, что виноваты абстрактные «они». Пользуясь этой уловкой, к примеру, Гитлер поднял из руин Германию и миллионами уничтожал мнимых врагов. То есть этот посыл фильма, мягко говоря, странный и страшный.

Еще одна сложность – восприятие фильма социумом.

Люди делятся на лагеря защитников, обвинителей и лояльных. И то, чем они все похожи, так это обвинением оппонента в полнейшем недопонимании картины.

«Вы просто не видите глубинной сути, истинного смысла этого гениального произведения современности», – доказывали мне собеседники, вышедшие из кинозала в восторге и с воодушевлением. Причем особенную активность проявляют те, кто в той или иной мере были притесняемы, и неважно, реальна была угроза или вымышлена. Здесь звучит и сравнение с Раскольниковым, и вновь и вновь слова о социуме, порождающем монстров.

Только давайте будем честны: вникать в глубину идей «Джокера» будет вовсе не каждый. Способны на это взрослые, да и то далеко не все. А при том, что категория фильма «18+», на сеансы, тем не менее, в бо́льшей мере идут подростки (хотя бы и с родителями). Фильм же основан на комиксах. Будут ли потом эти ребята «копать» и искать смыслы, когда на поверхности увидят все тот же лозунг: «Кто против меня – тот мне враг»? Скорее всего, нет.

Очень многие видят в главном герое себя, забывая о том, что у героя-то как раз были серьезные (серьзнейшие) и неразрешимые проблемы, в то время как у большинства подростков – третьесортные неприятности из разряда «сменку перевесили на пятый "Б"».

Итог: фильм качественный с точки зрения кинематографа, но со вполне демоническим ядром, дающий разрешение на вымещение собственного зла на окружающих. «Пусть они все почувствуют, как мне плохо». Это для нормального человека неприемлемо, а для христианина – вообще вектор в обратную сторону от Христа: в Евангелии все наоборот.

Золотое правило Нового Завета можно сформулировать так: как ты хочешь, чтобы мир относился к тебе, так и ты относись к нему. То есть смысл в том, что сначала надо привнести в мир что-то, не ожидая ответной реакции. Сначала – твой ход. Ты первый люби этот мир, невзирая на негатив.

Священник Павел КОНЬКОВ,
руководитель молодежного отдела Рязанской епархии

Публикация газеты «Логосъ»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика