При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Мешочек с чем-то

23.10.2018

43643656876.jpg

Нередко в церковных лавках, а особенно на церковных выставках, можно увидеть в продаже ладанки. Как правило, это небольшой мешочек с некоторым предметом внутри, освящённый на мощах. Надпись на нём может гласить: «Ладанка ограждает от духов нечистых и несёт в себе чудотворную силу от святых мощей, на которых она освящена. Вещественная святыня как милость Божия роду человеческому – для отгнания врагов видимых и невидимых». Может ли ношение некоторого предмета спасать человека от злых духов и на другие вопросы о ладанках ответил доктор теологии, председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви протоиерей Сергий Лепин.

 

Отец Сергий, помогите разобраться в ладанках. С одной стороны, наличие при себе освященных предметов или изображений святых может лишний раз направлять ум человека к богомыслию и к молитве, но то, как позиционируются ладанки, не может не смущать (учитывая, что написано на этикетках к ним)! Что греха таить, большинство людей воспринимают ладанку как оберег...

– Так речь идёт о банальном обереге (амулете) – языческом рудименте в нашей практике. Предполагается, что какая-то вещица будет висеть на шее и просто приносить счастье.

Уже минимум в начале XX века о ладанках писали в церковной печати как о суеверии, основанном как на народном веровании в то, что бесы «ладана боятся», так и на вере в целительную силу ладана. Например, в 1877 году «Руководство для сельских пастырей» специально отмечало, что священнику не следует давать ладан прихожанам, стремящимся получить его из суеверных соображений. Ещё митрополит Киевский Евгений (Болховитинов; † 1837) совершенно однозначно относил ладанки к амулетам, когда писал: «Как можно видеть в нашей Кормчей Книге… делатели и раздаватели… амулетов называются узольниками (по-гречески филактерии), потому что у простого народа амулеты сии составляют узолки, или так называемые ладанки».

Нередко в ладанках не было вообще никакого ладана! Чего в неё только не зашивали: и чеснок, и кусочек пуповины, «священные» травы и кусочки древесины, кожу рептилий и пресмыкающихся, свитки с молитвами и заклинаниями, кусочек земли с родины – от «чар», болезней, как средство любовной магии и пр.

Мешочек с непонятным содержимым как средство хранения «чудотворной силы от святых мощей» – звучит как какой-то бред… Ага, этакий «power bank», переносное зарядное устройство… Ну, ребята, так же нельзя!

2345.jpg

Если ладанки продаются в церковных лавках, логично предположить, что польза от них все же есть, – в чем она?

- Вспомнился Маяковский: «Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?» Конечно, польза есть! Особенно продавцам. Какая может быть польза купившему ее? Ну, не знаю... Может, меньше денег останется на алкоголь и сигареты. Разумеется, психологически можно объяснить наличие мнимой пользы от амулетов, которые помогают справиться с неуверенностью и страхами, но я уверен, что уж пусть лучше неуверенность и страх, чем ложное упование и тщетная надежда.

В лучшем из возможных смыслов, по-моему, ладанку и прочие «освящённые косыночки», «лепесточки» и прочее в этом духе можно воспринимать просто как трогательные памятные сувениры, напоминающие нам о наших трепетных чувствах, пережитых, например, в том или ином паломничестве. Продавать их как средства спасения, исцеления и какие-то фантастические вместилища благодати ни в коем случае нельзя.

Я ничего не имею против сувениров – я против обмана простого доверчивого люда и соблазнения тех, кто потом, глядя на всю эту «православную» ярмарочную вакханалию, уходят в секты.

Protoierey_Sergiy_Lepin_Prodavat_ladanki_kak_sredstva_spaseniya_ni_v8307710big.jpg

В чем разница между ношением ладанки и ношением креста, помимо того, что наличием креста мы исповедуем себя христианами?

– Как это ни печально, но ношение креста тоже может быть суеверным – если и он, крест, воспринимается как оберег: вещица, которая сама по себе и без нашей вовлеченности что-то там втихую «отгоняет».

Вера в «автоматические» защитные свойства любого имеющего «магическую силу» предмета предполагает ненужность молитвы, поста, морали, банальной осторожности и рассудительности.

Крест на груди верующего и добродетельного человека является видимым исповеданием себя учеником Христовым, взявшим крест свой и последовавшим за Ним (см.: Лк.9:23, Лк.14:27), а также осязаемым напоминанием о необходимости сораспяться со Христом (см.: Гал.2:19), умереть вместе с Ним для мира и вместе с Ним совоскреснуть для Новой жизни. Крест только тогда «демонов язва», когда он «верных утверждение».

Если даже «слово о кресте… для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор. 1. 18), то мешочки непонятно с чем – это просто… мешочки непонятно с чем. Мы спасены не мешочками! Ношение ладана как «лекарства» или «чертополоха» основано на незнании смысла употребления ладана за богослужением и келейной молитвой. Если бесов (бесплотных духов) можно было бы победить вкусно пахнущим дымком, а то и просто куском смолы, то, может, зря пришел и умер Сын Божий?

Ношение текста молитвы и даже креста при себе просто в качестве оберега не имеет никакого отношения к православному учению о спасении и молитве.

В основе материала –
публикация белорусского портала «Собор.by»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓