RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Выгорание призвания?

17.11.2017

 DSC_6737.JPG

О том, что в определенный период трудовой деятельности человек может столкнуться с опасностью «профессионального выгорания», известно давно: работнику оказывается скучно и неприятно выполнять свои обязанности, он начинает делать все «спустя рукава», сомневаться, ту ли профессию выбрал. А бывает ли нечто похожее в пастырском служении, ведь это не профессия, а путь, на который встают, отвечая на призвание свыше? Есть ли выход из такой ситуации, о чем нужно задуматься, еще только принимая решение о принятии священного сана? Об этом предлагает поразмышлять ректор Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) протоиерей Алексий Куренков.

 

Услышать призвание

Как писал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), «нет ничего страшнее и блаженнее пастырского служения»⁵, которое является «даром Божией благодати» ³.

Пастырь – это священнослужитель, духовный наставник верующих, паствы. Сам Господь Иисус Христос сказал о Себе: «Аз есмь Пастырь добрый!» (Ин. 10. 11), тем самым Он заявил о Себе как о Наставнике и Учителе человеческих душ, заботящемся о их духовном совершенствовании. И Он подает благодать учительства священству, исполняющему пастырские обязанности⁹.

Первым и главным условием служения Богу является призвание на служение. Служение пророков или апостолов всегда обусловлено призванием свыше. Это служение дается от Господа не всякому человеку, но лицам, особо к тому призванным. В призвании можно выделить две стороны: божественную и человеческую. Божественная сторона – это помазание, излияние на призванного Духа Святого, сообщение особых даров и прочее. Человеческая же сторона – это все то, что совершают люди, их дела, поступки и суждения¹⁰.

Необходимо сказать о том, что пастырское служение соединено не только с трудностями, но и порой с опасностями, устоять пред которыми сможет лишь человек, имеющий внутренний огонь и призвание к пастырскому служению, а также любовь к людям. Сердце священника должно гореть желанием послужить Богу и на благо Матери Церкви. Вести людей в жизнь вечную может лишь тот, кто сам знает Христа-Пастыря.

Следует понимать, что пастырь – созидатель душ, мира и любви, участник строительства Божьего Царствия. Архиепископ Иоанн (Шаховской) говорит, что пастырь, как добрый хозяин своего дома, своей земли, занимается обработкой, подготовкой почвы, он сеет семена, возделывает их, оберегает от сорняков, поливает растения водой и удобрениями, защищает и охраняет их от воров, следит за созреванием плодов. В то же время пастырь есть врач, который определяет болезни душ и лечит их разными методами⁵.

Пастырь Христов должен быть образцом для верующих, при этом он должен знать законы духовной жизни не только теоретически, но и опытно, на практике. Священнослужитель совершает великое дело примирения и единения людей с Богом. Он постоянно заботится о нравственном перерождении каждой души, помогая восстановлению в падшем человеке образа Божия¹.

Итак, будущий пастырь должен гармонично сочетать в себе горячую веру и чистоту сердца с богословской образованностью. Ему должны быть присущи любовь к Богу и людям, чистота сердца, добрый нрав, смирение, целомудрие и в то же время смелость и решительность. Призвание к служению является важным залогом для плодотворного его совершения⁷.

 

Кризис выгорания

Следует сказать о том, что путь священника тернист и труден⁶, поэтому бывает и так, что на определенном жизненном этапе священник сталкивается с так называемым «пастырским выгоранием», которое Патриарх Кирилл охарактеризовал как «состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни»⁸.

Выгорание – это определенный духовный кризис, в котором порой оказываются священнослужители. Священник начинает равнодушно и небрежно исполнять свои обязанности, становится раздражительным, унылым, избегает богослужения и окунается в мирские дела, развлечения. Причиной выгорания может стать изначальное отсутствие истинных мотивов к несению пастырского служения, какие-то корыстные интересы и ожидания. Необходимо отметить тот факт, что выгорание также является результатом служения тех пастырей, которые истинно «горят», «болеют» за свое дело, выкладываются, как говорится, по полной программе, без остатка, всецело, но при этом недостаточно трезво оценивают свои возможности или имеют не слишком крепкое здоровье¹⁰.

Как правило, начальная стадия выгорания характеризуется чрезмерной активностью в пастырском делании, что постепенно приводит к усталости и истощению. Далее снижается уровень участия пастыря в богослужениях, нарастает отчуждение по отношению к пастве, общине и общая неудовлетворенность положением дел. Затем наступает депрессия, появляется даже агрессивность, что ведет постепенно к неприсущему священнику деструктивному поведению и появлению бессонницы, проблем со здоровьем, различных видов зависимостей (алкогольной, игровой, интернет-зависимости и др.). Пастырь может окончательно впасть в уныние, отчаяние и чувство бессмысленности жизни и своего пастырского делания².

Таким образом, выгорание – это ценностно-смысловой кризис, сопряженный с ослаблением «харизмы», затуханием изначального желания служить, сокращением молитвенного делания до минимума или же полного оставления молитвенного правила, это состояние, когда Бог, среди суеты повседневной занятости, оказывается на периферии сознания пастыря. Чувство отчаяния может привести к утрате смысла религиозных действий (обрядов), ропоту, утрате веры, к потере доверия к Божественному Промыслу. Это ведет к отступлению от собственного предназначения, к утрате душевной силы и к духовной апатии². Налицо внутренний конфликт между тем, что должен священник представлять собой «извне», его поведением в обществе, на людях, и его настоящими внутренними ценностно-смысловыми ориентирами, интересами и желаниями.

 

Как не выгореть окончательно

Архимандрит Киприан (Керн) пишет о том, что выгорание – удел тех пастырей, которые чрезмерно надеялись на свои собственные силы. Постепенно они впадут в уныние, появится нежелание молиться, избегание богослужений, потеря интереса к духовной жизни. Служение становится просто работой, скучной и надоевшей. У таких пастырей порой рождается противление Уставу, желание многое реформировать, причем в соответствии со своим настроением и пониманием. Все это может привести даже к снятию сана и духовной смерти⁷.

Конечно, как таковые выгорание и духовный кризис присущи любой сфере деятельности, однако в случае с духовенством они проявляются самым очевидным образом², поэтому священнослужитель должен внимательно следить за своим духовным и нравственным состоянием, ведь признаки «выгорания» почти во всём повторяют признаки уныния, а уныние есть изнеможение души, которая не выдерживает искушений. Как считает протоиерей Павел Великанов, выход из этого состояния возможен только один: новое обретение веры, причём эта вера должна уже быть иного качественного уровня, чем была до кризиса. Возможно, «выгорание» попускается Господом для того, чтобы священнослужитель, пройдя все испытания и искушения, стал «купиной неопалимой», невыжигаемым носителем Божественного Света. Ведь пастырское служение – это не только постоянное истощение себя до предела, до какой-то немыслимой душевной пустоты, это еще и непрестанное восполнение Божественной благодатью. И главный способ выстоять и не выгореть окончательно – это «осознанное ожидание Бога» в терпении и смирении среди мрака неверия и отчаяния, преломление собственного «Я», своей обособленности, личностное существование для ближнего, желание обрести себя самого в даре другому человеку². Именно такое смиренномудрие является орудием в борьбе с унынием и открывает сердце человека для принятия Бога.

Таким образом, пастырское призвание – голос Божий, призывающий человека к служению. Это и большое личное желание человека, и одаренность определенными душевными свойствами.

Доверие к Богу и любовь к людям, смирение и терпение, здравомыслие, трезвение, молитва, искренность и ревность в служении, должная оценка своих возможностей, внимание к своему духовному состоянию – вот условия благополучного служения без риска полного выгорания. Как говорит святитель Иннокентий (Вениаминов), «имей всегда скромное и смиренное расположение духа, и не обещай себе самонадеянно необычайных или верных успехов по твоему делу», т.к. эти обещания происходят от гордости, а гордым не дается благодать». «Блажен тот, кто со всей ревностью, искренностью и любовью подвизается» в деле пастырского служения, «перенося труды и скорби,... ибо мзда его многа на небесех!»⁴.

Протоиерей Алексий КУРЕНКОВ

В основе публикации –
доклад на Иннокентиевских чтениях в Белгороде

   

_______

1. Ведерников, Н., прот., иеромонах Иоанн. Быть священником вчера и сегодня [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt-svjashennikom-vchera-i-segodnja/1_2.

2. Великанов, П., прот. Кризис пастырского служения [Электронный ресурс] / прот. Павел Великанов. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/11/18/1641.

3. Григорий Богослов, свт. Творения [Текст] / свт. Григорий Богослов. - М.: Б.И., 1889. Ч. IV. - 219с.

4. Иннокентий (Вениаминов), свт., митрополит Московский. Наставление Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/nastavlenie-nushagakskomu-missioneru-ieromonahu-feo....

5. Иоанн (Шаховской), архиеп. Пастырство [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/pastyrstvo.

6. Каледа, Г., прот. Пастырство [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/pastyrstvo.

7. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/pravoslavnoe-pastyrskoe-sluzhenie/1_3.

8. Кирилл (Гундяев), Патриарх. Доклад на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре в 2012г. [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/51283.html.

9. Пастырь [Электронный ресурс] / Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/pastyr.

10. Прекуп, И., прот. О пастырском выгорании и загнанных лошадях [Электронный ресурс] / прот. Игорь Прекуп. - Режим доступа: http://sv-troica.prihod.ru/favouritecat/view/id/1156755.

11. Призвание к священству [Электронный ресурс] / Приход Ксении Блаженной. - Режим доступа: http://acathist.ru/en/bogoslovie/dogmatika/item/prizvanie-k-svyashchenstvu.

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓