«Здоровая» одержимость

29.10.2015

lori-0006087481-bigwww.jpg

В последнее время в СМИ, да и просто среди окружающих людей можно заметить настоящую одержимость темой здоровья, причем кажется, что забота о теле порой вытесняет многие другие важные цели и задачи. Так ли уж верна расхожая мудрость про то, что «главное – здоровье, а остальное приложится»?

         

Исцеление - это «восстановление гармонии
между духом, душой и телом человека.
...возрождение целостного человека».

Протоиерей Сергий Вогулкин,
профессор, доктор медицинских наук

 

Вирус тотального поражения

С каждым годом информация, наполняющая интернет-пространство и телевидение, оказывает все более мощное воздействие на жизнь людей. Влияние это настолько тотально, что под воздействием определенного рода рекламы, кино, музыки, телепередач в современном мире сформировались и продолжают формироваться новые системы ценностных ориентаций общества.

Надо признать, что ограничения на массово распространяемую информационную продукции весьма условны, так как, если и ограничивают её по нравственным критериям, то в основном лишь в виде внешних рамок  соотношения по возрастному признаку (0+,12+,18+). И уж тем более это не про интернет.

Информационная война ведется по многим стратегическим уровням. Главное, эта война даже далеко не для всех заметна или не всерьез воспринимается большинством. Но тут все катастрофически серьезно: масс-медиа обладают колоссальным потенциалом влияния на общество, а их власть фактически не закреплена законодательно. Чтобы установить контроль над сознанием и поведением как отдельного человека, так и целого народа, то есть сферу влияния, определенные круги целенаправленно стремятся изменить общественное мнение, внедрить в сознание общества новую систему ценностей, идеологию. Сегодня самым эффективным для этого средством и являются масс-медиа.

Наш народ имеет традиционную, незыблемую, проверенную тысячелетним опытом систему духовно-нравственных ценностей. И если мы видим, что явно или прикрыто имеющие проблемы с нравственностью новые идеи и ценности навязываются обществу как признанная норма, как гарант успешности или как веяние, звучащее в тон духа современности, тогда нужно скорее очнуться.

Так, например, на протяжении последнего времени масс-медиа все больше фокусируют внимание людей на заботе исключительно о теле. Две другие, более первичные по отношению к телу составляющие человеческой природы – дух и душа – игнорируются. К чему это приводит? К патологической озабоченности людей телесной жизнью, к забыванию того, что тело живет душой, а душа, в свою очередь, – духом. В результате дух вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души, питаясь этой самой душевностью (тем, что обычно не совсем точно называют «духовными ценностями» – художественной литературой, музыкой, зрелищами и т.д.); душа, в свою очередь, начинает жить жизнью тела, служить ему, удовлетворять его плотские похоти и интересы.

А когда здоровье, деньги, наслаждения становятся для человека самоцелью, это приводит к ценностной переориентации внутри самого человека на бездуховность и безнравственность, что выражается в таких пагубных античеловеческих формах, как аборты, нацизм, попытки сведения физически или психически неполноценных на уровень недочеловеков, легализация эвтаназии, однополых браков и педофилии в Европе, секспросвет в школах. Здесь нельзя не вспомнить печально известные города Содом и Гоморру и то, во что превратились эти два города за свои деяния. В Мертвое море!

Искажения первозданной иерархичности между духом, душой и телом в жизни человека, естественно, приводят и к другим бедствиям: массовым разводам в обществе, распадам семей, к алкоголизму, к наркомании и игромании, к бесчисленным болезням – духовным, душевным и телесным. О последнем и пойдет речь в данной статье.

Главное - здоровье, а счастье приложится?

Любовь Борисовна Завьялова, старший преподаватель кафедры информационной безопасности, информационных систем и физики АмГПГУ г. Комсомольска-на-Амуре, в своей статье «Религия здоровья» задает принципиальный вопрос: «А действительно ли здоровье должно идти первым пунктом? И почему как никогда популярен лозунг "Главное – здоровье"? Прямо аксиома какая-то, не нуждающаяся в доказательствах».

Автор статьи подчеркивает, что такое мнение начало массово распространяться и закрепляться именно в новейшее время человеческой истории. Факт совершающейся подмены жизненных ценностей в сознании сегодняшнего человечества не мог остаться незамеченным и для врачей-психологов. Л.Б. Завьялова замечает: «Новые тенденции особенно заметны врачам. Известные детские психологи И. Медведева и Т. Шишова в одной из своих книг на данную тему пишут: "Не  берёмся точно определить когда, но полвека-то уж точно здоровье стоит в ряду основных ценностей человеческой жизни. А в последние годы всё уверенней претендует на место самой главной ценности"».

Люди очень прочно усвоили формулу: «Главное - здоровье! Остальное приложится». Более того, эту «аксиому» многие люди сейчас накладывают даже на понимание того, зачем им нужен Бог, когда мыслят о Нем в категориях «помогает» – «не помогает».

Евангелие учит, что если Бог не попустит, тогда никакая болезнь человека не коснется. Мы часто болеем  – кто-то больше, а кто-то меньше, кто-то привык болеть, кто-то устал болеть, а кто-то болен смертельно. И вот тут встает вопрос: о каком изменении помышляет человек, когда обращается к Богу в болезни? Если человек требует от Бога исполнения своей воли, но игнорирует при этом волю Его, требует, чтобы Бог его услышал, а сам не желает слушать Бога, то это означает только одно: будь этот человек здоров телом даже на 150%, то никакой пользы и никакого счастья здоровье ему не принесет, потому что больна его душа. Чем? Гордостью. Он хочет, не изменяя себя, изменить под себя Бога.

Кому кого изменять?

Еще 2000 лет назад кое-кто уже пытался изменить волю Божию под себя, когда в Иудейской пустыни трижды предлагал Христу обменять вечное на временное и великое на ничтожное. Это была попытка подчинить себе Бога. Но Бог – Неизменяемый, Всеведущий, Благой, Совершенный Дух, Творец вселенной. Изменять Его волю означало бы поправлять Бога, подстраивать Его под себя, вносить коррективы в то, что для Него желанно и важно и, в конечном счете, изменять Самого Бога, а это означало бы сделать Его ограниченным и бессильным. Но не Его жизнь в наших руках, а наша – в руках Его. Существование всего мира в целом и жизнь каждого существа в частности Бог непрестанно поддерживает Своей благодатью, то есть Божественной энергией. Он знает и наши мысли, и наши чувства. В Его руках всё: жизнь и смерть, настоящее и будущее, здоровье и болезни. Так кому чью волю вперед исполнять? Бог сотворил человека для жизни, а не наоборот. Человеку надо следовать за Богом, а не Богу за человеком.

Поэтому, конечно, мы не можем изменять волю Божию под себя. Но мы можем изменить собственную волю, самих себя (свои мысли и желания). Ведь, что крайне важно, как раз этой-то собственной переменой, переменой собственных мыслей и желаний, мы можем кардинально повлиять на то, будет нас слушать Господь или нет. Все дело в том, что по отношению к нам Он действует сообразно с тем, на что мы направляем свою волю. Зависящая от нашей свободной воли греховная причина болезней - это отсутствие покаяния, нежелание измениться. Многие сейчас не хотят ничего в самих себе изменять, поэтому и к Богу относятся ненормально. Примерно так: «Сделай мне то, дай мне это, а я Тебя в другой раз послушаю».

Часто у людей надменных бывает и такое. Когда они или их близкие тяжело заболевают, то затаивают обиду на Бога, не хотят о Нем слышать, тогда как совсем не Бог – причина их страданий, а они сами. Когда человек творит грех, зло, он нарушает законы собственного бытия, результатом чего является разрушение человеком самого себя, болезни духа, души и тела. Человек по своей природе изначально был сотворен всецело добрым и чистым. Поэтому, развивая в своей душе греховные страсти, то есть неестественное для самого себя, он, хочет того или нет, и свое тело подвергает естественному следствию такого развития – различным болезням. Мало того, что Бог – не причина болезней, Он как раз, наоборот, помогает исцелиться от самих внутренних причин этих болезней всем, кто к Нему с верой обращается.

Если мы уничтожаем греховную причину болезней, зависящую от нас: начинаем менять свое отношение к жизни, к самим себе, к людям, к Богу в лучшую сторону, просим Господа простить наши грехи и исцелить, то Господь совершает то, что зависит уже только от Него – исцеляет больную душу. И если душа выздоровела, то Господь часто помогает ее телу: укорачивает, уменьшает или полностью уничтожает болезнь тела, возвращая ему здравие. Поэтому, обращаясь к медицине для врачевания тела, человеку необходимо одновременно позаботиться о состоянии своей души. Еще Сократ сказал: «Нельзя врачевать тело, не врачуя души». Иначе это будет всё равно, что укреплять стены дома с прогнившим, развалившимся основанием: каждый раз ставим стены, заваливаем завалинки, но все равно то в одном, то в другом месте дом валится.

Счастье – здоровье, или счастье – любовь?

Преподаватель гуманитарно-педагогического университета Л.Б. Завьялова в своей статье указывает и на тот факт, что в отношении многих современных людей к своему телесному здоровью явно прослеживаются признаки культа (почитания, поклонения) – «поклонения здоровью как новому божеству».

Естественная потребность заботы человека о своем физическом состоянии переросла сегодня в культ поклонения  телесному здоровью. Это выражается в том, что человека все меньше волнуют своя душа, Бог и вечность. Все больше он переживает о собственном теле, которое завуалированно начинает боготворить: ради своего здоровья, своего эгоизма человек отводит на второй план другую ценность – любовь к Богу и близким. Вот где подмена! Когда все переживания, тревоги, беспокойства, фобии, мысли людей начинают вращаться преимущественно вокруг их изменчивого физического состояния – это замкнутый круг. Да, физическое здоровье является ценностью, к которой надо бережно относиться, но надо понимать, что это только земная, временная  ценность, а потому ею не могут быть обусловлены ни смысл человеческой жизни, ни полнота человеческого счастья. Если счастье не в здоровье, то в чем?

Нельзя не согласиться с тем, что человек может быть счастлив только тогда, когда имеет любовь. Та полнота радости, которую мы называем счастьем, возможна только тогда, когда человек будет любить и будет любим.

Итак, может ли больной человек быть счастливым? Конечно, может! И есть множество примеров в подтверждение тому, что полноту счастья человек обретает именно в любви. В своей статье Л.Б. Завьялова приводит замечательные слова митрополита Сурожского Антония, который в книге «Пробуждение к новой жизни» рассказал: «На этих днях я посетил в больнице юношу Георгия, который вот уже почти три года умирает от неисцельной болезни и сейчас почти дошёл до порога смерти, до порога вечности. В беседе с ним я услышал такие слова: "Я самый счастливый человек на свете, потому что я окружён такой любовью – и со стороны Бога, и со стороны родных и окружающих меня людей". Это говорит человек, который два года с лишним умирает, которому возврата к жизни нет, которому путь – только в вечность, причём не без страдания. Вот что делает любовь. Потому что он так любим, ему нипочём его болезнь и его умирание».

Анализируя слова владыки Антония, Л. Завьялова заключает, что «кроме потребности в телесном комфорте у человека есть ещё и потребность в любви. Эта потребность ничуть не меньше, а может, даже больше, чем первая». И не просто, может, больше, а бесконечно больше первой. И даже если все отвернутся от больного человека, то Бог не отвернется никогда.

Важно научиться не просто верить, а доверять Господу: даст выздоровление – слава Богу! Не даст выздоровления – тоже слава Богу! Всё, что Господь делает или, наоборот, не делает, – все ради нашей же пользы. Бог нас бесконечно любит, а потому всегда действует с точки зрения спасения нашей вечной, бессмертной, драгоценной души. Если спасется душа, то спасется и тело. Поэтому надо понять, что само по себе телесное выздоровление - не самоцель, бесконечно важнее - исцеление больной души. Здесь мы подошли к тому, что называется иерархией духовно-нравственных ценностей.

Направление любви

Христос как Творец человека, как знающий все физические и духовные законы бытия, еще двадцать столетий тому назад расставил те приоритеты в иерархии человеческих ценностей, от которых напрямую зависит истинное счастье каждого. Он прямо указал на то, что здоровье – не самоцель и отнюдь не самая главная ценность. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Здоровье является только одним из составляющих того, что в нужной мере прилагается нам, когда мы ищем близости к Богу, а не наоборот.

Наибольшая заповедь в законе? На вопрос, какая наибольшая из всех ценностей, Христос ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «ближнего твоего как самого себя». (см. Мф. 22. 37-39). А всё остальное приложится...

Цель нашей жизни – соединиться с Богом. Да, Своей животворящей Божественной энергией Бог присутствует в теле каждого человека и каждого существа, в противном случае, жизнь тела, не поддерживаемая Божественной  благодатной силой, немедленно прекратилась бы. Но наше личное вхождение в Божественную внутреннюю жизнь – это цель, к которой мы сами стремимся. Входит Бог в нас чрез Святое Причастие, подаваемое в храмах, почему и жизненно важно, живя на земле, причащаться – до самого последнего нашего издыхания. Потому, что если мы не соединяемся с Богом в земной жизни, то не сможем быть с Ним и в жизни вечной. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор. 10. 16). О Божественных Теле и Крови Христовых Сам Господь учил: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин. 6. 53)

Болезнь как средство

Вообще, что касается болезни физической, то она является даже средством исцеления болезни души. Главный смысл жизни – не в здоровье, не на земле, а в вечности, в Боге. Поэтому у болезни есть две стороны, о которых сейчас редко даже задумываются. Болезни – следствие греховности, и в самих же болезнях – средство очищения души от этой греховности. Господь «телесными болезнями врачует душевные недуги» (преподобный Макарий Оптинский). «О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство!» (святитель Тихон Задонский). «…Дело в том, что зло так сплелось с нашим существом, так вросло в наше сердце, что процесс освобождения от него всегда сопряжен с болью» (епископ Александр (Милеант)).

Болезни, которые мы воспринимаем как зло для себя,  Бог попускает для нашего блага: в «образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин» (святитель Феофан Затворник).

А дети?

Часто у людей не церковных возникает вопрос: «А за что страдают дети?». На это хорошо ответил профессор Московской духовной академии А.И. Осипов на одной из встреч с молодежью:

«Мы совсем забываем о такой простой вещи, что дети не сами по себе существуют, а они часть нашей плоти, нашей крови, нашего духа. Наши, а не отдельно. Это не горошины, которые откатились. ...Какие мы, таких будем ждать и результатов в отношении наших детей. ...Все, что происходит с нашими детьми - это закономерный плод нашего состояния. Мы слишком стали "хороши". Как святые отцы говорили, в последние времена люди станут в первую очередь – что? Горды. "Мы слишком хороши! И как же это с нашими детьми происходят такие вещи? За что дети страдают?" Они не за что страдают, а почему страдают. Не смешивайте, пожалуйста. Нет никакого юридизма в отношении наших страданий. Никакого. ...Вопрос проистекает только оттуда, что мы не видим органического единства наших детей с взрослыми. ...Дети – это показатель нашего духовного, в первую очередь, состояния. ...Мы виноваты. Единственный путь – это путь покаяния в тех грехах, которые мы в себе должны видеть».

Заключение

Не только состояние физического здоровья, а вся наша жизнь в целом находится в руках Бога, Который всегда видит мысли, чувства и желания каждого из семи миллиардов человек и сообразно этому всеведению действует, печется о каждом. «… вместе со всеми творениями и ты состоишь под единым Владыкою, Который единым мановением приводит все в движение и колеблет, и укрощает, и ускоряет. Ни один раб не может сделать вреда кому-либо из подобных ему рабов без попущения о всех Промышляющего и всем Управляющего. ...Если и дана иным свобода, то не во всяком деле. Ибо ни демоны, ни губительные звери, ни порочные люди не могут исполнить воли своей на вред и пагубу, если не попустит сего изволение Правящего и не даст сему места в определенной мере. Он и свободе не попускает приводить все в действие. А если бы не было то, не оставалась бы в живых никакая плоть. Господь не позволяет, чтобы к творению Его приближалась власть демонов и людей и исполняла на ней волю свою» (преподобный Исаак Сирин).

Кратко обобщим: исцеление необходимо, в первую очередь, душе человека. Больная грехом душа не видит счастья, потому, что не любит, не любит, потому что удалилась от Бога, удалилась от Бога, потому что больше возлюбила себя и все временное.

Иеромонах Арсений (Бабаев),
Л.Б. Завьялова

Публикация сайта Амурской епархии

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика