RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Отошел ко Господу архиепископ Костромской Алексий

04.12.2013 Отошел ко Господу архиепископ Костромской Алексий
3 декабря 2013 года, после продолжительной болезни, в возрасте 66-ти лет преставился ко Господу  архиепископ Костромской Алексий (Фролов).

Владыка родился в Москве 27 марта 1947 года. Окончил Московскую духовную семинарию и академию. С марта 1991 года по март 2011 года — наместник Новоспасского ставропигиального монастыря в Москве. Рукоположен во епископы 19 августа 1995 года, с 27 декабря 1995 года — председатель Синодальной богослужебной комиссии. Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года назначен управляющим Костромской епархией (журнал № 5).

Архиепископ Алексий был любим паствой. Многим навсегда запомнятся его проповеди, в которых он говорил о себе "я совершаю". И слушающие в ответ понимали, что "и я совершаю тоже". Через свидетельство о своем опыте жизни во Христе он приводил к Богу множество люда. Предлагаем вниманию читателей расшифровку его проповеди, произнесенной 12 мая 2004 года в московском храме Девяти мучеников Кизических.

НА ПРИМЕРЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ

Когда Церковь прославляет святых мучеников, мы всякий раз исполняемся трепета и священного мужества. Но кто такой - мученик? В христианской Церкви их тысячи, если не миллионы. Имена многих мы знаем, но большинства - нет.

Церковный писатель Тертуллиан пишет о том, что кровь христианских мучеников явилась семенем христианства. Что это такое? У нас есть календарь, в котором каждый день заполнен именами святых. Для чего они нам даны? Для чего мы их должны знать? И зачем мы должны к ним обращаться? Да и должны ли вообще?

Многие считают, что святые – небесные жители – нам нужны только для удовлетворения просьб. Своей жизнью они прославили Господа, потом Церковь признала их подвиг. Получается, что все, миссия выполнена и этого достаточно. Однако ни молитва к ним (то есть обращение), ни пребывание в их храме абсолютно ничего нам не дает! Если только мы не стремимся им подражать.

Как же подражать мученикам? Святой Апостол удивительно сказал: «Верующему человеку все содействует ко благу». Это значит, что волос с головы не упадет без воли Отца Небесного. И все то, что с нами происходит, тоже.

Все мы знаем слова Господа, написанные в Евангелии, «в мире скорбны будете», «гнали Меня, будут гнать и вас». Но разве мы хотим их принять к сердцу? Мы верим в Бога ровно настолько, насколько Он не мешает нам жить так, как хочется. Случается, что мы и стесняемся, и стыдимся Его. А иногда откровенно говорим: «Господи, подожди! На это мы не способны. Это - дело святых, а вот это – дело монашествующих»… И складывается такое впечатление, будто Евангелие - Слово Божие - надо переписать еще раз. Лично для нас.

Но ведь Святое благовествование (так переводится слово «евангелие») – это не только повествование жизни Христа Спасителя или историческое свидетельство, но, прежде всего, рассказ о жизни истинного Бога и истинного Человека - Иисуса Христа. А следовательно, Евангелие – это повествование и о моей жизни, то есть о жизни каждого из нас. Ведь Христос Спаситель пришел на землю для нас и ради нас. И если мы хотим быть со Христом, то обязаны прожить жизнь такую же, какую прожил Он.

Не достаточно «просто» верить в Бога. Если ты христианин и хочешь быть последователем Христа, ты должен уподобиться благоразумному разбойнику, который с благодарностью и без самооправдания принял посланный ему Господом Богом Крест.

Корень нашей беды - самооправдание. Мы не понимаем главного: Бог только тогда слышит, когда мы говорим о себе пред Ним всю правду.

Очень важно утомиться собственным состоянием сердца и сказать: «Господи, ведь таким я не могу спастись, я не могу пребывать с Тобою, потому что мое сердце исполнено лжи, коварства, обмана, предательства, жадности, зависти, корысти».

Необходимо утомиться своим сердцем, а не гордиться и не тщеславится тем, что я каждое воскресенье хожу в Церковь, причащаюсь, исповедуюсь, молюсь и читаю благочестивую литературу. Только в этом случае, когда человек утомляется своим сердцем, он начинает прислушиваться и к голосу Божию, и к словам Его апостолов. И тогда приходит понимание, что без пролития крови нет прощения, что человеку спастись невозможно, только Богу. Тогда Евангелие становится повествованием о том, как должен прожить свою жизнь христианин.

И тогда человек способен понять, что все в жизни - от Бога, ради его спасения. И чистосердечно может сказать Ему: «Господи, да мимо идет чаша сия. Как человек я боюсь боли, боюсь скорби и постоянно себя оправдываю».

Однако ищем ли мы Господа в сердце, когда нам трудно? Ведь подлинное человеческое достоинство восстанавливается только на Кресте. «Не буду ли пить чашу, которую мне дает Отец мой Небесный?» - так говорил Христос Спаситель. Так говорили все мученики. Ведь эту чашу дает до конца испить Сам Отец Небесный. Но наша ошибка в том, что мы ищем Царство Божие – Господа - не в своем сердце, а - вне себя.

А Царство Божие только в мире с Богом. И нам необходимо с Ним примириться, чтобы исполнится настоящей христианской Любви, ведь и одно из имен Бога – это Любовь. Тогда мы станем истинными христианами. И захотим пострадать за Господа, отдав Ему самое ценное – свою жизнь. И в этом не фанатизм христианства, а его жертвенность.

Святой Игнатий Богоносец говорит: «Живая вода влечет меня к Отцу, не мешайте мне жить, дайте мне умереть». Потому что смерть - это желание соединиться со Христом. И мученики показали, насколько нам необходимо следовать за Ним до конца.

Мы – христиане. Каждый из нас является плодом на древе. Чтобы следовать Христовым заповедям, мы должны быть мудрыми. Только тогда в наше сердце сможет вместиться Его милость.

Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся». Когда мудрый плод предоставит свое сердце Божественной отеческой любви, исцеляется не только он сам, но и ветвь, и ствол, и корни. Таким образом, Господь предлагает нам удивительную возможность: спасая себя самого, помогать в этом деле другим. Своим ближним. Вот оно, истинное христианство.

И в этом заключается настоящая свобода. За все: воспитание, образование, поступки и даже мысли мы будем отвечать перед Тем, Кто даровал нам вечную жизнь и свободу. Мы и сейчас уже ответственны - насколько нравственно используем эти дары.

Когда приходит полное осознание этого, человек добровольно выбирает не только веру в Бога, но и твердо решает идти за Христом, за мучениками, за всеми святыми. И христианин не имеет права не любить, не смиряться, быть корыстным, жадным, напыщенным или предателем. Ведь быть христианином - это высочайшая и величайшая ответственность. Поэтому мученики явились семенем христианства. А мы чтим их святую память потому, что очень хотим быть похожими на них.

Специально для портала "Приходы"

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓