RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Святейший Патриарх Кирилл: Церковь не может возбудить веру в человеке, но может помочь на пути к вере

06.05.2013 Святейший Патриарх Кирилл: Церковь не может возбудить веру в человеке, но может помочь на пути к вере

5 мая, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения прозвучало Первосвятительское слово Предстоятеля Русской Православной Церкви. Обратившись к участникам богослужения и всем молящимся в храме со словами Пасхального приветствия: «Христос Воскресе!», - Святейший Патриарх сказал: «Эти замечательные слова, в которых выражается сама суть нашей веры, передавались из поколения в поколение на протяжении двух тысячелетий. И верим: при любых обстоятельствах они будут передаваться следующим поколениям до тех пор, пока существует род человеческий».

Напомнив, что в прозвучавшем в этот день Евангелии рассказывается о неверии одного из учеников Христовых – Фомы – в воскресение Господа, Его Святейшество посвятил свое слово феномену веры: почему одни верят, а другие не верят? Значит ли это, что Господь одним что-то дает, а другим – нет, или же дары от Бога подаются всем, но одни умеют их увидеть, а другие нет?

«Как солнце сияет для всех, так и Бог Свою энергию передает всему творению, а значит, и всем людям. Нет ни одного, кого бы не касалась эта Божественная энергия, - подчеркнул Святейший Патриарх. - Но почему одни, соприкасаясь с этой Божественной энергией, воспламеняются верой, а другие остаются безразличными? Некоторые утверждают, что вера — это убеждения людей. Так можно утверждать лишь отчасти. Замечательные слова принадлежат святителю Филарету, митрополиту Московскому, мощи которого покоятся в этом кафедральном соборе: «Вера начинается в уме, хотя принадлежит сердцу». Действительно, убеждения, рациональные рассуждения могут помочь человеку открыть Божественное присутствие. Но вера живет в сердце человека, в его душе, и даже когда рационально верующий человек сталкивается с фактами, которые не может объяснить или которые люди неверующие используют для доказательства своего неверия, вера от этого не страдает».

Так происходит, отметил Его Святейшество, потому что помимо знаний и убеждений люди опытно переживают свою веру. Многие люди могут вспомнить в своей жизни события, которые они не могут охарактеризовать иначе, как чудо. Верующий человек понимает: то, что с ним произошло, - не случайность, не стечение обстоятельств, но вторжение Бога в его жизнь. Это Божественная энергия прикоснулась и претворила болезнь в здравие, несчастье в благополучие, оградила человека от напасти и скорбей.

Божие чудо было явлено и в истории нашей страны в XX веке, засвидетельствовал Святейший Владыка. «После революции была поставлена задача уничтожить всякую религиозность, и эта задача решалась не на уровне философского дискурса, не путем убеждений, не путем развития образования, - напомнил Предстоятель Русской Церкви. - Иногда неверующие говорили: «Нужно помочь этому забитому, отсталому народу получить образование, приобщить к европейским знаниям, - тогда вся эта вера улетучится». Это делали, но видели, что ничто не получается; и тогда вся мощь государства была брошена на то, чтобы уничтожить веру. Наш город Москва является памятником этой страшной борьбы. Сотни храмов были не закрыты, не переоборудованы под общественные нужды, а уничтожены. Все было взорвано, теперь на этих местах стоят другие здания. Чудом в стране нашей сохранились какие-то церковные строения. Для чего это делалось? А для того, чтобы с корнем вырвать всякую религиозность. И казалось, что это достигнуто, что никакой веры не осталось. Преследовали за одно только хранение Библии или, как это было в моей семье, в семье моих родителей, за то, что у отца в конспекте лекций, которые он слушал в Богословском институте в Ленинграде, слово «Бог» было написано с большой буквы. Этого хватило, чтобы следователи, производившие арест, сказали: «Больше ничего искать не надо — он "Бог " с большой буквы писал». И это происходило по всей стране».

Но даже в таких условиях вера жила в народе. «Уже из истории Великой Отечественной войны мы знаем, как эта вера действовала в сердцах и наших военачальников, и генералов, и офицеров, и солдат, которые зашивали крестики в гимнастерки, текст 90-го псалма «Живый в помощи» - в пояски. Поднимались, шли в атаку, не боясь врага, - и ведь щадил Господь людей за их веру! Как говорят, на войне не было неверующих. И я помню по собственному опыту послевоенный Ленинград с переполненными храмами: тысячи и тысячи людей хранили веру, благодарили Бога за жизнь, молились о своих убитых мужьях, братьях и сестрах», - засвидетельствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Такое отражение в жизнях людей находил реальный опыт переживания Божественного присутствия. Как отметил Святейший Патриарх, это не логика, не философия, не рассуждение: «Люди чувствовали Бога рядом, молились Ему и в ответ получали просимое. Так и сегодня в тысячах личных историй, которые хранятся в Церкви, в памяти духовенства, мы слышим от нашего народа о великих Божиих чудесах, совершаемых в их жизни. Вот на чем основывается вера».

Те же люди, которые не верят, не связывают с Богом то, что происходит в жизни. Для них Бог просто отсутствует. Однако, уточнил Его Святейшество, таких людей очень мало: «Иногда даже хулители имени Божия подозрительно интересуются верой и религией, и уже в моем личном опыте есть несколько случаев, когда вчерашние хулители становились людьми верующими. Поэтому, когда социологическая статистика говорит нам о цифрах, она говорит о чем-то очень поверхностном. Невозможно измерить глубину народной веры ни по посещению храмов, ни по количеству куличей и крашеных яиц. Невозможно, потому что человек, который еще вчера не мог назвать себя верующим, вдруг в мгновение прозревает и видит руку Божию в своей жизни, в жизни своего народа, в нашей истории и в современности».

Говоря о служении Церкви, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что она по определению не может возбудить веру в человеке, но может помочь на пути к вере, потому что сам акт веры — это личный акт каждого вместе с благодатью Божией, это личный ответ каждого человека на Божественную благодать. «А Церковь должна проповедовать, по слову апостола Павла, настаивать во времени и не во времени (2 Тим. 4. 2). Она должна говорить о великом вселенском опыте переживания Божия присутствия. Она должна говорить смело и радостно, особенно когда мы, собираясь во множестве наших храмов, переживаем великие события евангельской истории, ярчайшим из которых является Воскресение Христово», - сказал Святейший Владыка.

Поздравляя всех с праздником Светлого Христова Воскресения, Предстоятель Русской Православной Церкви  пожелал каждому хранить веру несмотря ни на какие внешние обстоятельства, и найти веру тем, кто по тем или иным обстоятельствам ее еще не нашел. «Найти веру - значит увидеть Бога, обрести дар Его благодати, получить возможность жить с Ним. А жизнь с Богом — это и есть спасение», - подчеркнул Патриарх Кирилл.

Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓