Что прихожане ждут от священника?
28.04.2022
В слове после Великой Пасхальной вечерни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на примере московского духовенства поделился своими размышлениями о том, перед какими вызовами встаёт новое поколение православных священников, чего в наше время ожидают прихожане от своих пастырей.
Заполняя духовные лакуны городского пространства
Мне рассказывают, как много людей освящали куличи, пасхи, особенно в тех новых приходах, которые мы построили. Это программа строительства новых храмов в городе Москве была названа «Программа-200», но уже сейчас становится ясным, что их будет больше, чем 200. А почему же так? А потому, что есть потребность у людей иметь храм поблизости от того места, где они живут; и вот сегодня именно у этих новых храмов было наибольшее скопление людей, которые приходили и освящали свои куличи и пасхи.
Можно ли представить Москву без этих новых храмов? Что бы происходило в этих безликих, хоть и комфортных новостройках? Храмы действительно становятся центрами эстетического воспитания, центрами духовного притяжения, и надеемся, что по милости Божией мы и далее будем строить храмы там, где они нужны. Потому что они востребованы людьми, и это не чья-то прихоть, не чья-то фантазия, а ответ на реальное вопрошание многих и многих православных москвичей.
Но ведь точно так же произошло с увеличением числа епархий. Более чем в два раза увеличилось количество епархий в нашей Церкви, и многие говорили то же самое: а зачем это? Вполне достаточно тех, что есть. А вот сейчас мы подводим итоги первого этапа создания новых епархиальных центров и понимаем, что программа не исчерпана, потому что есть потребность в том, чтобы и дальше развивалась церковная жизнь на местах.
Что нужно, чтобы священника услышали?
Говоря обо всем этом, я совсем не хотел, чтобы создалось впечатление некоего триумфализма. Совсем нет! Потому что в современном обществе остается огромное пространство, не заполненное реальной духовной жизнью. Одновременно становятся все сильней соблазны, связанные с повышением комфорта, которые нередко вытесняют из сознания людей духовные потребности. Поэтому предстоит еще очень большая работа. Но в эту духовную работу, связанную с проповедью слова Божьего, вовлекаются все новые и новые поколения, в том числе молодое поколение священнослужителей, людей всесторонне образованных, духовно подготовленных, способных проповедовать слово Божие современному человеку.
С удовлетворением отмечаю значительно возросший уровень церковной проповеди. Я стараюсь слушать, когда проповедуют наши священники, и отмечаю, как изменилась церковная проповедь за эти последние годы. Это свидетельствует о том, что возрос в целом уровень духовенства, уровень его подготовки. Все это так необходимо сегодня в свете того, о чем я сказал раньше, когда увеличивается пространство для церковной проповеди, когда все больше людей желают слышать слово Божие, когда повышаются и требования со стороны мирян к тому, что и как произносит священник.
Благодарю наше духовенство за то, что церковная проповедь действительно совершенствуется, но мне хотелось бы пожелать, чтобы это несомненное положительное развитие охватило как можно большее количество нашего духовенства. Не всегда еще слово священника в полной мере соответствует потребностям нашего верующего народа. Поэтому дальнейшее повышение внимания священника к подготовке проповедей, работа над собой – богословская, общеинтеллектуальная, общекультурная – совершенно необходимы.
Почему культурная? А потому что в культуре отражается исторический опыт народа и отражается душа современного человека. И если мы иногда не удовлетворены тем, как проявляет себя современная культура, то нужно спросить себя: а что мы делаем для того, чтобы человек, создатель этой культуры, стал другим?
Убеждение жизнью
Все перечисленное свидетельствует о том, что перед нами очень широкие горизонты и непочатый край работы. Еще раз скажу: никакого триумфализма, никакого подведения итогов с внутренним удовлетворением нашими трудами пока быть не должно – рано! Мы с вами должны продолжать, дорогие братья – обращаюсь к духовенству – свой пастырский богоугодный труд, не жалея живота своего.
Как говорят воинам, когда отправляют их на смертный бой: ты не должен жалеть жизни своей, ты должен защитить Родину, ты должен защитить тот небольшой участок, который тебе доверят, и если умрешь, то умрешь, как герой. Но и каждый священник – это духовный воин, у него свой участок, и, защищая этот участок, он не должен жалеть живота своего, но полностью посвящать себя служению Господу, служению ближним своим и быть доступным, понятным, готовым к общению с людьми.
Уже многое сделано, значительно изменился московский клир, и я всех вас, мои дорогие отцы, за это благодарю. Но поскольку возрастают проблемы, которые перед нами встают, то постоянно нужно повышать свой уровень – и духовный, и нравственный, и культурный, – для того, чтобы быть убедительными и словами, и жизнью своей. Убедительными в глазах нашей внимательной паствы.
Я хотел бы еще и еще раз всех вас поблагодарить, мои дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья, сестры, священнослужители, миряне, а в вашем лице всю нашу Церковь за те великие труды, которые совершаются сегодня – часто незримо, совсем невидно, а иногда и зримо – к славе Божией, к тому, чтобы вера укреплялась в людях. И дай нам Бог не останавливаться, не делать никакой передышки, но идти дальше с дерзновением, с любовью к Богу, с сознанием своей ответственности по пути своего пастырского служения.
Борьба за будущее
А народ наш Божий, который сохранил веру в тяжелейшее время, который передал эту веру своим детям, внукам и, наверное, уже правнукам, – этот народ недаром был назван богоносцем. Революционно настроенные писатели иронизировали по поводу слова «богоносец», а напрасно! Этих писателей уже и след простыл, мало кто о них помнит и знает, а ношение Бога в сердце нашего народа прошло испытание тяжкими временами и сохранилось до сего дня. И дай Бог, чтобы ношение Бога в сердце продолжалось и дальше, чтобы нынешнее поколение православных людей передавало свою веру, свой духовный опыт детям, внукам и правнукам. Тогда будет надежда на будущее, которое возможно лишь тогда, когда духовное сочетается с материальным.
Если же духовное уйдет из жизни, если материальное захватит жизненное пространство, то у такой цивилизации нет будущего. Поэтому в каком-то смысле все то, что мы делаем с вами, вся наша забота о духовной жизни человека есть борьба за будущее рода человеческого, а в границах нашей ответственности – борьба за будущее нашего народа, чтобы он сохранял веру, сохранял крепкие нравственные устои, чтобы возрастал в любви к Богу и к Отечеству своему, чтобы был достойным носителем великого слова «православный» – «православный христианин», «православный человек».