Епископ Канберрский Георгий: Когда черного и белого цветов мало?

03.09.2019

BishopGeorge.jpg

Как выглядит жизнь Русской Церкви из-за рубежа, что нужно для православной миссии за Западе, и есть ли такие черты жизни американцев, которые стоило бы взять на вооружение и в России – своими мыслями об этом делится иерарх Русской Зарубежной Церкви епископ Канберрский Георгий.

 

Расскажите пожалуйста, как отразилось почти пятилетнее пребывание на Афоне в 80-х годах на Вашем отношении к другим Православным Церквам?

До этого моя жизнь в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле была изолирована от представителей других юрисдикций. На Афоне было совсем другое положение, и не только потому, что я жил среди многих монахов греческого происхождения, но также потому, что в Свято-Пантелеимоновом монастыре мне довелось впервые встретить монахов из России, а также паломников со всего мира. Поскольку вся братия нашей келлии говорила по-английски, греки часто посылали англоговорящих паломников к нам, «американцам». В следствии этого, хотя мы жили в лесу, на удаленном полуострове в Северной Греции, мы узнавали о церковной жизни всего мира. Я также был впечатлен высотой монашеской жизни в афонских обителях, в то время как так называемые зилоты имели совершенно иной дух. Все это помогло мне увидеть различные церковные вопросы в другом свете и понять, что черный и белый цвета не достаточны для того, чтобы представить картину в полноте.

Что Вы считаете первоочередной задачей в миссионерском деле в Америке?

– …Если мы собираемся кого-то привести в Православную веру, то у нас самих должна быть здоровая духовная жизнь. Если люди будут видеть это, души их будут к Православию притягиваться.

Какова роль монашествующих в миссионерском деле?

– Назначение их – просто быть хорошими, искренними монашествующими, стремящимися вести жизнь в покаянии и самоотречении. Один вид смиренных иноков, их поведения, поступи достаточны, чтобы наставить людей… Но их же поведение, когда иноки ведут себя неподобающим образом, может людей смутить. Монашеское трезвение есть нечто большее, чем воздержание от алкоголя.

В России люди всех сословий и занятий приходили в Оптину пустынь, чтобы получить ответы на волновавшие их вопросы. Возможно ли такое в Америке, или лучше, чтобы христиане обращались со своими вопросами к «белому» духовенству, так как оно может лучше понять их повседневные заботы?

– Преподобные старцы Оптинские и преподобный Серафим Саровский без всяких затруднений понимали повседневные заботы приходящих к ним просто потому, что были вдохновляемы Святым Духом. Тот же Святой Дух действует в Церкви и вдохновляет духовенство сегодня. В любом случае вопрос зависит как от священника, так и от веры христиан. В Новом Завете Господь так часто говорит о том, что чудо совершается по вере людей, но в том же Новом Завете говорится, что в Капернауме Христос не сотворил многих чудес из-за неверия тамошних жителей. Если у людей есть вера, Христос будет обращаться к ним и руководить через их духовника, кто бы он не был.

Вы были несколько раз в России, что Вы вынесли из этих поездок, и что они изменили в Вашем отношении к Церкви в России?

– Когда я первый раз поехал в Россию, то не знал, чего ожидать. Приходилось слышать много разного – и плохого и хорошего. Я был положительным образом впечатлен и изумлен простором и разнообразием русской земли. Я видел безмерную задачу, стоящую перед Церковью в России в восстановлении церковных институтов, а также в катехизации миллионов душ. Я видел многие восстановленные храмы и монастыри наряду с фотографиями руин, бывших на их месте лишь десять лет назад. Повсюду все больше храмов и монастырей восстанавливаются. Я познакомился с разнообразием мнений, существующих внутри Церкви по различным вопросам. Некоторые люди за рубежом склонны судить всю Церковь по делам и заявлениями отдельных лиц. Думаю, что это сравнимо с тем, как если судить об американцах по поведению незначительного меньшинства. Отдельные наблюдатели концентрируются на всем негативном, в то же время не замечая ничего положительного. Мы не привыкли иметь дело с таким широким диапазоном.

Мы часто слышим о том негативном воздействии, которое оказывает общество потребления на жизнь православных христиан. Есть ли, по Вашему мнению, какие-то положительные стороны американского общества, которые могли бы быть полезны в жизни Русской Церкви?

– Многие американцы щедры, благотворительны и готовы к самопожертвованию, будучи зачастую людьми не особенно религиозными. Многие церкви в США имеют благотворительные организации, и люди посвящают много времени, помогая нуждающимся и больным. Такой альтруизм очень распространен среди американцев, обратившихся в Православие, и я думаю, что им удивительно видеть, что эта деятельность совсем не распространена среди православных. Некоторые приходы ведут такого рода работу, и я думаю, что нам нужно делать больше в этом направлении.

Беседовали монах Вениамин, А. Псарев

Приводится  по публикации сайта «РПЦЗ: обзор»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика