При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Пост в информационном мире

30.11.2018

543.jpg

Характеризуя мир, в котором живем мы и наши современники, нередко используют слово «информационный». Действительно, мы окружены информацией со всех сторон – это и традиционные газеты, радиоприемники и телевизоры, баннеры и всевозможные плакаты, которые прямо-таки лезут в глаза на улице, и гаджеты, которые для многих стали неизменными спутниками, а также «собеседниками» благодаря социальным сетям. Как же в этом информационном шуме найти тишину, необходимую для того, успокоить рябь на поверхности своей души и заглянуть в ее глубину? Как сохранить свою веру и свое религиозное сознание, не отгораживаясь от мира?

 

Существует особая опасность, которая может по-настоящему разрушить религиозный образ жизни человека. Она исходит из той реальности, в которой все мы с вами живем. А живем мы в очень непростое время. Святые отцы даже и помыслить, представить себе не могли, что когда-нибудь наступят такие времена.

Мы живем в мире информации. Это означает, что мы постоянно подвергаемся информационным атакам, на нас обрушивается огромное количество новостных сообщений, навязчивой рекламы, мы постоянно контактируем со многими людьми, передающими нам свои мысли, свои идеи. В древние времена тоже возникали подобные ситуации, когда появлялись мудрецы, философы, учившие на рынках, в собраниях. Но кто слышал этих философов и мудрецов? Желающие их послушать шли в те места, где такие люди выступали.

Современный человек не может укрыться от мощнейших, тотальных влияний извне. В каждом доме есть телевизор, и когда мы включаем его, тут же погружаемся в бурный, часто мутный поток информации. Ну кто мог представить себе, что даже в спальню человека могут проникнуть сомнительные, лукавые образы, соблазны, искушения? Нынешний человек, к сожалению, не защищен от этой информационной лавины, а ведь значительная часть всего того, что обрушивается на наше сознание, несет в себе греховное начало. Ведь грех начинается в сознании человека. Еще святые отцы хорошо подметили и говорили о греховных, злых помыслах.

Как же противостоять этому? Представьте себе, человек стремится вести религиозный образ жизни: старается молиться, регулярно подвергать самоанализу, концентрировать сознание на мысли о Боге, приносить ему покаяние в плохих мыслях, словах, делах; он начинает делать добро, окружать особой заботой престарелых родителей или тех, кто нуждается о помощи. Но стоит ему включить телевизор, как на экране он видит утверждение совершенно других «ценностей»: слышит о том, что главной целью человеческой жизни является наслаждение и потребление материальных благ. И подаются эти «ценности» в соблазнительной, привлекательной форме, они будоражат сознание, особенно молодых, которым так хочется идти в ногу с модой, постоянно быть в центре этого сумасшедшего каскада быстро меняющихся идей. И в этом «беге в никуда» проводит свою жизнь значительная часть человечества.

Как же в таких условиях сохранить в себе религиозные ценности? Для этого существуют два способа, и один из них абсолютно радикальный, когда люди отказываются воспринимать современную информацию, не смотрят телевизор, не читают газет. Но этот способ приемлем только для единиц, и не подходит он для людей в молодом возрасте. Ведь информация, кроме зла, несет и благо, она способствует самосовершенствованию личности, ее общему и интеллектуальному развитию.

Как же сохранить свою веру и свое религиозное сознание, не отгораживаясь от мира? Что вообще нужно делать для того, чтобы постоянно укреплять в себе христианские убеждения, совершенствовать религиозную мотивацию поступков? Ведь только в этом случае можно критически оценивать поступающую к нам информацию, отбрасывая ненужное и сомнительное, воспринимая все лучшее и полезное. Чтобы сказанное стало возможным, человеку необходимо соответствующим образом воспитывать свой ум. Вот почему христианина на его жизненном пути, помимо молитвы, доброделания и поста, должна постоянно сопровождать и работа мысли. Сегодня многое из того, что происходит вокруг нас, в корне противоречит нашим убеждениям, и, чтобы отразить эти прилоги, или соблазны, нужно быть очень убежденным и внутренне сильным человеком. Необходимо многое знать и уметь анализировать, нужно, чтобы праведные и благочестивые мысли стали для нас не чужими (пусть даже святоотеческими), а своими собственными. Именно поэтому мы должны неустанно работать над формированием своих христианских убеждений.

Для этого прежде всего нужно много читать. Каждому христианину следует ежедневно прочитывать по главе Нового Завета – из Евангелия или апостольского послания. Читать нужно медленно и вдумчиво, выписывая непонятное, чтобы потом постараться найти ему объяснение. Следует постоянно выписывать и запоминать мысли, которые нас поразили, которые могут стать частью наших убеждений, которые имеют непосредственное отношение к нашей жизни и могут помочь нам решить какие-то жизненные проблемы.

Закреплению приобретенных навыков религиозной жизни способствуют примеры поведения других людей, поэтому важно правильно выстраивать круг своего общения. Если ты молишься, хорошо, чтобы и друзья твои молились, если постишься – чтобы и друзья твои постились (дабы не случалось так, что встретились двое: один ест колбасу, а другой – хлеб с водой). Если ты делаешь добрые дела, объединяйся с теми, кто делает то же самое, тогда вам будет легко и радостно обмениваться мнениями, советоваться, помогать друг другу. Очень важно обращаться к образцам житий благочестивых христианских подвижников. Многие поколения верующих воспитывались на этих замечательных примерах, с детства впитывая в себя их благодатный опыт.

Чтение полезной литературы, избирательный стиль общения с людьми, правильный образ жизни – все это может сегодня помочь современному человеку оградить себя от разрушительных влияний извне, сохранить способность, критически оценивая окружающую действительность, различать добро и зло, правду и ложь. Быть сегодня христианином трудно. Но можно спросить: а когда было легко? Быть христианином всегда трудно, потому что наш путь – это узкий путь, который требует значительного напряжения душевных и физических сил, знаний, умений, опыта, твердых убеждений (из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла).

Цитируется по газете Владивостокской епархии
«Приморский благовест»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓