Реставрация и строительство храмов: возведение нового кирпичного или бетонного храма

18.09.2020 b_1599415398.jpg

В завершение цикла материалов, посвященных прикладным вопросам церковного зодчества и реставрации, архитектор Андрей Тутунов рассматривает наиболее распространённые погрешности и заблуждения, встречающиеся при строительстве каменных храмов. Как и другие публикации цикла, эта статья может быть особенно интересна настоятелям приходов, в которых ведется возведение нового либо реконструкция или реставрация исторического храма.

 

Строительство нового кирпичного
или бетонного храма

При выборе проекта нового храма я дам только самые общие советы, ни в коей мере не претендуя на объективность и не затрагивая художественную сторону проекта.

При выборе того или иного проекта нового храма настоятелю нужно избежать наиболее известной ловушки, в которую попадают неопытные заказчики, – ошибка связана с изображениями будущего храма. Обычно архитектор подаёт изображение с наиболее выгодной точки. Достаточно попросить чертёж, представляющий, например, боковой фасад, как всё очарование проекта рассыпается. Кроме того, регулярно на выставочном проекте изображаются деревья или постройки, которых нет или никогда не будет в действительности. Таким образом, настоятель видит не реальный проект, а картину на сюжет храма, тем более, современная компьютерная графика позволяет создать любое изображение.

Большой популярностью пользуется представление проекта, где храм изображён с высоты птичьего полёта. Это очень красиво, но вряд ли мы все когда-нибудь будем передвигаться на вертолётах и что ещё менее вероятно - превратимся в ангелов.

Рекомендую попросить у архитектора обычные чертежи всех фасадов, разрезов и планов без каких-либо украшательств. Храм Покрова на Нерли или Парфенон не требуют дополнительных украшений на бумаге. Кроме того, мне пришлось как-то рассматривать проект храма, в котором архитектор запроектировал массу непонятных подсобных помещений. Когда настоятель спросил, для чего они нужны, то архитектор, замявшись, ответил: «Ну, для чего-нибудь пригодятся».

Пожалуйста, чётко определите сами, какие вспомогательные помещения вам нужны в храме, и этот список передайте архитектору.

Для упрощения задачи попытаемся дать приблизительную классификацию вновь возводимых храмов.

1. Городской собор в новых городах, в которых никогда не было храмов

2. Приходской храм в этих же городах

3. Храм-памятник

4. Городской или сельский приходской храм на месте снесённого храма

5. Храмы в спальных районах больших городов, имеющих историческое ядро

6. Храмы на частных территориях

7. Храмы на территориях предприятий и организаций

8. Храмы в мелких населённых пунктах и дачных посёлках

9. Монастырские храмы

10. Кладбищенские храмы

11. Часовни

Предполагаю не рассматривать в настоящей статье случаи 1, 3, 6 и 7 как встречающиеся достаточно редко.

 

Общие положения

Как и в предыдущих разделах, хотелось бы указать на те не совсем верные решения, которые могут повлечь за собой увеличение расходов при строительстве и дальнейшей эксплуатации здания.

Для стройности изложения я буду вынужден прибегать к повторениям, за что заранее приношу свои извинения.

1. Площадь храма.

В 95% случаев заказчик значительно завышает площадь храма по сравнению с той, которая действительно необходима. Регулярно приходится слышать: «Нам нужно примерно 150-200 м²». Имеется в виду собственно площадь для молящихся без алтаря, амвона и паперти. Храм в 150м² может свободно вместить 350 человек, и если для спальных районов больших городов такие храмы вполне оправданы, то для сельской местности или малых населённых пунктов строения такой площади излишни. Тем более, что с увеличением площади возрастают эксплуатационные расходы. Приблизительно рассчитать площадь храма просто: 2% от населения – это примерно сколько ходит в храм регулярно. Далее берете примерно 2,5 человека/м², таким образом получаете площадь собственно для прихожан, далее добавляется площадь солеи и еще 2-3% от полученной общей площади: это площадь, занимаемая подсвечниками, аналоями, свечным ящиком и напольными киотами. Таким образом, у вас уже есть достаточно точная цифра площади необходимого вам храма. Это без алтаря и паперти.

Обычно заказчику трудно расстаться с мыслью о большом храме, и он немедленно выдвигает аргумент, что на Рождество и Пасху народу негде поместиться. Приходится напоминать, что Рождество и Пасха бывают раз в год, и каких бы размеров храм ни был, он всё равно не вместит всех желающих. К сожалению, приходится упомянуть и о ещё одной причине выбора проекта большого храма. Это личное тщеславие настоятеля, который видит себя уже во главе многотысячного прихода.

При определении площади алтаря ошибку чаще делает проектировщик, поручая нередко проектирование храма архитекторам, далёким от Церкви и слабо представляющим себе православную службу. В результате алтарь закладывается или недостаточным по площади, или очень большим.

Кроме этого, мне приходилось видеть вновь построенные храмы, алтари которых имели совершенно неоправданную высоту и напоминали, скорее, колодцы. Если высокие абсиды необходимы с архитектурной точки зрения, то перекрытие (свод) над алтарём можно устроить на высоте 3,5-4м, чердак же над алтарём может быть любой высоты. Таким образом, зимой в алтаре будет всегда тепло.

Вопрос высоты помещений будет рассмотрен отдельно.

В моем представлении, минимальная ширина алтаря рассчитывается достаточно просто: (ширина жертвенника + проход между жертвенником и престолом)Х2 + ширина престола. В цифрах это приблизительно даст: (0,7м+1м)X2+1м=4,4м. Глубина алтаря должна быть не менее 3,5м. Расчёты, разумеется, очень приблизительны. Алтарь может быть и меньше, но службу совершать в нём будет тесно.

2. Помещения под храмом

Размещение под храмом вспомогательных помещений: библиотеки, кабинетов и т.п. определяется пожеланиями прихода, тем не менее, необходимо помнить о следующем:

1) Обязательно соблюдение всех нормативов безопасности, поскольку над подвальными помещениями во время богослужения находится много людей.

2) Как я указывал выше, вентиляция по непонятной причине воспринимается рядовым обывателем как нечто не очень-то и нужное, а трата денег на разработку проекта и установку качественного оборудования вообще считается капризом. Если под храмом есть помещения, то вентиляция в них должна быть устроена идеально, чтобы запахи снизу не попадали в храм, особенно во время богослужения.

 

Размещение храма на отведенной территории.
Ориентация храма по сторонам света

Обычно территория, отведенная под строительство храма, незначительна. Тем не менее, всегда есть возможность разместить храм так, чтобы он смотрелся наиболее выгодно. Безусловно, архитектор предоставит заказчику чертёж генплана с размещением храма и других построек, но не всегда заказчик обладает пространственным мышлением, чтобы реально представить себе храм на местности. Помочь может временная разбивка плана на местности, чтобы легче представить себе его площадь и положение. Для этого необходимо заготовить 12-15 кольев высотой приблизительно в 0,8м и пару рулонов бело-красной ленты, которой обычно огораживают на стройках опасные места. Колья вбиваются по всем углам будущего храма и между ними натягивается лента, желательно два раза на разной высоте – таким образом она более заметна. Лента натягивается и по диагонали частей храма – алтаря, притвора и т.д. Благодаря этому можно реально увидеть размеры и положение храма.

Безусловно, храм должен быть ориентирован на восток, но отклонение на, скажем, 15° в ту или иную сторону вполне допустимо и ни в коем случае не противоречит церковным канонам.

 

Общий вид храма

В настоящем разделе отнюдь не стремлюсь указывать, каким должен быть внешний вид храма, так как проект выбирается заказчиком, а только напоминаю наиболее распространённые погрешности и заблуждения (с моей точки зрения), встречающиеся в новом строительстве.

В спальном районе требуется относительно невысокий храм большой площади и, желательно, двух-трёхпрестольный. Не всегда новый приход имеет возможность сразу построить отдельное здание крестильни, поэтому первоначально крещение будет происходить в одном из приделов храма. Кроме этого, в спальных районах значительно число треб, можно исповедовать в боковом приделе, когда в главном приделе идёт служба и т.д. Если храм имеет приделы, то благодаря этому можно совершать две литургии: раннюю и позднюю. Тогда многие работающие прихожане смогут попасть на службу до работы – любой настоятель знает проблемы храмов в спальных районах.

Регулярно делаются попытки строить храмы высотой чуть ли не с Успенский собор Московского Kремля при незначительной площади. Пытаться строить приходские храмы большой высоты в спальных районах городов бессмысленно. Поскольку окружающая застройка всё равно и выше и больше по массе, храм может выиграть только за счёт красоты архитектуры, а если есть прихрамовая территория, то и благодаря другим постройкам, а также благоустройству участка. Аккуратные дорожки, с любовью посаженные цветы и кустарники, помимо чисто архитектурной задачи имеют большое воспитательное значение для окружающего населения. Необходимо грамотно подобрать цвет храма. Сейчас регулярно красят храмы или в белый цвет, или оставляют голый кирпич. Есть опасность, что белый храм на фоне бело-серых 18-22-х этажных монстров может просто раствориться. Тем не менее, покраска в белый цвет и традиционна и очень красива. Необходимо добиваться того, чтобы окружающая застройка смотрелась не более, чем фоном.

При строительстве храма значительной высоты возрастают расходы на фундаменты, инженерные конструкции и на сам процесс строительства (например, аренда башенного крана) – всё это очевидно, но, тем не менее, сегодня существует мнение что больше значит лучше. Связано это явление как с общим низким уровнем культуры нашего общества, так и с обыкновенным тщеславием. Храм Покрова на Нерли и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры очень незначительны по размерам, и оба они принадлежат к мировым шедеврам архитектуры.

При строительстве ограды вокруг храмовой территории регулярно допускается одно и та же ошибка. Если на архитектуру ворот ещё обращается внимание, то рисунок ограды и архитектура столбов считается чем-то неважным. В результате красивый храм обносится оградой, характерной для склада или стадиона.

Архитектура храмового комплекса обязательно должна быть выдержана в едином стиле.

При разработке архитектурного проекта настоятель может высказать пожелание, чтобы храм был запроектирован с возможным дальнейшим увеличением площади. Скажем, строится однопрестольный храм и заранее предвидится место, где можно будет пристроить придел. Иногда под него даже закладывается фундамент.

 

Реконструкция уничтоженных храмов

Под термином «реконструкция» я понимаю строительство нового храма, являющегося копией, максимально приближённой к уничтоженному оригиналу, с использованием иконографического материала, натурных исследований и т.д.

Реконструкция или воссоздание полностью уничтоженных храмов включена в раздел о новом строительстве по нескольким причинам:

1. Достаточно часто от храма не осталось не только стен, но даже фундаменты разобраны почти полностью.

2. В случае, когда фундаменты и даже фрагменты цоколя сохранились, их состояние может быть таково, что требуется полное удаление старой забутовки и устройство новых фундаментов. Это особенно относится к реконструкции колоколен.

3. Конструктивные элементы здания, в частности, своды, разумеется, могут быть выполнены из современных материалов.

4. Сам процесс строительства ничем не отличается от постройки современного здания.

Если приход принимает решение об исторической реконструкции снесённого храма, то есть о максимально близком воспроизведении первоначального облика, то необходимо учитывать следующее:

1) правомерность реконструкции на старом месте с историко-культурной точки зрения;

2) специфику реконструкции с реставрационной точки зрения;

3) целесообразность реконструкции.

Поскольку реконструкция – это воссоздание копии, максимально приближенной к уничтоженному храму, то сюда входит не только общий вид храма, но и отдельные детали убранства: профили карнизов, оконные решётки, кресты и т.д.

Разрешение на реконструкцию необходимо согласовать с Министерством культуры, так как территория храма может являться памятником археологии и культуры. В случае отказа стоит не обвинять специалистов в атеизме, ненависти к Православной Церкви и т.д., а постараться понять причины, побудившие историков и археологов объявить место заповедным. К счастью, такие случаи практически не встречаются. В любом случае, при реализации такого проекта присутствие археолога обязательно. Проектные работы и архитектурный надзор может вести только архитектор-реставратор, поскольку современный архитектор некомпетентен в данной области.

Старые храмы имели большой набор тонко проработанных архитектурных элементов и деталей – наличников, карнизов, тяг и т.п., которые выполнялись в штукатурке, из белого камня, кирпича и т.д. Трудозатраты и, соответственно, стоимость велики, и только немногие приходы могут себе позволить такие расходы. Кроме того, для проведения работ требуются рабочие высокой квалификации, найти которых достаточно проблематично.

Наглядными примерами исторической реконструкции могут служить Казанский собор на Красной площади или Иверские ворота.

Сегодня, к сожалению, для снижения стоимости, а также из-за низкого уровня общей культуры современных архитекторов, имеющих очень приблизительные знания по истории русской архитектуры, из-за низкого уровня квалификации рабочих и их недобросовестности архитектурные формы и детали максимально упрощаются. Правда, для оправдания собственной безграмотности регулярно выдвигается аргумент, что надо идти в ногу со временем и т.д.

В результате архитектура храма выглядит ярко выраженной подделкой, и называть такое новое здание исторической реконструкцией не верно. Тем более, слово «воссоздание» часто имеет оттенок штампа церковной журналистики, а кроме того, может ввести в заблуждение людей, не сведущих в истории русской архитектуры и истории конкретного храма. Вновь построенный храм воспринимается многими как копия ранее существовавшего храма. Например, на одном из сайтов я прочитал, что идёт воссоздание храма Зачатьевского монастыря в Москве. Это совершенно неверно: идет строительство нового храма по современному проекту весьма посредственного уровня на месте древнего храма, заменённого в начале XIX века храмом в псевдоготическом стиле и также разрушенного.

Настоятельно рекомендую, несмотря на дополнительные расходы, всё-таки стараться не только воссоздавать общий вид, но и прорабатывать детали. Даже если не хватает средств на первом этапе строительства, штукатурные наличники и карнизы можно всегда выполнить позже.

В ряде случаев целесообразность исторической реконструкции храма или колокольни в первоначальном виде может быть весьма спорной. Попытка заново построить огромный храм по образцу снесённого где-нибудь в небольшом городе, где население за последние 100 лет только уменьшается, не имеет никакого смысла: храм будет всегда стоять пустой, потребует огромных затрат при строительстве и эксплуатации и будет служить разве что символом тщеславия его строителя.

При строительстве храма по новому проекту на месте разрушенного нередко высказывается пожелание, чтобы вновь построенный храм своими размерами соответствовал первоначальному. Как уже было указано выше, в небольших городах и сёлах такое пожелание редко бывает оправдано с практической точки зрения, так как обычно снесённые храмы были рассчитаны на большое число молящихся. Если же приход значительно увеличится, то всегда можно пристроить придел, что характерно для русской архитектуры. Сегодня же число прихожан по сравнению с дореволюционным временем незначительно, храмы будут стоять пустыми. В крупных же городах в ряде случаев восстановление храма в первоначальных размерах оправдано.

Распространенной ошибкой при проектировании храма является механическое увеличение какого-либо древнего образца. Я неоднократно видел проекты, когда берётся за образец, скажем, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры и при помощи компьютерной программы увеличивается в два раза. Это грубейшая ошибка, так как каждому размеру храма должна соответствовать его архитектура. Увеличьте стул в два раза и попробуйте на него сесть... хотя выглядеть он будет всё равно стулом.

Хотелось бы отдельно остановиться на чрезвычайно важном (с моей точки зрения) вопросе высоты внутреннего пространства храма. Постоянно стремление строить храмы с максимально высоким внутренним пространством. Если храм предвидится летним, то с точки зрения основных эксплуатационных расходов (отопление, вентиляция) высота не имеет значения. Если же храм зимний, то устраивать его внутри высоким значит не думать о тех сложностях, с которыми столкнутся последующие поколения и настоятелей, и прихожан. Стоимость энергоносителей сейчас стремительно растёт во всём мире, и тот невероятный перерасход газа, нефти и электроэнергии на отопление помещений, который достался нам от советских времён, постепенно будут заканчиваться. К сожалению, может случиться так, что очень скоро большая часть доходов храмов, имеющих значительные объёмы, будет уходить на отопление. К сожалению, перелом в сознании людей ещё не наступил, и угроза энергетических проблем мало кем воспринимается серьёзно.

Отнюдь не призываю в целях экономии средств устраивать своды такой высоты, что храмы станут похожи внутри на современные квартиры. Важно соблюсти разумные пропорции. Сейчас, к сожалению, встречаются вновь построенные храмы, по пропорциям приближающиеся к водокачке.

С экономией энергоносителей прямо связано и остекление. В современном здании остекление обязательно должно быть тройным, а не двойным.

Не менее важной является теплоизоляция бетонных сводов. Помимо экономии энергии, хорошая изоляция способствует наименьшему загрязнению поверхности сводов. Чем лучше изолированы своды со стороны чердака, тем сильнее сдвигается точка росы и, соответственно, поднимающаяся копоть вытягивается в вентиляционные отверстия, а не прилипает к внутренней влажной поверхности свода (если свод слишком тонкий и не изолирован). Та же проблема возникает при плохо изолированных бетонных стенах храма. Разумеется, причины текущей копоти могут быть разными, в частности, неграмотное устройство отопления в полах, повышенная влажность из-за плохой гидроизоляции фундаментов и т.д. Все эти вопросы должен решать специалист, в статье же даётся только общий обзор дефектов, вызванных неверными расчётами или же отсутствием таковых и любимым строительством «на глаз».

Замечания по поводу электропроводки были сделаны в разделе, посвящённом деревянному строительству.

Примечание. При строительстве современных храмов имеет место ярко выраженная тенденция максимального увеличения площади окон. Это абсолютно неверное решение, так как храм – это не торговый центр. На протяжении всей истории строительства христианских храмов размер и положение окон способствовали тому, чтобы молящийся чувствовал себя в храме, а не во внешнем мире. Даже огромные окна готических соборов заполнены витражами, чтобы отрезать внешнее пространство от внутреннего. Большие окна храма Святой Софии в Константинополе расположены в барабане и не отвлекают молящихся.

Безусловно, есть храмы и с огромными окнами, тем не менее, это не характерно для церковной архитектуры. «Плетение словес» некоторых современных архитекторов о том, что огромные окна создают «полёт, перетекание пространства» и т.д., свидетельствует только об их нецерковности и не более того.

 

Материал для строительства

Строительство храма из бетона, безусловно, имеет свои экономические преимущества, но при этом еще и очень большой архитектурный недостаток. Храм из бетона имеет очень тонкие стены и лишает храмовую архитектуру той зрительной монументальности, «вечности», которая характерна для любой постройки, предназначенной для религиозных целей, будь то христианский храм, мечеть или буддистский храм. Кажется, что такой храм вырезан из картона и является временной постройкой, причём эта «картонность» видна как снаружи, так и изнутри.

Кроме того, бетон имеет невероятно «мёртвую» поверхность, характерную для современной архитектуры. Задача, стоящая перед архитектором, строящим из бетона, невероятно сложна, и далеко не каждый может с ней справиться.

Если есть возможность, то лучше строить из кирпича. Своды же, как уже говорилось, вполне закономерно могут быть бетонными.

 

Заключение

В настоящей статье рассмотрен очень незначительный круг вопросов, связанных с реставрацией и строительством новых храмов.

К сожалению, литература на эту тему, рассчитанная не на специалистов-архитекторов, а на приходских священников, практически отсутствует. Я надеюсь, что вопросы, поднятые в статье, будут подвергнуты более детальной проработке, а неизбежные ошибки автора исправлены в дальнейших работах как архитекторов-реставраторов, так и современных архитекторов. Очень важно, чтобы свои замечания высказало духовенство.

И последнее: я надеюсь, что никому из вас не придет в голову «сказать новое в церковной архитектуре», что сейчас так распространено на Западе. Но это отдельная тема...

Приношу благодарность за ценные советы и рекомендации И.А.Киселеву, Ю.Т.Комарову и И.Г.Стрельбицкому.

Андрей ТУТУНОВ

Иллюстрация сайта
Фонда поддержки строительства храмов в г.Москве

  

Другие публикации архитектора Андрея Тутунова по теме реставрации и строительства храмов:

С чего надо начинать?

Ведем фотофиксацию и разбираем завалы

Очистка сводов и обрушение фрагментов, растительность на храмах

Археология, консервация, инженерные рекомендации

Поговорим о фундаментах

Как спасти своды и защитить храм от влаги

Архитектурная часть проекта реставрации

Приспособление сохранившихся строений и обустройство интерьера

Рабочие чертежи

Заказ материалов и производство работ

Строительство деревянных храмов и часовен

Важные вопросы деревянного зодчества

 

 

 

 

 




Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика