Наша «петля времени»

05.04.2021

1494222_b.jpg

Порой понять смысл серьезных и важных вещей помогают образы из детских книг и даже комиксов и фильмов. Великий пост – просто повторяющаяся из года в год последовательность служб и определенные ограничения, или это «петля времени» для борьбы со злом?

 

Смотрели фильм «Доктор Стрэндж»? Даже если не смотрели, ничего страшного. Суть вот в чем. Главный герой (разумеется, СУПЕРгерой) должен спасти мир от вселенского зла, и для этого он создает «петлю времени» – момент, который повторяется снова, снова и снова, от чего зло приходит в ярость и покидает наш мир. Вам не кажется, что это как-то похоже на нас и нашу жизнь в Православии?

Каждый год по весне приходит к нам Великий пост, наша «петля времени». Каждый год одно и то же: Прощеное воскресенье, Покаянный канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных Даров, Вербное воскресенье, Страстная Седмица и Пасха. Ничего нового. Все старо, как мир и прожито нами много-много раз. Но… Что насчет нас самих? Кто возьмется утверждать, что из года в год мы остаемся такими же, как прежде? Пожалуй, никто.

Вот так и работает наша «петля времени». Мы в ней – с большой натяжкой, но супергерои, наши страсти – зло, и проживаем мы Великий пост из года в год, снова, снова и снова, дабы это зло найти, осознать, искоренить.

Вот какой-нибудь человек пришел во время поста в храм. Вы сейчас скажете: «Ну и что здесь такого? Тоже мне подвиг!» И отчасти будете правы. Да, подвиг! Человек, может, целый год в храме не был. А может, и дольше. Почему? А он сам не знает. Работа, друзья, лень, а потом, как всегда, это гнетущее чувство: как могу я пойти в храм на праздник, если так долго там не появлялся? Да и к причастию в этой суете как следует подготовиться невозможно, а без подготовки никак нельзя. Стыдно человеку, что он такой, вот и выпадает из церковной жизни…

Но жизнь без Бога – это не жизнь. Ты понимаешь и чувствуешь это, когда все идет шиворот-навыворот. Когда хочешь чего-то, а чего – не знаешь. Когда просто не знаешь, что сделать, чтобы внутри перестало зудеть. А ответ прост: нужно пойти в храм.

В храме полумрак и народ с опущенными головами и слезами на глазах. Грешные мы, слабые, но сейчас мы как воины (или все те же супергерои, как пожелаете), ставшие на семинедельный путь борьбы со злом. Со своим, прежде всего, злом.

К чему это я все? Вот еще один Великий пост в разгаре. Еще один шанс что-то изменить в себе. Еще одна возможность совершить свой маленький подвиг. Я прекрасно знаю, что будет в конце. Я прекрасно знаю, что за путь меня ждет. И я, как Маугли, «принимаю бой».

Самый первый урок, который дается еще на пороге поста, – прощение. Не формальное, заключающееся в пароле-отзыве «Прости меня – Бог простит», а настоящее. Откопать в себе обиду и сказать ей: «Уйди, противная! Я с Христом, иду с Ним и за Ним, а тебе – в другую сторону». Митрополит Антоний Сурожский писал: «Простить – это не значит забыть, простить – это значит посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, и сказать: «Я тебя понесу, как крест, я тебя донесу до Царства Божия, хочешь ты того или нет, добрый ты или злой – возьму тебя на свои плечи и принесу Господу и скажу: Господи, я этого человека нес всю свою жизнь, потому что мне было жалко, если бы он погиб. Теперь Ты его прости, ради моего прощения».

Лучше и не скажешь.

Маргарита ТИТОВА

В основе материала –
публикация сайта «Православное Закамье»

 



Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓