Десятина года

30.03.2021

detail20180219-VAR_0035-обр.jpg

Как провести Великий пост, чтобы не было мучительно больно (или стыдно)? На вопросы о посте отмечает иерей Димитрий Киряков, руководитель миссионерского центра при Симеоновском кафедральном соборе Челябинска.


Как в современном мире, полном суеты и всевозможных дел, следует соблюдать Великий пост? Какие богослужения обязательно нужно посетить?

– Когда человек готовится к Великому посту, часто на его душу нападают три сильных искушения. Первое искушение связано с тем, что учение о Великом посте будто бы не является учением божественным, его нет в Священном Писании. Он был придуман позже людьми. Поэтому некоторые считают, что и исполнять его не обязательно. Второе искушение – страх, что пост невероятно вреден для здоровья. Хотя есть и обратная сторона медали: многие люди считают, что пост, наоборот очень полезен и в нём скрывается секрет долголетия и жизни без болезней. Третье искушение, с которым может столкнуться человек на пороге Великого поста, – это желание отказаться от поста, ссылаясь на род своей деятельности (скажем, человек занимает какой-то важный пост).

Великий пост – это воздержание от чего-то, это жертва Богу, жертва любви. И если кто считает, что в Священном Писании нет и слова о посте, то он ошибается. Начиная читать книгу Бытия, мы с первых строчек узнаём, что первый пост был установлен ещё в Раю. Человеку необходимо было воздерживаться от вкушения плода от Древа познания добра и зла.

Когда мы кого-то любим, своих родных или даже хомячка, мы готовы идти на жертвы ради того, кого любим. И ради любви к Богу тоже нужно принести подобную жертву. Она и состоит в этом Великом посте, который бывает раз в году. Это, может быть, и есть та десятина, которую мы ленимся отдавать в течение всего года. Если в течение года мы ленимся прийти в храм, то теперь нужно постараться до него всё-таки дойти. Не только в воскресенье, но и ещё в какие-то особенные дни. Это дни, когда читается канон Андрея Критского, и дни служения Пассии, и дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров. Во время Великого поста богослужения сильно меняются, они уникальные и удивительные, некоторые вообще служатся только раз в год, как стояние Марии Египетской или Суббота Акафиста Пресвятой Богородицы.

По поводу вредности или полезности поста для нашего здоровья. Воздержание от излишних жиров и углеводов приносит человеку только пользу, но их нехватка может принести вред. Во время Великого поста мы воздерживаемся, в основном, от белковой пищи, а это не так сильно влияет на организм. Но ожидать, что пост непременно принесёт нашему здоровью пользу, мы не должны. Пост, прежде всего, для души.

Вопрос о том, поститься нам или не поститься, приходить ли на богослужения и как часто – это тоже вопрос любви. Если юноша любит девушку, он ведь не спрашивает, надо ли к ней приходить в субботу, или одного воскресенья будет достаточно. Если родители любят своего ребёнка, то они не будут думать, сколько раз в день его надо кормить. Детей даже иногда перекармливают из-за любви. Этот вопрос личностный, он показывает уровень наших отношений с Богом. Например, батюшка наш Серафим Саровский, который много трудился, или великие князья, которые участвовали в реальных боевых действиях, очень строго исполняли посты, Великий пост уж точно, а мы разве этого не можем?

Бывает, действительно тяжело со здоровьем, или семейные неурядицы делают невозможным посещение всех важных служб. В таком случае я советую прихожанам благословиться у священника, на какую службу прийти, какие продукты вкушать, а от каких воздержаться. Если человек всё это будет совершать с благословения своего духовника, священника, то он получит ещё большую пользу, потому что, как говорил преподобный Серафим Саровский, послушание выше поста и молитвы. В Евангелии есть рассказ о том, как ученики Иисуса Христа не могли изгнать беса из мальчика, который выл на луну. Господь тогда сказал, что даже такой страшный бес побеждается, но только молитвою и постом.

Многие прихожане нашего Симеоновского кафедрального собора ждут, когда же, наконец, наступит Великий пост. Христианина накануне поста можно сравнить с воином, который долгое время находился на передовой, но у него не было оружия. А теперь наконец-то появляется это оружие, и можно и обороняться, и наступать. Для нас пост – это оружие. И, может быть, физические силы претерпят какое-то ослабление, но дух укрепится, станет твёрже, мы станем спокойнее и смиреннее, а смирение и кротость – это великая сила христианина.

Бывает, что в дни Великого поста бесы гнева, блуда, чревоугодия сильнее обычного нападают на человека, но он своею кротостью, молитвой, воздержанием их побеждает и наполняется великой радостью – ещё даже до пасхальных дней.

detail20180405-VAR_6309-обр.jpg

Как поститься начинающим?

– Я советую обязательно найти хорошего духовника, доброго, отзывчивого, постарше, желательно с хорошим образованием, который был бы человеку приятен и симпатичен, которому бы человек доверял. Свою духовную жизнь, связанную с подвигами поста, надо постараться отдать в его руки. Ничего не скрывать от него. Хороший священник – как хороший тренер. Он хочет, чтобы спортсмен не надорвался, а наоборот, оказался на чемпионском пьедестале.

Я думаю, что он будет выстраивать ваш молитвенный подвиг и подвиг поста постепенно. Вначале какие-то продукты будут исключаться – только мясо, например. Нельзя сразу взваливать на себя много духовных упражнений. Если новичок в спортзале сразу перейдет к серьёзным упражнениям, он может надорваться. А если это будет все под покровительством любящего, отзывчивого священника, вы получите не только пользу, но и незабываемую радость поста, который вы выдержите ради Христа Бога нашего, ради Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Есть ли особый детский пост? Нужно ли поститься школьникам, дошколятам?

– Мой сын начал поститься очень рано, где-то с шести лет. Дочь активно занимается спортом в школе олимпийского резерва. Тренер подходил ко мне и говорил о том, чтобы организовать для неё особый пост. Например, отказываться от сладостей, а белок получать в нужном количестве, потому что сейчас сильно развивается мускулатура. Я с ним согласен в этом подходе.

Главное, чтобы ребёнок испытывал радость от поста. Пост всё-таки важен, потому что когда человек получает всё, что он хочет, его душа ожесточается. А через воздержание воспитывается дух. Главное, чтобы всё делалось с любовью. Ни в коем случае нельзя заставлять, кричать. Знаю много примеров, когда ребёнка через силу вели в церковь, заставляли читать утреннее и вечернее правило, мучили его постами. Когда такие дети вырастают, они бегут как можно дальше от Православия, и остаются у них только негативные воспоминания.

Очень много есть возможностей дать своему ребёнку сотворить подвиги поста и молитвы, но нужно, чтобы он на это шёл осознанно и с радостью. А самое главное – это наш собственный для них пример. Если отец и мать постятся, молятся, а дети видят, что это им идёт только на пользу, то они сами пойдут этим же путём.

24-5.jpg

Какое значение имеют добрые дела в Великий пост?

– Добрые дела имеют самое важное значение, потому что Господь часто говорит нам словами святых, что главная задача – это творить благо и прекратить творить зло. Весь Божий Закон состоит в том, чтобы поступить с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой. Христианский идеал – не пассивный созерцатель, а активный праведник, который идёт наверх, в Горнее Царство. Будем помнить слова Христа: «Царствие Божие берётся силой, и прилагающие усилие достигают его».

Почему именно в Великий пост народ массово соборуется (даже здоровые люди)? С чем это связано?

– Таинство елеосвящения или соборования совершается над человеком, который тяжко болен. Он уже покаялся в своих грехах, причастился, но болезнь продолжает прогрессировать, и человек понимает: либо это болезнь во славу Божию (для того, чтобы он совершил этот подвиг терпения), либо есть у него какой-то грех, который он не может вспомнить. В Таинстве соборования происходит очищение от этих забытых грехов. Много людей стремится собороваться, потому что есть много случаев исцеления.

Много раз я слышал, как сотрудники лавки говорят, что перед соборованием нужно исповедаться и причаститься. Такие слова режут слух. Получается, что самое высшее Таинство, которое может быть на земле – святое причастие, установленное самим Господом – является просто этапом подготовки к какому-то другому, гораздо низшему таинству, как соборование. С другой же стороны, сотрудники храмов говорят правильно, потому что главная задача – не получить благодать от соборования, а воцерковиться. Подготовка к Таинствам исповеди и причастия к этому и относится.

DSC_1224.jpg

Так нужно всё-таки исповедоваться и причащаться перед соборованием?

– Если человек систематически это делает, тем более, каждую неделю, то специально перед соборованием вновь это делать не нужно. Если же человек долго не приходил в храм и вдруг заболел и захотел прийти на соборование, потому что подруга Светка ходила и ей помогло, то прежде чем получить эту благодать от Бога как христианин, нужно сначала стать христианином. Христианин старается хотя бы раз в три недели быть на Божественной литургии, исповедоваться и причащаться.

Есть ли грех в просмотре телевизора?

– Пост – это воздержание от пищи, а информация – это тоже пища, только духовная. В Древнем Риме, например, врачи определяли, какой спектакль нужно посмотреть болящему человеку. Во время поста необходимо избирательно относиться к этой пище, чтобы она не оказалась для нас вредоносной, разжигающей наши страсти.

Я думаю, что если человек раз в неделю посмотрит новости, какой-нибудь хороший фильм или православную передачу, то в этом никакого греха не будет. Но всё-таки это очень индивидуально и должно проходить под руководством духовника. Может быть, во время первого вашего поста он вас благословит смотреть все передачи, потому что и так тяжело будет человеку воздерживаться в пище. Если человек уже двадцать лет в Церкви и до сих пор часами смотрит сериалы, то к нему будет уже более требовательное отношение в этом подвиге.

Можно ли пить алкоголь в пост?

– «…ведь в нем нет ни мяса, ни молока». Во время скорби грех веселиться. Надо скорбеть, надо переживать, надо проводить работу над ошибками. Во время радости надо веселиться. Во время свадьбы, во время Пасхи можно употребить вино, чтобы развеселить сердце своё, потому что радость эта истинная, настоящая. Но я категорически отрицаю возможность употребления алкоголя на похоронах – это превратит поминки в языческую тризну. Потеряв близкого, люди пытаются найти утешение в вине. Хотя скорбеть стоит, если от нас ушёл неправославный, некрещёный человек. А если ушёл православный, да ещё тот, который в храм постоянно ходил, то мы должны за него как можно дольше молиться и делать больше добрых дел, чтобы он вместе с нами восхвалил бы Творца всей Вселенной в Царствии Божием.

Во время Великого поста есть дни, когда можно пить вино. В остальные дни лучше этого не делать, потому что это время, когда нужно подумать о своих грехах, о той милости, которую, возможно, Господь проявит к тебе в этот пост и исправит твою жизнь. Не нужно в эти дни веселиться, всё должно быть в своё время. Радость – в дни радости, а в дни скорби – скорбь.

Почему в праздник Торжества православия поют анафему?

– Анафемы, которые произносятся в храме в этот день, нас отрезвляют. Если мы думали, что необязательно креститься, необязательно нужна была жертва Христа, чтобы войти в Царствие Божие, то мы слышим, что за такие взгляды провозглашается анафема. Если мы верим Христу, но считаем, что иконам кланяться нельзя, мы опять слышим, что это анафема. Если мы думаем, что Лев Толстой к каким-то церковным ритуалам относился скептически, но он же всё равно чему-то доброму учил, то в первое воскресенье поста нам напоминают, что подобные воззрения тоже анафематствованы. Анафема – это не проклятье с ненавистью к какому-то человеку, а отделение от Церкви.

Задача анафемы – призвать человека к покаянию, сказать: твое учение разительно отличается от учения Христа. Пожалуйста, одумайся и вернись обратно. Перешагни через свою гордыню, через свой опыт человеческий, потому что в любом человеческом опыте может быть ошибка. Положись полностью на опыт Церкви, на опыт Бога, потому что этот опыт точно безошибочный.

Праздник Торжества Православия говорит нам, что вот это черное, а это белое, вот это действие приведет к спасению, а это – к погибели.

Можно ли читать в Великий пост акафисты?

– Акафист – это песня радости, а пост – время скорби и покаяния. Акафисты обычно заменяют чтением Псалтири. Если вы любите какого-то святого и очень хотите прочитать ему акафист, то в Первую и Страстную седмицу лучше воздержаться, а в остальные дни можно читать, но только дома, келейно, чтобы никого не смущать. Традиционно Великим постом принято читать канон Андрея Критского, покаянные каноны, молебное пение Пресвятой Богородице и Псалтирь.

Почему Великий Четверг называют чистым, и что в этот день надо делать?

– В этот день произошла Тайная вечеря, на которой было установлено Таинство причастия. Перед этим Господь омыл ноги Своим ученикам. Великим Четвергом мы стараемся обязательно бывать в храме на Божественной литургии, причаститься Святых Даров.

Делать уборку в Великий (или, как его называют в народе, Чистый) четверг – это традиция, которая идёт с того времени, когда весь быт православного человека был пронизан благочестием. Невозможно было найти праведника, который не был бы благочестивым. Праведник – это человек, который исполняет заповеди Божии относительно своего ближнего. Можно и коммуниста назвать праведным, если он честно трудится на благо своей Родины и своих ближних. Благочестивый же человек – это тот, который служит Богу. Господь требует от нас исполнения всех заповедей – и тех, которые относятся к благочестию, и тех, которые относятся к ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Быт, который был пронизан Православием, конечно, не исключал того, что в это время были грешники, но количество святых, которые появились на Руси именно в то время, было просто огромным. Если наш быт пронизан благочестием из-за любви к Богу, то это хорошо. Но многие начинают относиться к этому как к магическому ритуалу: человек не собирается исправлять свою жизнь, зато перемоет всю квартиру в Чистый четверг, а 19 января окунётся в прорубь. А ведь Бог – это личность, Он любит нас, но не перестаёт оставаться при этом справедливым, и никакими ритуалами Его обмануть невозможно. Он будет судить по правде, по нашим мыслям, словам и поступкам.

Надо понимать, что когда имеем дело с Православием, мы имеем дело с Богом, и все наши поступки и действия должны быть настоящими. Обмануть Бога не удастся ни половой тряпкой, ни щёткой. Только праведная наша жизнь, только наше искреннее устремление ко Христу, только наша любовь к близким может понравиться Богу.

Нужно ли Великим постом специально совершать паломничества?

– В вопросах паломничества я всегда привожу в пример Предтечу Господня Иоанна: он никуда не ходил, и Господь Сам к нему пришел. Вообще паломник – это великий человек, потому что тот человек становится великим, у которого и душа, и тело идут к Богу. Паломничество – это подвиг, который надо совершать всегда, и если выпала возможность посетить какие-то святые места Великим постом, я считаю, что это очень хорошо. Если же возможности такой нет, то нужно помнить о том, что величайшая святыня – это причастие, а причаститься можно в каждом храме.

Некоторые люди стремятся во время паломничества исповедаться, причаститься и пособороваться в каком-то конкретном месте, монастыре. Правильно ли это?

– Если мы скажем, что вот в этом храме хуже, а там лучше совершают Таинства, то мы возведём хулу на Духа Святаго. Это тяжкий грех. А если у вас есть любовь к Богу и любовь к каким-то конкретным святым местам, где вы хотите приступить к Таинствам, то в этом ничего плохого нет. Надо правильно на это смотреть.

Беседовала Анастасия ЗАДОРИНА

Публикация газеты
«Челябинские епархиальные ведомости»


Фото Пресс-службы Патриарха московского и всея Руси
и сайта Симеоновского кафедрального собора Челябинска

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓