Преждеосвященная…

17.03.2021

detail20190315-VAR_2240-обр.jpg 

Великий пост – особое время в жизни православного христианина. Время покаяния, время борьбы с «ветхим человеком» внутри себя. Всё великопостное богослужение служит для того, чтобы мы постились не только телесно, но и духовно. Еще с древности для подкрепления духовных сил христианина во время Великого поста Церковь установила особое по смыслу и красоте богослужение – литургию Преждеосвященных Даров. Почему совершается это чинопоследование, чем оно отличается от привычной нам литургии Иоанна Златоуста, по какой причине в некоторых храмах оно бывает не утром, а вечером?

 

История

Это богослужение совершается в будние дни Великого поста, когда «полную» литургию служить не полагается согласно 49-му правилу Лаодикийского Собора.

Самые ранние дошедшие до нас свидетельства о её существовании относятся к VII веку. Одно из них находится в «Пасхальной хронике» 615 года, где говорится, что с первой недели поста во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакии (сосудохранилища, места, где стоял жертвенник) на престол после того, как иерей скажет: «По дару Христа Твоего», народ тотчас начинает петь: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат...».

Второе свидетельство находится в житии преподобного Георгия Хозевита (кон. VI в – нач.VII в.). Составитель жития Антоний рассказывает, что преподобный имел обычай в воскресные дни после всенощного бдения посылать юношу Зинона в Иерихон за просфорами на тот случай, если кто-либо придёт в этот день в монастырь для молитвы. Как-то раз Зинон во время Евхаристии стоял близ алтаря и слышал слова молитвы, которую читал преподобный Георгий, освящая Дары, и запомнил их. В одно из воскресений, возвращаясь с просфорами из Иерихона, Зинон размышлял об этих словах. В это время сошёл Дух Святой и освятил и просфоры, и юношу. Преподобному же Георгию, который в это время отдыхал после всенощного бдения, явился ангел и сказал: «Встань, пресвитер, и соверши Преждеосвященную службу над тем приношением, которое несёт юноша, ибо оно освящено».

Само происхождение литургии Преждеосвященных Даров связывается с древним обычаем самопричащения. Подобно тому, как мы вкушаем утром натощак просфору со святой водой, так христиане в древности приобщали себя Святыми Дарами (Святым Хлебом). Об этом благочестивом обычае говорят многие раннехристианские писатели: Иустин Философ, Тертуллиан, Климент Александрийский и др.

Причиной возникновения обычая самопричащения послужили гонения, когда христиане лишались возможности регулярно собираться на богослужения. Обычай этот не прекратился и с окончанием гонений. Так, в житии святой Феоктисты (+881) говорится, что она причастилась сама из ковчежца. В XV веке Симеон Солунский упоминает о самопричащении монахов, хранивших Святые Дары в дарохранительницах.

Впоследствии обычай самопричащения прекратился в связи с охлаждением духа христианского благочестия и из-за возможных злоупотреблений. В наше время, если человек не может прийти в храм по состоянию здоровья, обращаются в ближайшую церковь, и священник причащает человека дома.

 

Вопрос авторства

В богослужебных книгах и популярной литературе распространено мнение, что автором чина литургии Преждеосвященных Даров был святитель Григорий Двоеслов (т.е. написавший книгу «Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души»), Папа Римский (нач. VII в.). Однако это мнение не подтверждается ни данными рукописей, ни сохранившимися текстами трудов самого святителя Григория (в первую очередь, его Сакраментария), где нет ничего похожего на византийский чин литургии Преждеосвященных Даров, ни тем, что это богослужение получило распространение еще до времени деятельности святителя Григория. Однако сам святитель был великим литургистом, очень много потрудившимся в деле обустройства богослужения Римской Церкви; его Сакраментарий (богослужебная книга, содержащая тексты для совершения литургии) содержит указание на практиковавшееся в Риме раз в году освящение Чаши через погружение в неё Преждеосвященного Хлеба.

Эти, а также некоторые другие причины и послужили тому, что его имя после XVI в. закрепилось за чином литургии Преждеосвященных Даров. Московский Стоглавый Собор 1551 г. уже упоминает «Литургию Григория, Папы Римского».

Одним из первых указал на ошибочность данного мнения такой историк, как патриарх Иерусалимский Досифей (1699-1707). В результате из греческих богослужебных книг в XIX веке имя святителя Григория исчезло.

Что же касается авторства литургии, то на этот вопрос нет однозначного ответа. В разных рукописях этот чин надписывался именами святителей Василия Великого, Епифания Кипрского, Германа Константинопольского и др. Есть версия, согласно которой к составлению данного чина может иметь отношение сирийский патриарх Севир Антиохийский.

 

Чинопоследование

Как совершается литургия Преждеосвященных Даров? В общих чертах отобразим основные моменты этого богослужения.

По сути дела, литургия Преждеосвященнх Даров – это вечерня, за которой верные причащаются заранее освящёнными Дарами. Вечерня начинается литургийным возгласом «Благословенно Царство…». После мирной ектеньи читается 18-я кафизма, во время которой священник переносит Святой Хлеб из дарохранительницы, с престола, на жертвенник, вливает вино в чашу, не читая при этом литургийных молитв. При пении стихир священник кадит храм и совершает вход с кадилом (в особые дни – с Евангелием). Читаются отрывки из книги Бытия и Притчей (на Страстной седмице читается Исход и книга Иова), между которыми священник в открытых царских вратах, держа в руках свечу и кадило, обратившись лицом к народу, возглашает: «Свет Христов просвещает всех!» В этот момент все присутствующие в храме преклоняют колена.

Чтение паремий (отрывков из Книги Бытия и Книги притчей) – это древний обычай подготовки оглашаемых ко крещению в Великую Субботу через толкование Священного Писания.

Возглас священника «Свет Христов просвещает всех!» напоминает нам о древнем обряде внесения светильника в молитвенное собрание. Генезис этого обряда лежит в благочестивой традиции ещё Ветхозаветной Церкви благодарить Бога при зажигании светильников вечером за свет, который Он дал, чтобы люди могли видеть в ночной темноте. Христиане очень рано переосмыслили этот обряд. Вносимый в молитвенное собрание светильник напоминал им о присутствии с ними Христа, который называл Себя Светом миру (Ин. 8, 12 и 9, 5) и обещал присутствовать там, где соберутся двое или трое во имя Его (Мф. 18, 20).

По прочтении паремий поётся прокимен «Да исправится молитва моя…» попеременно хором и священником, народ при этом стоит, преклонив колени. В праздничные дни и в первые три дня Страстной седмицы читается Евангелие.

При пении гимна: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат…» священник в полном молчании совершает «Великий вход» – переносит Святые Дары и чашу с вином на престол.

После ектеньи, во время которой священник читает молитву, подготавливая тем самым себя к причащению, и молится о народе, стоящем в храме, поётся «Отче наш…». Возглашая: «Преждеосвященная Святая Святым», священник раздробляет Святой Хлеб и погружает Его часть в чашу с вином, ничего не произнося.

После причащения Святых Даров священник испивает из чаши, также ничего не говоря. Далее причащает народ по обычаю.

Оканчивается литургия Преждеосвященных Даров во многом схоже с «полной» литургией, за некоторыми исключениями. На отпусте священник поминает святителя Григория и святых прошедшего и будущего дня.

 

Вино или Кровь?

За практическими моментами, описанными выше, стоит важнейший литургический и богословский вопрос – вопрос о содержимом чаши. А именно о вине, которое священник вливает в чашу, не произнося никаких тайносовершительных молитв.

В   современных греческих Иератиконах (книга с богослужебными чинопоследованиями), как и в служебниках дониконовской печати, причащение духовенства ничем не отличалось от причащения на «полной» литургии. Некоторые служебники уточняют: «и по причащении Святаго Тела взем чашу глаголет: Честная Кровь Господа Бога нашего» (Рукописный служебник XIII века из основного собрания РНБ Q.п.I.68 т. н. «Служебник Милгоста Грамматика»). Исследователь данного вопроса профессор И.А. Карабинов упоминает послание неизвестного Константинопольского патриарха XI века к  Павлу, епископу Галлиопольскому, в  котором патриарх о Святом Хлебе пишет: «Преждеосвященная Литургия совершается лишь ради освящения Чаши», и так называемое «Извещение Царю» патриарха Константинопольского Михаила (1143–1146 гг.), где рассказывается о совершении литургии Преждеосвященных Даров: «…и после того, как священник ответит: "Благословен Бог наш…" влагается преждеосвященный и ранее совершённый святой Хлеб в таинственную чашу, и содержащееся в последней вино прелагается в святую Кровь Господню…».

Обычай совершать причащение священнослужителей на Литургии Преждеосвященных Даров так же, как и на «полной» литургии, сохранился в Юго-Западной Руси почти до середины XVII века. Изменения в чине литургии Преждеосвященных Даров связываются с именем Киевского митрополита Петра Могилы (1596-1646 гг.). В своем труде, оказавшем влияние на дальнейшую практику совершения литургии Преждеосвященнх Даров, он резко утверждает: «Егда же от чаши пиеши, или диакону подаваеши, ничтоже глаголи: ибо тамо простое есть вино, а не Владычняя Кровь, точию церимониялнаго ради обиходу употребляема бывает, вместо полоскания уст». Эта статья была написана под напором латинских и униатских полемистов, и вопрос был решён в духе схоластического богословия: вино «не пресущественно в Кровь Божественную, понеже над ним словеса священия не чтошася зде, яко бывает в литургиах Василия Великаго и Иоанна Златоустаго».

Однако по мнению таких исследователей, как И.А. Карабинов и Н.Д. Успенский, исторические свидетельства явно против практики русских изданий Служебника конца XVII- XX веков. По словам последнего, «греческая практика причащения на литургии Преждеосвященных Даров по чину литургии Иоанна Златоуста, т. е. как от чаши святой Крови, прослеживается вглубь истории богослужения более, чем на тысячелетнюю давность».

В наше время существуют сторонники и одной, и другой точек зрения, но пока этот сложный и важный литургико-богословский вопрос остаётся открытым. Однако следует знать, что по нормам и положениям, по которым живет наша Поместная Русская Православная Церковь, на литургии Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова вино в Святую Кровь не прилагается и поэтому причащение грудных детей (которые не смогут проглотить частичку Святого Хлеба) на этом богослужении не совершается.

 

Вопрос о времени совершения

Как ранее было отмечено, Литургия Преждеосвященных Даров – это вечерня с чином причащения. Из-за трудности воздерживаться от пищи до вечера уже несколько столетий великопостную вечерню служат утром.

В чём духовный смысл этого особенного богослужения? Почему мы служим её только во время Великого поста? В дни Святой Четыредесятницы духовная жизнь человека протекает особенно насыщенно. Когда человек вступает в духовный подвиг борьбы с самим собой – со своими страстями, грехами, немощами, Святая Церковь приглашает для подкрепления его духовных сил на Трапезу Христову. Для верующего сердца – любящего, жаждущего Господа – естественно желание соединиться со Христом в приобщении Святых Таин. Но как быть тем, кто работает до вечера или учится? Неужели причаститься на Преждеосвященной литургии у них не получится за весь Великий пост?!

С этим вопросом ещё в 1968 году обратился к Священному Синоду митрополит Сурожский Антоний: «Ваше Святейшество, милостивый наш Первосвятитель и Отец! Местные условия жизни в пределах вверенного мне Экзархата всё более остро ставят перед нами вопрос о необходимости перенести совершение литургии Преждеосвященных Даров во время Святой Четыредесятницы на вечернее время. Совершение литургии Преждеосвященных Даров в обычное время лишает верующих, занятых работой в учреждениях и на предприятиях, возможности посещать это богослужение. Если же эта литургия была бы перенесена на вечернее время, когда верующие свободны от занятий, наша паства имела бы возможность присутствовать за богослужением. Поэтому я сыновне обращаюсь к Вашему Святейшеству и смиреннейше прошу внять просьбе и благословить нам совершение литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время».

На что Священный Синод постановил:

1. Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтёт это полезным.

2. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость

(Журнал Московской Патриархии, 1969 г., № 1. С. 3-5.)

В некоторых храмах разных епархий существует практика вечернего служения литургии Преждеосвященных Даров. По словам самих прихожан, самым трудным является не воздержание от пищи, а воздержание от греховных мыслей и порывов, ведь вечером тебе надлежит соединиться со Христом.

Иерей Виктор КИРИЧЕНКО

Публикация журнала «Царицын Православный»

Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓