7 фильмов для новогодних каникул

03.01.2016 Новогодние каникулы – одно из лучших событий года. Это и праздники, и ожидание Рождества Христова, и возможность долго-долго ничего не делать. Впрочем, ничего не делать выходит далеко не у всех. Тогда это отличная возможность вместе, всей семьей наряжать елку, готовить новые блюда, гулять, играть и, конечно, смотреть кино. Такое, чтобы потом было интересно обсудить его смысл, сделать выводы. В заголовке написано "7 фильмов". На самом деле их будет больше, но об этом позже. 

Раз каникулы у нас новогодне-рождественские, первым приходит в голову фильм "Рождественский гимн" 1951-го года, снятый режиссером Брайаном Десмондом Херстом по повести Чарлза Диккенса "Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями". Этот рассказ из сборника "Рождественских повестей" стал самой популярной и наиболее часто экранизируемой историей о Рождестве. Вариаций и отсылок к повести в кино десятки, но эту версию я выбрала, потому, что ее режиссер – земляк великого писателя, чтобы выказать уважение Херсту, который в феврале отпразднует 92-ой День рождения. И надо также отметить, что "Рождественский гимн" – первая экранизация Диккенса, заслужившая добрые отзывы и у критиков и у зрителей.

Эбенезер Скрудж (Аластер Сим) был добрым христианином, пока не открыл кредитную контору. Деньги превратили его в алчного эгоиста: лишь они имеют для него ценность, давая право презирать бедных. И он искренне не понимает, что кто-то может быть счастлив, прозябая в нищете. Но больше всего Эбенезер ненавидит дни Рождества – веселого и милосердного. И надо же было Скруджу узнать накануне именно этого праздника, что, если он не изменится, после смерти скрягу ждут вечные муки и скитания, представлением которых занялись рождественские духи. 

Рождественский гимн

Талант Брайана Херста проявился в том, что он перенос все нюансы повести на экран, и вот уже герои Диккенса поведут за собой по драме, усиливая накал эмоций, вовремя делая поучительные выводы. Актеру Аластеру Симу удалось создать уникального Скруджа, вызывающего гамму эмоций, от негативных и шокирующих до светлых и радостных. И невозможно оставаться равнодушным, когда Срудж осознает, насколько сильно он изменился. Но исправлять ошибки никогда не поздно. Особенно, если события происходят в Рождество, символизирующее чудо, надежду и милость.


Лет 35 назад, мне подарили книгу "Эмиль и сыщики" на немецком языке. Ничего удивительного: я тогда изучала немецкий. Имя автора Эриха Костнера мне было незнакомо, но, когда в 2003-ем году нас позвали на пресс-показ фильма "Летающий класс", где сценаристом значился Костнера, я с радостью пошла. Причин было несколько: к этому времени в России практически перестали снимать подростковое и детское кино, кроме того, мне запомнилась история Эмиля, написанная живым, свободным, веселым языком. Чего я не знала, что это уже третья экранизация "Класса" – и в каждой писатель участвовал как сценарист, слегка изменяя события, чтобы они соответствовали времени, поскольку книга он написал в 1933-ем году.



"Некоторые взрослые могут настолько забыть свое детство…" – эти слова появляются на экране первыми, сразу настраивая на верный лад. Дальше последует рассказ о 12 летнем Джонатане. Накануне Рождества он неожиданно оказался в новом интернате (до того сменив шесть школ-интернатов). На сей раз все иначе: подозрительно довольные учебой дети, шутящий со всеми директор, никакой дедовщины от старшеклассников. И все же у Джонатана сразу возникают проблемы, которые, впрочем, сближают его с одноклассниками. А однажды в заброшенном вагоне поезда подростки находят сценарий спектакля "Летающий класс"… Сразу предупрежу – не ждите подвоха, его не будет. Просто поверьте, что порой между людьми, между детьми, детьми и взрослыми бывают добрые, доверительные отношения. Ради них приходится немало трудиться, но дело того стоит – только так прорастают настоящие дружба, верность принципам, честь. "Летающий класс" - отличная возможность начать разговор с детьми об этих качествах. Словом, это замечательное, глубокое кино для семейного просмотра.

Есть всего несколько фильмов, которые я могу пересматривать бесконечно с любого места. Этот список в 2004-ом году пополнился фильмом "Хористы" режиссера Кристофа Барратье (запомните это имя). "Хористы" – тоже об интернате, но совершенно другом: холодном, черством, мрачном. Одно название "Дно пруда" говорит о многом. Именно туда попадает в 1949-ом году безработный композитор Клеман Матье (Жерар Жюньо). Этот мягкий, пухлый, кажется, вялый человечек не готов противостоять монстру-директору, он всего-то хотел привить детям любовь к музыке. Но даже у таких людей наступает предел. Простой, даже скромный фильм "Хористы" в 2004-м году стал лидером проката не только у себя на родине во Франции, но и во всем мире. Секрет прост: всем хотелось увидеть историю о том, как маленькому человечку удалось изменить мир вокруг себя одной лишь верой, верностью принципам, честностью, любовью к детям и к музыке. И – способностью раздаривать свою душу.

Хористы

Теперь уже и не вспомнить, почему я стала смотреть телефильм "Детство Темы" снятый режиссером Еленой Стрижевской по одноименной повести замечательного русского писателя Николая Гарина-Михайловского. Сначала, кажется, привлек актерский состав (Зиновий Гердт, Армен Джиграханян, Анна Каменкова), потом увлекла картинка, заворожил сюжет о детстве мальчика Темы в одесской усадьбе отставного генерала Николая Семеновича Карташева. Характер у отца был суровый,  детей он держал в строгости, приучая дисциплине. У матери Аглаиды Васильевны взгляды на воспитание детей были противоположные: она считала, что детей невозможно держать в страхе перед телесными наказаниями. И не сказать, чтобы восьмилетний Тема был хулиганом, но баловником-таки порядочным. Тем более, что кругом происходило немало интересного: рядом располагалось еврейское местечко, где люди жили совершенно иным укладом. Фильм может не понравиться. Не своим качеством, оно как раз безупречно: режиссеру удалось на редкость достоверно воссоздать быт той эпохи и уклад семьи, что немаловажно с точки зрения культурной и исторической. Да и игра актеров выше всех похвал. Не понравится эта точность, при которой оживают персонажи, чью историю невольно начинаешь проживать и - переживать за них. Между тем, в фильме немало тонких и важных моментов, отсылающих к современным семейным ситуациям и получить ответ, как их разрешить. Так что его можно смело рекомендовать родителям, которые надеются вырастить из своих сыновей настоящих мужчин.

Детство Темы
 
Знаете ли вы, что даже у Стивена Спилберга есть самый любимый фильм? Любимый настолько, что он хранит в стеклянном специальном футляре оригинальный амулет "Аурин" из "Бесконечной истории". Фильм этот появился на свет в 1984-ом году и настолько не понравился автору книги Михаэлю Энде, что он даже судился с его продюсерами. А, проиграв суд, потребовал вычеркнуть свое имя из титров. Между тем, популярность фильма привела к созданию двух сериалов (анимационного и игрового) и паре сиквелов "Истории". 

Сюжет фильма незатейлив: убегая от хулиганов, неуклюжий Бастиан спрятался в книжной лавке, где обнаружил книгу, украшенную орнаментом из двух бронзовых змей. Открыв ее, мальчик оказался в фантастическом мире бегающих улиток, летающих собак и… Драконов Удачи. Но в волшебной книге говорится о несчастье, постигшем страну Фантазию: она исчезает на глазах. Фантазию разрушает Ничто: безликая масса, порожденная человеческими страхами и отчаянием.
В фильме используется прием истории в истории, создающий эффект сопричастности к происходящему, который очень нравится детям, метающим стать участниками сказочных событий. Кроме того, "Бесконечная история" необычайно красивая, по-настоящему волшебная сказка, больше похожая на старые советские фильмы, чем на голливудский продукт. А, благодаря отсутствию в то время цифровых технологий, населяющие страну сказочные персонажи выглядят на удивление достоверно. "Бесконечной истории" больше 30 лет, но ее мудрые сфинксы, забавные эльфы, добрейшие великаны и драконы не устарели по сей день. 

Бесконечная история

Помните, я говорила, что фильмов будет больше, чем семь? Последними в списке, но не по значению, я хочу вам предложить сразу 4 неигровых фильма "Птицы", "Птицы 2: Путешествие на край света", "Океаны" и "Микрокосмос". И тот самый, Кристоф Барратье, который снял "Хористов", стал продюсером "Птиц" и "Микрокосмоса".

1439480617_1287972766_kadrs.jpg
Бессмысленно пересказывать сюжеты, бесполезно пытаться воспроизвести красоту Вселенной и Земли, которую огромные профессиональные команды по нескольку лет (например, над "Птицами" целых 3 года работала команда из 500 человек) пытались подглядеть, подловить, заснять и смонтировать так, что каждый из этих фильмов смотрится с бесконечным чистейшим восторгом, оставляя в душе, в сердце память о бескрайнем, необыкновенном, забавном, трагическом, прекрасном и непознанном окружающем мире. Вы окажитесь посреди стаи гусей, рядом будет происходить сражение муравьиных полков, вы увидите лунный свет на глубине 6 метров. Словом, откроете сияющий всеми красками радуги параллельный мир, где работают неподвластные нам законы. Оказывается, он залит невозможным светом, полон неведомых звуков, а животные умеют ходить по воде или разгуливать вниз головой. Каждый из этих фильмов достоин семейного просмотра и обсуждения. Каждый необходим детям не меньше, чем книги Джеральда Даррелла или Тура Хейердала. Или возможность наблюдать за облаками, лежа на крыше. 

Мария Свешникова


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓