Летать, а не погибнуть

07.04.2021

33753e3a7989c0e0b66ebf2949a7778e.jpg

Для многих праздник Благовещения Пресвятой Богородицы неразрывно связан с традицией отпускать в небо птиц. В чем значение этой традиции, на какой высокий смысл праздника она указывает? И что сделать для того, чтобы такое красивое событие не повлекло за собой трагические последствия?

 

Хорошие новости! Именно так в наиболее радикальной современных вариантах перевода Священного Писания на русский язык выглядит наименование Благовещения.

Благовещение, Благовещение, слово одновременно нежное и величественное, как высокие белые лилии, символ и знак этого праздника.

Если бы в церковнославянской традиции перевода было бы принято переводить название книг о земном пути Христа, мы бы ясней замечали, что они почти одноимённы с этим событием: Евангелисмос – событие и Евангелион – книга...

Постойте, но в этой Книге рассказывается далеко не только об этом событии! Почему тогда она одноимённая именно с ним – не с Рождеством, не с Пасхой? Пожалуй, дело в том, что Благовещение содержит в себе все, все эти события: с того момента, как Дева сказала «да», стали неизбежными и Рождество, и Пасха.

Некоторые говорят: «Да что такого Она сделала, это разве подвиг! Любая бы согласилась, это же так круто – стать Матерью Бога!» Позвольте, но каждому из нас Бог обещает полноту благ уже в этой, земной жизни в ответ на самопожертвование во Имя Его – и что, многие из нас соглашаются?..

И хотя Деве было непросто, согласно Писанию, всё же Она согласилась. А ведь Ей не было обещано никаких земных благ. Ни богатства, ни здоровья, ни почёта, ни слуг. Просто родить Ребёнка Одной и Одной Его растить (как поначалу кажется, против избранного Ею жизненного пути – Девства), причём не для Себя. Не для опоры в старости, не для внуков – для других людей. Для всех. В том числе для тех, кто бы с удовольствием побил Её камнями, узнав, что зачала не от жениха (если бы он, «будучи праведен», как говорит Писание, не скрыл всё в тайне).

Другие говорят: «Ну и что было бы, если бы не согласилась? Нашёл бы Бог другую, и вообще, незаменимых нет!» Но и это неправда. Мы знаем, кто сказал, что «незаменимых нет», и с этим человеком у Церкви предельно разные взгляды, выражаясь мягко.

На самом-то деле нет заменимых. Каждый человек, любой, абсолютно, всецело уникален как личность, неповторим и бесценен – такими нас создал наш Бог. Никого нельзя заменить никем. Мы просто не можем представить, что было бы, если бы отказалась Мария. И слава Богу.

Итак, Она согласилась!

И в Её теле, из Её клеток, Её генетического материала сложился Зародыш – это совершилось Той Самой Непостижимой Силой, Которая несёт жизнь, Которая в начале всех времён создала живое из неживого, клетку из молекул, Которая «запустила» все наши генетические линии. Эта Сила – Руах ха-Кодеш, Агио Пнэвма, Дух Святой.

И в этот миг началась во времени земная, человеческая жизнь Христа. Это один из главных парадоксов христианства, главное чудо Христа – как стал человеком, слабым и ограниченным в своих возможностях, Всесильный Безграничный Бог, не переставая при этом быть Собой.

Такое попросту невозможно представить, невозможно понять. Это вне аристотелевой логики и вне евклидова пространства. Наш разум не может это непротиворечиво сочетать. И, однако же, именно так и есть.

Удивлению перед этим Парадоксом посвящено девяносто процентов христианских гимнов.

Вдумайтесь только: для нас – в прошлом, две с лишним тысячи назад, для каких-нибудь неандертальцев с кроманьонцами – лет этак через тысяч сто в будущем, а для Бога, Который абсолютен, Который больше всего времени и всего пространства и одновременно с этим в каждой их мельчайшей точке существует абсолютно и всецело, ибо неделим! – вот Это Невообразимое Существо обретает пространственные и временны́е координаты.

Становится Сыном Девы.

Зачем вообще?!...

Если совсем коротко и совсем прямо, то чтобы мы стали, как Он. Вот прямо как Он, да! Такими Он нас задумывал. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» – это аксиома, общее место у многих святых, кто сблизился с Богом и познал Его.

Сам Христос в пояснение о цели Своего прихода в мир и Своём служении приводит цитату одного из древних пророков: «Благовестить нищим, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

Оказывается, Ему, Абсолюту, Источнику Жизни, есть до нас дело. Он нас любит. Он нас создал по Себе, по Своей мерке, каждого – задумал ещё до «Большого взрыва», любовно вымечтал каждого уникальной личностью, совершенной и несравненной. Он нам дал Свою свободу. Оказывается, именно для нас, для каждого, для меня лично, Он создал всю эту мультивселенную. Макромир и микромир.

Не Его вина, что всё обрушилось, что предки поверили заведомой лжи и полученной от Бога властью порвали с Ним... отвергли Его и перестали обладать Им. И – всем, что Его. Жизнью, истиной... свободой. Это отдельная, печальная история.

Где наша свобода? Хорошее, которого хотим, мы не делаем. Зато делаем плохое, которого не хотим. Где наша вечность? Нас теснят небытие и распад. Где наше могущество?.. Где всеведенье?... Рождённый ползать – летать не может?...

Но мы не рождены ползать! Мы рождены летать.

Не летаем.

Не Его вина! Но Он не скажет: «Не Моя проблема». Ему не всё равно. Оказывается, каждого из нас Он любит «как Самого Себя».

Поэтому и приходит отпустить нас, измученных, на свободу. Благовестить нам, нищим, что мы наследники Его Царства.

Именно Его приход в мир спасает это мироздание. Если бы не Он, не было бы никакого прошлого, никакого будущего – ничего. Просто потому, что наши предки, которым в полную власть была отдана вся вселенная, выбрали небытие, ха себя и за неё (история действительно грустная). Именно Он, Спаситель, подставляет Себя, чтобы результат этого выбора пал только на Него. Мы, напоминаю, наблюдаем это во времени - мы вообще существуем пока только внутри линии времени - но Он это делает вне времени, в вечности. Всегда. Поэтому мир не исчез. Поэтому мы есть. Поэтому мы можем стать свободными. Как – это отдельная, счастливая история) история успеха.

История, во времени берущая начало в Благовещение и в решимости Марии довериться Своему Богу.

Она делает шаг доверия в, казалось бы, пустоту – и летит!

Мы рождены летать. Бог освобождает нас из порабощённости злу и смерти. Именно поэтому в Благовещение по традиции выпускают птиц – прекрасная древняя традиция, трогательная до слёз.

Правда, тут надо быть осторожными: выпускать можно и нужно птиц специально обученных, которые не растеряются. А зачастую современные барыги, последовали отца лжи, ловят лесных птиц и продают их не подозревающим такого православным – выпущенные бедняги пугаются, теряются и гибнут в городской среде, для них незнакомой. Такое, конечно, никак не образ Божией свободы, а торжество зла. Чтоб такого не случилось, для выпускания птиц на Благовещение лучше пригласить специалистов, занимающихся выращиванием и тренировкой голубей.

Тогда этот благой праздник не окажется осквернён гибелью невинных созданий, которые тоже все в Руке Божией, тоже хранимы Его заботой и любовью.

Ведь и они, как и мы, рождены летать, а не гибнуть.

Екатерина МАКАЛЕЦ
Источник фото

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓