Прибавление ума

30.08.2020

806757657.jpg

Среди целого ряда редких иконных образов образ Богоматери «Прибавление ума», празднование в честь которого в нынешнем году приходится на 30 августа, относится к наиболее почитаемым в Православной Церкви. Чаще всего перед ней молятся родители детей, не успевающих в учебе, сами школьники, студенты духовных семинарий и различных светских вузов. А ее этот образ особенно почитают родственники душевнобольных людей – к нему несут они свои молитвы, перед ним взывают ко Пресвятой Богородице о возвращении душевного здоровья, укреплении и расширении интеллектуальных возможностей. Однако несмотря на столь большой интерес к иконе со стороны верующих, сам иконографический образ Богородицы «Прибавление ума» еще недостаточно изучен, в истории его почитания сохранилось немало «белых пятен», да и большая часть древних списков оказалась утраченной.

 

Одним из первых исследователей русской иконы, обратившим внимание на иконографию образа Божией Матери «Прибавление ума», был иеромонах Алексий (в миру Александр Николаевич Виноградов). Изучавший архитектуру старинных, в особенности деревянных, храмов Тверской, Ярославской, Новгородской и других губерний, А.Н. Виноградов, бывший преподавателем живописи и рисования и учеником Ф.Г. Солнцева, выделял в Спасо-Преображенском храме Рыбинска древнюю икону «Прибавление ума», а в деревянном храме села Башарова Весьегонского уезда (Тверская губерния) – небольшую икону «Филафет» (или Филарет – Правдолюбие). Обе иконы были сходны в представленном сюжете и отличались лишь рисунком одежды Богоматери.

В 1880 году А. Виноградов опубликовал свое небольшое сочинение под названием «Иконы "Прибавление ума" и "Филафет». Тем не менее, после этой публикации название иконы «Прибавление ума» не вошло ни в одно издание, посвященное иконографии Богородицы.

И только спустя почти тридцать лет, в 1909 году, было опубликовано первое подробное исследование, посвященное иконе «Прибавление ума». Его подготовил автор многочисленных историко-археологических трудов, собиратель русских летописей и письменных сказаний, просветитель Андрей Александрович Титов. В художественной коллекции Титова находился образ Богородицы «Прибавление ума». Исследователь из работы Виноградова узнал об иконе из Рыбинска, а также слышал о чудотворном образе из Покровского собора города Романова-Борисоглебск (с 1918 года – Тутаев). Титов обратился за письменными свидетельствами по истории почитания данной иконы к протоиерею Спасо-Преображенского собора в Рыбинске Сергию Богородскому и к протоиерею из города Романов Владимиру Мирославскому. Оба священника прислали Титову подробное описание изображений, представленных на иконах «Прибавление ума». Их описания в целом сходились с иконным образом из коллекции Титова.

Один из списков иконы Богородицы "Прибавление ума"На обеих иконах в центре композиции на фоне миндалевидной мандорлы (сияния) представлена стоящая в рост увенчанная короной Богородица, держащая на левой руке коронованного Младенца Иисуса. Христос в левой руке удерживает державу, правой – благословляет. И Божия Матерь, и Младенец Иисус покрыты, как бы спеленаты, одной, ярко расшитой крестами и поперечными полосами, фелонью (в форме колокола). Именно подобные колоколу царские одежды (далматик), украшенные драгоценными каменьями и жемчугом, являются одной из иконографических особенностей иконы «Прибавление ума».

На облаках по обе стороны от Богородицы – по два Ангела, каждый обеими руками держит зажженные свечи. Над главой Матери Божией – три огненных шестикрылых Херувима, четвертый – в Ее подножии. Херувимы – хранители Божией мудрости. В верхней части иконы по углам находятся две горящие лампады.

Образ Богоматери с Младенцем исполнен на фоне архитектурной ниши, а вся центральная композиция как бы «парит» над неким городом (монастырем), башни и храмы которого изображены в нижней части иконы.

Представленное изображение символизирует фрагмент праздничного архиерейского богослужения. Ангелы по обеим сторонам, протягивающие большие горящие свечи, – прообразы диаконов с диаконскими свечами. Херувим в ногах Богородицы с Младенцем Христом – орлец в ногах архиерея. Столь сложная композиция должна была объясняться неким иконографическим сюжетом, послужившим для ее изображения.

Обе иконы (из Рыбинска и Романова) были исполнены с определенными особенностями. Икона из Рыбинска была малого размера (врезная, находилась в верхней части средника иконы священномученика Антипы). Образ «удерживали» два ангела, а на самой иконе и на вызолоченной ризе хорошо читалась надпись: «Изображение образа Пресвятой Богородицы, нарицаемой "Прибавление ума"».

Икона из Покровского храма Романова-Борисоглебска была написана (ок. XVII в.) на холсте (на обороте образ Господа Вседержителя) и, по словам Мирославского, происходила из бывшего Новопокровского монастыря. О чудотворной иконе из Покровского храма Романова протоиерей Владимир Мирославский написал следующее: «Благочестивые старожилы рассказывают, что в древнее время к этой святой иконе стекались многие душевнобольные, и некоторые из них по своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление».

Но самое интересное в сообщении Мирославского заключалось в том, что в качестве cказания об иконе Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» он привел «Повесть о храме (Доме) Пресвятой Богородицы, в котором Дева родилась от Иоакима и Анны» или сказание о Лоретской иконе Богородицы – о протографе образа Богородицы «Прибавление ума». Повесть рассказывает, что в XIII в., во время вторжения мусульман в Палестину, Святой Дом (Санта Каза) из Назарета, где родилась Дева Мария, где Она воспитывалась и где Ей была явлена Архангелом Гавриилом Благая весть, был перенесен Ангелами в Италию. Миновав несколько временных пристанищ, этот дом оказался неподалеку от города Анкона в местности, позже названной Лорето. В Святом Доме, по Вознесении Господнем, апостол Иаков освятил алтарь, здесь же пребывал иконный образ Богородицы, написанный апостолом Лукой. И та святая церковь, и икона, согласно повести, были перенесены в Лорето невидимо, а по лоретанскому преданию – ангелами.

По этому поводу итальянский исследователь Лоретанской святыни Джузеппе Сантарелли сообщает, что Святой Дом перенесли в Лорето «земные Ангелы». Знатные византийцы Ангелос, состоявшие в родстве с константинопольскими императорами, в XIII столетии, спасая от уничтожения Святой Дом в Назарете, доставили святые камни и иконную доску с изображением Божией Матери и Младенца в Лорето¹.

Церковь Святой Марии Лоретанской была возведена в 1315 году. О многочисленных чудотворениях от Лоретанской Мадонны известно уже с середины XIV века, а Ее почитание стало распространяться далеко за пределами Лорето, так же, как и изображения Девы Лоретанской. Число паломников к XV столетию стремительно увеличивалось, на поклонение в Лорето приходили не только простой люд, но и знатные персоны: римские папы, кардиналы, епископы, императоры (Фридрих III). Вошедший в историю обет Лоретанской Богородице дал экипаж мореплавателя Христофора Колумба, пережив страшный шторм. Лоретанское святилище к этому времени уже пребывало под особым покровительством Римского папы: в Лорето началось масштабное строительство, в котором принимали участие лучшие архитекторы и художники.

Сказание о доме Богородицы и об иконе из Лорето появилось в Московии в первой половине XVI века. Его привез из Рима (от папы Римского Климента VII) в 1528 году посол великого князя Василия III Еремей Матвеевич Трусов. Посольство Трусова прибыло в Италию в 1527-м, в год великого разграбления Рима – города, входившего в Папскую область. Из-за военных событий, вспыхнувших на Апеннинах, русские почти весь год просидели в Венеции. Лишь в конце 1527 года. Трусову удалось добраться до Анконы, куда папа Климент VII направил своего дипломата².

Само сказание о Лоретской Богоматери завершается следующими словами: «В лето 7036 (1528). Пришли на Москву посланцы великого государя Василия Ивановича от папы римского Климента четвертого (седьмого): Еремей Трусов с товарищами, они видели сию святую церковь, от Рима триста верст, и к нам писание донесли. А стоит та церковь по стороне Рима в римской державе папине, и пробыли в том месте послы великого князя четыре недели (у Соболевского А.И.³ Переводная литература Московской Руси XIV–XVIII вв. – четыре дня)».

Как отмечают исследователи, Лоретское сказание начинает встречаться на Руси во многих рукописных сборниках уже с конца 20-х годов XVI века, при этом до середины столетия оно занимало порядковое четвертое место, следуя за сказанием о Софии Премудрости Божией и предваряя «Сказание о Тихвинской иконе Божией Матери»⁴.

Когда Трусов был в Лорето, чудотворный образ Лоретской Богородицы был представлен на деревянной иконе византийского письма. Позже его заменили на скульптурное деревянное изображение. Московский посол (1580–1582) к папе Григорию III Истома Шевригин, посетивший Лорето, сообщает, что образ Пресвятой Богородицы «резан резью»⁵.

Иконный образ Лоретанской Мадонны известен, по крайней мере, с XIV в. (икона «Madonna di Loreto» работы итальянского художника Анджелико Аркуцио датируется второй половиной XIV в.). В «Атласе чудотворных изображений Божией Матери всего христианского мира» Вильгельма Гумппенберга, изданном в 1657 году, Божия Матерь Лоретская еще не облачена в царский драгоценный далматик, по которому мы ее узнаём в иконографическом варианте на иконе «Прибавление ума». Да и Младенец Христос представлен в полный рост, а не укрыт далматиком Богородицы, – и у Гумппенберга, и на изображении Лоретской Девы из книги «Чудеса города Рима» 1505 г.⁶

Один из списков иконы Богородицы "Прибавление ума"Есть основания предположить, что Московская Русь во времена Василия III уже была знакома с образом Лоретской Богородицы с учетом тесного культурного обмена, существовавшего между Московией и Италией.

После московского пожара 1547 года псковские и новгородские мастера написали на московский манер православную икону Лоретской Богоматери, получившую впоследствии именование образа Божией Матери «Прибавление (или Подательница) ума». К сожалению, ни одной ранней иконы Лоретской Богоматери московского письма не сохранилось. Известна икона первой трети XVII в. из Третьяковской галереи. Она исполнена рельефно, с использованием нескольких материалов, и представленные на ней Богородица и Младенец Иисус не укрыты общим далматиком.

Да и сама скульптура Богородицы из Лорето облачилась в царственный далматик гораздо позже. В конце XIX в. Наполеон вывез деревянную статую во Францию и поместил ее в Лувре. Только в 1801 г. папе Пию VII удалось вернуть Лоретскую святыню в Италию. Папа украсил статую драгоценной короной и покрывалом, расшитым жемчугом.

Почитание Лоретской Богородицы по сей день распространено по всему католическому миру. В Российской империи этот иконный образ находился в православных храмах Украины, чаще всего, приграничных с Польшей. Так, в 1875 г. архиепископ Савва (Тихомиров), объезжая свою епархию, посетил Вознесенский храм села Песочино неподалеку от Харькова. В алтаре на южной стене он обратил внимание на образ Лоретской Божией Матери. Вокруг центральной композиции были изображены польские и французские короли⁷.

Ясно, что вряд ли можно было встретить такой образ в храмах Центральной России. Известные иконы Богородицы «Прибавление ума», на которых изображены Богородица и Предвечный Младенец, облаченные в колоколоподобный далматик, скрывающий их руки, появились в России в XIX веке. Они и сейчас обретаются в храмах и домах города Тутаева.

По поводу самого происхождения названия иконы «Прибавление ума» итальянские исследователи пишут, что «первичным богородичным образом, почитаемым в Санта Каза, была икона на дереве, вероятно, византийского происхождения, имевшая в восточной традиции наименование «Прибавление ума», иначе «Ключ Разумения», исчезнувшая в начале XVI в. и замененная статуей, выточенной в XIV в.»⁸. Выводы итальянских ученых можно подтвердить и множеством чудес, явленных от этого образа. Но мы приведем лишь одно из них. Французский математик Рене Декарт (1596–1650) после одного чудесного события, случившегося с ним, отправился на богомолье в Лорето. Ему во сне явилась Лоретская Богоматерь и дала в форме неожиданной догадки прозрение: можно линии геометрических фигур выражать алгебраическими уравнениями, и тогда самые трудные и прежде неразрешимые геометрические задачи могут быть решены⁹.

Предания, связанные с образом Лоретской Богородицы, трансформировались в православной традиции в сказания, сопровождающие образ Богородицы «Прибавление ума», а изменяющийся во времени западный иконографический тип Лоретской Мадонны (от византийской иконы – до католической скульптуры) послужил формированию в русской иконописи разных изводов одного и того же иконографического сюжета.

Один из списков иконы Богородицы "Прибавление ума"Изначально в христианском мире икона вырабатывалась одновременно со становлением литургии и догматики. Согласно утвержденным канонам, в ней всегда присутствует движение от мирского к духовному. В поствизантийский период, когда западное христианство оставило икону как изображение сюжета, оторвав ее от богословия и догматики и лишив глубинного духовного смысла, восточные иконописцы продолжали через иконные образы воплощать православное богословие.

С иконой «Прибавление ума» произошло то же самое: на западном образце, утратившем свое византийское начало, русскими иконописцами был создан образ, не только отражающий конкретный иконографический сюжет о Доме из Назарета, но и наполненный духовным богословием и глубинным смыслом. Об этом свидетельствует факт, что праздник икон «София – Премудрость Божия – Новгородская», Пресвятой Богородицы «Подательницы ума», «Филафет – Правдолюбие» приходится на один день – 28 августа.

Это совпадение не случайно: на общехристианском древе, выросшем на византийских истоках, проросла православная ветвь Мудрости Божией, Истины и ума.

Иеромонах Симеон (Родионов),
настоятель Введенского храма
в городе Дмитров Московской области

Публикация журнала «Московские епархиальные ведомости»

________

¹ Джузеппе Сантарелли. Лорето в истории и искусстве / Пер. М.Талалай. Анкона. 2010. С. 7.

² Кирпичников А.И. Русское сказание о Лоретской Богоматери. ЧИОИДР, 1896. Кн. 3. С. 3–15.

³ Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVIII вв. СПб., 1903. С. 218.

Кирилин В. Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия». С. 104–105.

Белоброва О.А. Очерки русской художественной культуры XVI–XX вв. М., 2005. С. 349.

Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон / СПб.: Имп. Рус. археол. о-во, 1911. С. 129.

Савва (Тихомиров И.М.). Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Типография Снегиревой.

Джузеппе Сантарелли. Лорето в истории и искусстве. Перевод М.Талалай. Анкона. 2010. С. 36.

Розанов В.В. Религия и культура. СПб., 1901. С. 180.


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.