Именная родительская

01.11.2019

54670898797-8.jpg

2 ноября будет Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения усопших. Откуда в церковном календаре появился этот день, почему он, единственный из родительских суббот имеет привязку к имени святого? Имеет ли Димитриевская суббота какое-то отношение к Куликовской битве, и какие упоминания о ней можно найти в старинных источниках? Об этом, а также о том, что какое место родительские субботы занимают в богослужебном календаре и в жизни прихожан, рассказывает клирик Никитского храма Калуги священник Максим Картуесов.

 


Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, память которого празднуется 8 ноября по новому стилю. В случае совпадения Димитриевской родительской субботы с праздничным днем (например, с 4 ноября – торжеством в честь Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу.

Что такое родительская суббота? Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) –это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того, по традиции верующие посещают могилы на кладбищах. Название «родительская», скорее всего, произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия – «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали, в первую очередь, своих почивших родителей. Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан.

Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительские субботы не относятся к Вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все, кроме одного (9 мая – поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату: суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) – за неделю до Великого поста; суббота 2­й седмицы Великого поста; суббота 3­й седмицы Великого поста; суббота 4­й седмицы Великого поста; Радоница – во вторник, следующий через неделю после Святой Пасхи; 9 мая – поминовение усопших воинов; суббота Троицкая – накануне праздника Пятидесятницы; суббота Димитриевская (о дате было сказано выше).

 

История установления Димитриевской родительской субботы

В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается она в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей.

Одно из первых упоминаний Димитриевской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее. В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры первой половины XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую». В уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии».Димитриевская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято­Троицкой лавры от 1645 г. и в сводном уставе Свято­Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей (начало XVII в).

Вне монастырей Димитриевскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике московского Успенского собора под 23 октября содержится следующая запись второй половины XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает панихида по всех православних христианех».

В XVII в. Димитриевская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве (8 сентября 1380 года). Так, в Синодике XVII в. выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы блгв. кн. Димитрием Донским.

Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что благоверный князь обращался к преподобному Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его». Но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой.

Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX столетии. Святитель Филарет Московский писал в письме к А.Н. Муравьеву от 26 ноября 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».

В XIX веке мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 августа 1903 года был издан императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество на поле брани живот свой положившим».

Об установлении благоверным князем Димитрием Димитриевской родительской субботы упоминается в ряде учебных пособий XIX–XX вв. по литургике (дисциплина, преподаваемая в духовных учебных заведениях). В них говорится, что по возвращении с поля брани великий князь Димитрий Донской посетил Троице­Сергиеву обитель. В этой же обители было совершено поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси, по сути, вселенским днем поминовения. С тех пор в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского на Руси повсеместно стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Устав богослужения этой родительской субботы в письменных памятниках встречается крайне редко, обычно упоминается только панихида накануне. В Обиходнике XVII в. предписывается: «А тропари говорити на часех и на заутрени святому», что указывает на службу с «Бог Господь». Таким образом, согласно этому Обиходнику, поминовение усопших было ограничено панихидой.

В «Богослужебных указаниях», издававшихся Московской Патриархией в 50­х гг. XX в., на Димитриевскую субботу определено совершать такую службу, как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских суббот. В современной традиции Русской Православной Церкви в Димитриевскую родительскую субботу совершается заупокойная служба согласно 13­й главе Типикона (о службе с «Аллилуия» в субботу).

 

О церковном поминовении в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса (последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, на которой испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов) посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке пишутся имена поминаемых в родительном падеже, причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, протоиерея Александра, монахини Нины, Андрея). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канун кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

 

Зачем приносят еду на канун?

Приносить продукты в храм – «на канун» – это древняя практика совершения общего поминовения усопших. По традиции, прихожане храма собирали большой общий стол для того, чтобы всем вместе вспомнить близких их сердцу умерших людей. Сейчас продукты, которые верующие приносят и кладут на специальный столик, идут потом на нужды прихода и на помощь малоимущим людям, которых приход опекает.

Мне кажется, это добрый обычай – помогать нуждающимся или облегчать бремя людей, которые служат в храме (конечно, это не только священнослужители, но и все те, кто помогает в доме Божием). Принося продукты в храм, мы и служим ближнему, и поминаем наших усопших.

 

Как проводить день поминовения усопших?

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в храмах и на кладбищах служат панихиды или заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы. В этот день, как и в другие родительские дни, православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру. Православная Церковь называет всех усопших – «родителями», потому как они уже не принадлежат нашему миру, а относятся к «роду отцов», а потому нужно благоговеть к их памяти.

Суббота – этот день недели с ветхозаветных времен является днем покоя и призван символически отражать состояние душ умерших, которые ожидают Всеобщего воскресения мертвых. «Ведь воскресением Христовым преодолена смерть, – рассуждает митрополит Антоний Сурожский, – она побеждена, потому что благодаря воскресению Христову мы знаем, что смерть – не последнее слово, и что мы призваны восстать и жить. Смерть также поражена победой Христа, поправшего ад, потому что самый ужасный аспект смерти в представлении ветхозаветного народа израильского был в том, что отделенность от Бога, которую принесла с собой смерть, стала окончательной, непреодолимой… Воскресением Христа, Его сошествием во ад, в глубины адовы, этому был положен конец. Есть разлука на земле, есть горечь разлуки, но нет в смерти разлучения с Богом. Напротив, смерть –момент, путь, через который, как бы мы ни были отделены, как бы несовершенно ни было наше единение с Богом, мы предстаем пред Его Лицом. Бог – Спаситель мира. Он не раз говорил: Я пришел не судить мир, но спасти мир... Мы предстаем перед Тем, Кто есть Спасение».

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые календарные дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках и всех наших знакомых. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Но наши умершие близкие ожидают от нас не только молитвы о них. Те из них, кто получили милость от Бога, ждут, чтобы и мы вошли в их радость. А те, кто лишился ее, знают, каково отвечать за свою жизнь перед Богом, и желают нам быть готовыми к этому. Это требует от нас всежизненного христианского подвига: «Где сокровище наше, там и сердце наше будет» (Мф.6:21).

Великий подвижник веры и благочестия святитель Игнатий (Брянчанинов), согласуясь с общим эсхатологическим учением Православной Церкви, говорил: «Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку – тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе».

Совершая достойную память нашим почившим сродникам и всем православным христианам, будем молиться о них, следуя за Христом через исполнение Его святых заповедей о любви к Богу и ближним (как живым, так и усопшим).

Священник Максим КАРТУЕСОВ

В основе публикации –
статья в журнале Калужской епархии
«Православный христианин»


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.