При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Жизнь и смерть. Перед употреблением проконсультируйтесь

31.10.2018

56754.jpg

Поздняя осень – время желтых листьев на земле и желтых… тыкв, зияющих леденящими кровь улыбками. Не только в западных странах, но уже и у нас, кажется, люди считают «своим» потусторонний праздник Хэллоуин. Что значат страшноватые ритуалы этого праздника – невинные шалости с запретной в большинстве культуры темой смерти или заключение пакта с главным противником человека?

 

Время постоянно меняется, и каждая эпоха постепенно, буквально год за годом, привносит в нашу жизнь всё новые памятные даты. Так случилось, что самое начало XXI века ознаменовалось для многих из нас воспоминаниями о трагических датах в нашей истории – и давней, и совсем ещё близкой. С сожалением приходиться констатировать тот факт, что чем больше существует человечество на этой земле, тем больше не только развивается наука и техника, но и изменяется отношение людей к основополагающим постулатам, на которых когда-то созидалась не только наша жизнь, но и жизнь многих предыдущих поколений.

 

Наши предки всегда отчётливо понимали, ощущали, очерчивали и охраняли границы своей культуры, границы веры, границы человечности. Постепенно изменялась наша самоидентификация, трансформировалась наша культура, изменялось отношение к вере и безверию, но всегда старались наши предки сохранить между собой человеческие отношения. Даже в эпоху тоталитаризма среди угроз, запретов, ограничений всегда существовало общечеловеческое милосердие, межнациональная дружба, неограниченные любовь и забота, разграничение жизнеутверждающих истин и смертоносных заблуждений. Но, время идёт, и, к сожалению, всё чаще мы говорим об условиях, при которых черное можно назвать тёмно-белым.

Мы становимся свидетелями попытки размывания ценностных ориентиров у людей всех поколений, особенно же у людей совсем юных. Кто усердствует в этом направлении? Думаю, это очень серьезный вопрос, заслуживающий очень подробного рассмотрения. Но сейчас хотелось бы остановиться на том, что всё это происходит при нашем если не одобрении, то молчаливом бездействии. «Что нам лезть в дела молодёжи? Сами пусть разбираются!» – лозунг, поднятый на штандарты многими родителями, психологами, педагогами.

Только вот потом, когда мы сталкиваемся с последствиями такого, прямо скажем, попустительства эти же люди начинают грозно кричать, что их детей к отвратительным, ужасным и хамским поступкам подтолкнули… и тут всем знакомые три привычных варианта: власть, общество и жизнь. Простите, тут же возникают вопросы: а вы, дорогие родители, где были, когда этот выдуманный вами же «змейгорыныч», видимо, насильно и с особым усердием разрушал неокрепшие души ваших детей? Что вы лично сделали, чтобы сохранить душу своего ребенка? Готовы ли вы противостать чему угодно ради своего любимого чада? Прислушивались ли вы к голосам родственников, друзей, коллег, когда они в один голос твердили вам о пагубном воздействии того или иного явления на ещё неокрепшего вашего ребенка?

Ещё до рождения нашего любимого малыша мы вынуждены слушать лавину советов о том, «как правильно…», «как не надо…» и «даже не вздумай». Чтобы выбраться невредимыми всей семьёй из всего этого бурлящего потока мыслей и умозаключений, приходиться самим выбирать то направление течения, которое нам кажется наиболее спокойным и постоянным. Мы ищем, как нам кажется, правильный путь и спустя какое-то время научаемся отвергать все попадающиеся нам по жизненной дороге неверные указатели.

Наше чадо быстро вырастает, и мы отдаём его в детский сад. Это, наверное, один из самых первых тревожных и серьезных шагов для молодой семьи: мы обдуманно доверяем своего ребенка незнакомым людям на весь день! Конечно, этому предшествует поиск садика, хоть в какой-то мере отвечающего нашим требованиям. Ну, а если выбора нет? Если наш ребенок попадает в тот детский сад, в который просто-напросто удалось попасть? Тогда родители пытаются узнать как можно больше информации о этом учреждении, о его педагогах и т.д. Но есть то, что мы, кажется, не в силах контролировать. Это \занятия, мероприятия, игры и праздники, которыми целый день живёт наш ребенок. Но ведь все эти методики прошли проверку, скажете Вы и, в общем-то, не ошибётесь. Только вот вопрос, следует ли безоговорочно доверять детсадовским программам?

Время движется вперед, и вместе с изменениями методик воспитания в программы детсадов проникают и «новые праздники». Так уж получается, что наше общество (а точнее мы, обычные граждане), желая быть мультикультурными, стали заимствовать и копировать все веяния западной культуры, не давая им какой-либо оценки. И все к этому привыкли и вроде бы «на ура» воспринимают новенькие праздники, только вот Церковь в лице священнослужителей, пастырей и мирян продолжает время от времени вроде как пытаться отвратить народ от этого веселья. «Но почему, – скажете вы, – мой ребенок не должен веселиться с своими сверстниками в радостный октябрьский праздник с весёлой атрибутикой? Почему какие-то мракобесы решили вдруг народу запретить веселье в радостный праздник Хэллоуин?»

Хочется, пожалуй, начать с того, что мы не можем запрещать или разрешать кому бы то ни было что-то праздновать – Церковь может лишь предостеречь своих чад от участия в каких-либо празднествах. ПРЕДОСТЕРЕЧЬ! Запомните, пожалуйста, это слово. Если кто-либо из нас приходит к врачу, то желает получить консультацию о состоянии своего здоровья, а не перечень разрешений и запретов. Любой медик скажет вам, что все выписанные рецепты и сказанные врачом слова – это добрые советы и предостережения, которым можно следовать или нет. «Следуйте, пожалуйста, моим рекомендациям!» – говорят нам люди в белых халатах, и мы следуем, потому что хотим исправить состояние своего здоровья, или проще говоря, не хотим приближаться к смерти. И вот Церковь предостерегает нас: «Дорогие! Не вредите своей душе! Соблюдайте заповеди! Не участвуйте в делах тьмы, потому что этим приближаетесь к смерти не только душевной, но и телесной!» А как реагируем мы? Следуем советам Церкви?

До сих пор многие не знают, что пресловутый «праздник» Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало нового года, да и новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью – в ночь на 1 ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как повелителя смерти. В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения «князю тьмы и смерти». Друиды верили: если Самхаин останется доволен жертвенными воздаяниями, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Кельтские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах», ибо это есть прямое выражение идолопоклонничества, измена Богу.

Святые отцы раннехристианской Церкви старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех святых. От названия этого праздника и происходит слово Halloween – то есть Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E’En». К сожалению, по невежеству людей языческое празднество, отмечаемое на Западе в один день с христианским праздником Всех святых, стали ошибочно называть Halloween.

И вот снова повсеместно висит реклама с черепами и тыквами о «радостных» празднествах и снова молодёжь спешит «приодеться» к веселью. И вновь только Православная Церковь год от года не перестаёт предостерегать всех о пагубности этих «плясок на костях»! Но современный человек порой не считает для себя зазорным объявить все советы и рекомендации Церкви «пустой чепухой» и спешит скорее на праздник. К кому спешишь, дорогой мой современник? К кому ты хочешь привести в Хэллоуин своих детей? Когда-то давно Антон Ла Вей, основатель «Церкви сатаны», сказал: «Я рад, что родители-христиане позволили своим детям поклоняться дьяволу хотя бы одну ночь в году. Добро пожаловать на Хэллоуин».

Мы так легки на подъем, когда речь идет о том, чтобы броситься и чтить дьявола во многих отношениях. Мы не видим вреда в Хэллоуине, потому что считаем, что это весело. Мы разрисовываем лица, надеваем «невинные костюмы». Мы думаем, что если не совершаем каких-либо демонических ритуалов или человеческих жертвоприношений, то находимся в безопасности. Но вы посвятили себя и своих детей празднованию праздника дьявола! Вы только что заключили пакт с противником и уже пожертвовали своими детьми духовно, одевая их в костюмы Хэллоуина и изменяя их идентичность.

Прошло шестнадцать лет с того момента, как специалисты Российской академии образования, Государственного НИИ семьи и воспитания, занятые научными исследованиями, разработкой содержания и методов воспитания в системе образования, в том числе гражданского и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, категорически рекомендовали органам управления образованием не только воздержаться от использования мероприятий Хэллоуина в воспитательной деятельности образовательных учреждений, но и «принять все необходимые организационные меры для недопущения их проведения в образовательных учреждениях по инициативе отдельных педагогов и руководителей образования с одновременным разъяснением учащимся и педагогам негативных последствий празднования дня Хэллоуина для духовно-нравственного развития детей и молодежи, приобщения их к ценностям национальной и мировой культуры, социализации в современном российском обществе».

Больше десяти лет назад кандидат педагогических наук И.В. Метлик в своем «Заключении о мероприятиях Хэллоуина (Halloween) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» писал: «Мероприятия Хэллоуина демонстративно направлены на пропаганду насилия, зла, что угрожает жизни и здоровью детей и взрослых. По сообщениям средств массовой информации, специфический рост актов насилия и вандализма, прежде всего в молодежной среде, отмечается именно во время проведения мероприятий Хэллоуина. Идеи и представления религиозного сатанизма, выражающиеся в моральной распущенности, символическом почитании зла, злых духов, в кровавых ритуалах, воспитывающих невосприимчивость человека к страданиям других людей, пропаганде насилия, отказа от принятых в обществе нравственных норм, не являются общечеловеческими ценностями, противоречат общечеловеческой морали, целям и задачам воспитательной деятельности в системе образования. Результатом проведения мероприятий Хэллоуина является пропаганда и распространение среди детей и взрослых асоциальных и антигуманных взглядов, способных провоцировать агрессивность в подростковой среде, девиантное поведение, понижение интереса школьников к учебе, психологические проблемы и психические расстройства, дискредитация авторитета педагогов, конфликтные ситуации педагогов с родителями (законными представителями) учащихся. Об этом свидетельствуют социально-психологические последствия мероприятий Хэллоуина, проведенных в некоторых московских школах».

Но время идёт и, кажется, что наше общество уже совсем доверилось и привыкло к демоническому празднику. Только всё же находятся в нашем мире люди, предостерегающие о последствиях подобного праздника. Поступать нам или нет согласно их рекомендациям – только наш выбор, но он определяющий…ЖИЗНЕННО важный!

Юрий КИЩУК

Иллюстрации из открытых источников


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Наименование: АНО "Делай благо"
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971
ОГРН 1027700067328 БИК 044525593
корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.