При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Выделяясь из толпы

11.10.2018

6758.jpg

Современный человек все чаще стремится каким-то образом «выделиться из толпы». И нередко для достижения этой цели мы избираем сомнительные средства: кто-то хвалится огромной татуировкой, свидетельствующей, по его мнению, о состоятельности, красоте и чувстве художественного вкуса обладателя, другой хвалится тем, что может любого человека «поставить на место», – как ему кажется, в этом сила характера его выдающейся личности. Мы все чаще со стороны напоминаем заигравшихся детей, которые в процессе игры вдруг начинают хвалиться тем, что не просто недостойно, но прямо-таки постыдно.

 

«Как же ужасно ведут себя подростки!», – восклицают порой «в сердцах» люди старшего поколения. В такие моменты хочется тут же сказать таким людям: «Позвольте, но ведь это ваши дети/внуки! Вы воспитали их подобным образом! Вы были для них примером! Как видно, не очень хорошим». У каждого из нас возникает момент, когда мы уже не подчинены воле родителей, когда вольны выбирать себе одежду, спутника жизни, и образ этой самой жизни. Зачастую в это время мы формируем то, как дальше будет строиться наша жизнь на протяжении многих лет. Мы обретаем семью, и вот уже наш ребенок, смотря на нас, берет за образец наше поведение и «транслирует» его миру. Наши дети, наши подростки, наша молодежь – это люди, которые выросли на примере нашей жизни, стремятся к нашим «идеалам» и наравне с нами борются с выдуманными «комплексами», стремясь, как и мы, «выбраться из серой массы».

Задавали ли вы себе когда-либо два, как мне кажется, очень важных вопроса: а из какой серой массы всю жизнь стремимся мы выбраться, и туда ли мы выбираемся? Множество рассказов, пьес, фильмов построено на сюжете о том, как яркий и жизнерадостный человек пытается изменить серый мир вокруг себя. Эти произведения по своему действию зачастую отличаются лишь набором средств, которыми пользуется главный герой. Заканчивается подобное повествование всегда позитивным и ярким действом, в которое вовлечена масса народа. Думаю, многим из нас очень нравятся подобные позитивные «иллюстрации из жизни», именно потому, что мы сами пытаемся порой «вырваться за грань». Только туда ли вырываемся?

«Молодежь вольна делать, что захочет и не надо ее ограничивать! Их дело – как они хотят развлекаться», – то и дело доносится очередное заявление модного популярного спикера с экранов телевизоров, планшетов и телефонов. И вдруг во всеобщем поддерживающем ликовании еле слышно, но все же доносится порой одинокий голос человека, рискнувшего пойти против модных направлений, тенденций, трендов и т.д. Конечно, это мнение, возможно, будет услышано и понято не многими – единицами, да и даже в своей среде найдутся люди, которые покрутят у виска, давая оценку подобному заявлению, но именно это мнение, способно остановить захлестывающую наш мир волну вседозволенности и беспринципной свободы! А потом, спустя время, кто-то из представителей тогдашней молодежи вспомнит это событие и по-другому посмотрит на него…

Время идет, но ничего не меняется. Сотни, тысячи лет одни люди выделяются из толпы своими экстравагантными и дерзкими поступками, а другие – своей чистой и целомудренной жизнью. И те, и другие становятся примерами для подражания. Правда, многие их этих примеров нами забыты за давностью лет или же попросту из-за нерадения и лени.

tbm_02.jpg975 лет – столько времени прошло со времени преставления удивительного святого, неизвестного многим, противоставшего богатству, греху, общественному мнению, «выделившемуся из толпы» и отстоявшему веру во Христа и целомудрие.

Преподобный Моисей Угрин, память которого празднуется 11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, по происхождению венгр, был братом преподобного Ефрема Новоторжского и Георгия. Вместе с ними он поступил на службу к святому благоверному князю Борису. После убийства в 1015 году на реке Альте святого Бориса, вместе с которым погиб и Георгий, святой Моисей бежал и скрывался в Киеве у Предславы, сестры князя Ярослава. В 1018 году, когда польский король Болеслав захватил Киев, святой Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.

Высокий и стройный красавец, святой Моисей обратил на себя внимание одной богатой польки-вдовы, которая загорелась к нему страстным желанием и захотела сделать своим мужем, выкупив из плена. Святой Моисей решительно отказался менять плен на рабство у женщины. Его давнишней мечтой было принять Ангельский образ. Однако, несмотря на отказ, полька купила пленника. Она пыталась всячески совратить юношу, но тот предпочитал муки голода пышным пирам. Тогда полька стала возить святого Моисея по своим землям, думая, что тот прельстится властью и богатством. Святой Моисей сказал ей, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и станет иноком.

Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество. Полька приказала растянуть инока на земле и бить его палками так, чтобы земля напиталась кровью. Она добилась разрешения у Болеслава делать с пленником все, что угодно. Бесстыдная женщина однажды велела насильно положить святого Моисея с собой на постель, целовала и обнимала его, но и этим ничего не добилась. Святой Моисей сказал: «Я из страха Божия гнушаюсь тобой как нечистой». Услышав такое, она велела давать святому каждый день по сто ударов, а потом оскопить его.

Вскоре Болеслав воздвиг гонение на всех иноков в стране. Однако его постигла внезапная смерть. В тех землях поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова, державшая в плену святого Моисея. Оправившись от ран, преподобный пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей. Один брат, одержимый нечистой страстью, пришел к преподобному Моисею и молил его помочь ему, говоря: «Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне». Святой сказал: «Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори». Брат обещал исполнить совет преподобного. У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить из-за полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата, и тотчас тот был избавлен от искушения.

Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре десять лет, скончался около 1043 года и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.

Прошла почти тысяча лет. Изменилось многое, но в то же время ничего не изменилось. Мы так же, как и наши предки, живем в постоянной борьбе со своими страстями, то побеждая, а то поддаваясь искушениям. Мы по-прежнему, влекомые духом гордости, стремимся «выделиться из толпы», порой не замечая, как наравне с Святополком становимся «окаянными», готовыми убить, уничтожить и стереть с лица земли своих братьев и сестер. Но уникальность наша может быть в нашем стремлении к добродетели, в любви к своим ближним, в прощении и братолюбии. Как жаль, что мы редко вспоминаем об этом…

Юрий КИЩУК


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Наименование: АНО "Делай благо"
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971
ОГРН 1027700067328 БИК 044525593
корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.