Постное поминовение

25.03.2016

zMkvwQlpQrw_595.jpg

Святая Церковь в период Великого поста установила несколько дней особого поминовения усопших. В канун второй, третьей и четвертой субботы Четыредесятницы совершается парастас – последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Почему именно в Великий пост Церковь уделяет такое внимание поминовению усопших православных христиан? Чтобы это понять, необходимо обратиться к символическому смыслу богослужебной практики в этот период времени.

Почти каждый христианин знает, что субботний день посвящается молитвенному воспоминанию усопших; в недельном богослужебном круге в этот день Церковь также чтит память всех святых. В сознании членов древней Церкви это было одним воспоминанием, потому что усопшие члены Церкви естественно становились гражданами Церкви Торжествующей, то есть святыми. В связи с этим субботняя практика поминовения усопших была тесно связана с воскресным днем, поскольку, умирая для этой жизни, святые пребывают в надежде всеобщего воскресения. Таким образом, субботнее поминовение усопших связано не с мрачным настроением, как это часто воспринимается современным человеком, но имеет в себе начаток воскресной радости, приближающейся Пасхи.

Сугубое поминовение усопших в период Великого поста становится естественным, так как предшествует встрече Воскресшего Спасителя, даровавшего каждому отшедшему в вечность надежду воскресения.

Существует ошибочное мнение, что воскресный день в Новом Завете заменил ветхозаветный субботний день. Да, для ветхозаветного человека суббота была днем особым, освященным Самим Господом: «... и благословил Бог седьмой день и освятил его, потому что в этот день Он отдохнул от всех дел Своих» (Быт. 2. 3). Для христианина же главным днем недели становится воскресенье. Но суббота в Новом Завете не утратила своего значения. Она приобретает новый смысл в свете Воскресения Христова – становится днем, предшествующим дню воскресному, а, как известно, воскресению предшествует смерть, блаженный покой. Вместе с тем смерть для верующего человека ‒ не пессимистическое событие, не конец всего. Она является шагом на пути к воскресению. В Новом Завете, таким образом, суббота и воскресенье становятся неразрывно связанными.

В церковном богослужебном календаре существует две особые субботы года – Великая (Преблагословенная) и Лазарева, которые придают новозаветный смысл этому дню. Воскрешение Лазаря как событие, предобразующее всеобщее воскресение, хорошо отражено в словах тропаря праздника: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Утреня, совершаемая в Лазареву субботу, содержит несколько воскресных текстов – тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения. Сам смысл празднуемого события в Лазареву субботу – воскрешение «друга Господня» также отражает связь субботы и воскресенья.

Ярчайший пример связи субботнего и воскресного дня, смерти и Воскресения присутствует в богослужении и смысловом значении Великой (Преблагословенной) субботы. Этот день наполнен непременным предвкушением Пасхи. Как при сотворении мира Господь почил в седьмой день от всех дел Своих, назвав его субботой, так и при совершении дела Спасения Господь Иисус Христос в седьмой день – субботний ‒ «уснул животоестественным и спасительным сном». Но смерть Христова неотделима от Его славного Воскресения. События Великой субботы неотделимы от Победы над смертью, и только в этой Победе они приобретают свой смысл.

Таким образом, в период Великого поста, во время подготовки к светлому празднику Воскресения Христова, Церковь сугубо молится о тех, кто переживает субботний период своего бытия, пребывает в блаженном покое и чает дня Воскресного.

Еще одной причиной установления в период Великого поста особых дней поминовения усопших служит отсутствие Божественной литургии в седмичные дни. За Божественной литургией Церковь молится об упокоении своих чад, от века усопших. Чтобы не оставить умерших православных христиан без поминовения, в богослужебный Устав вводятся особые дни поминовения усопших.

Ольга ТРОИЦКАЯ,
ответственный секретарь
информационно-издательского отдела Пермской епархии

Иллюстрация сайта Татарстанской митрополии


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.