Иоанн Креститель в работах живописцев

20.01.2016

23135.jpg

Величайший святой Иоанн Креститель занимает особое место в христианстве.  Иконография его образа сложна и многообразна. Интересно сопоставить и сравнить некоторые сюжеты из жизни Иоанна, которые были созданы русскими и западными мастерами.

В Евангелии говорится, что родителями Иоанна Предтечи были первосвященник Захария и его жена Елисавета, долгое время, до преклонных лет, остававшиеся бездетными. Однажды Захарии явился Ангел и сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет перед Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1. 13-17).

Елисавета приходилась тетей Деве Марии и родила Иоанна за шесть месяцев до рождения Иисуса Христа. Во время устроенного царем Иродом избиения младенцев Иоанн чудесно был спасен своей матерью. По молитве Елисаветы перед ней раскрылась гора, скрыв ее с младенцем от погони воинов Ирода. Как гласит евангельский текст, младенец «возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». (Лк. 1. 80)

Рис.1.png

Одной из любимых тем испанского живописца Бартоломео Мурильо (1618-1682) была тема детства. Поэтому он создал такой проникновенный и эмоциональный образ в картине «Cвятой Иоанн Креститель в детстве» (1665, холст, масло, 121x99, Музей Прадо, Мадрид, Испания). Зритель угадывает святого в простом мальчике с босыми ножками по его атрибутам: в руке он держит длинный тонкий крест из тростника с посланием, а рядом изображена овечка – Агнец Божий, символ Иисуса. Характерная барочная композиция, выстроенная по диагонали, несколько театрализованные жесты, тяжелые плотные облака создают ощущение духовной силы и напряжения. Детская духовность, которую поэтизирует Мурильо, является очень важной частью христианской религии. Человек в молитве ищет утешение. В творчестве Мурильо присутствует эта поэтика умиления и утешения.

В европейской традиции был широко распространен сюжет «Святое семейство», где ребенком часто изображён Иоанн. Эту иконографию избирает Русский Рафаэль, как называли Алексея Егорова (1776–1851) современники за мягкость стиля, любовь к плавным, округлым очертаниям фигур, за склонность к идеализирующей манере. В картине «Богоматерь с Христом и Иоанном Крестителем» (1813, холст, масло, 33х22,5, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) прослеживается влияние эпохи Ренессанса. Егоров написал прекрасный образ Пречистой Девы Марии, на коленях которой сидит младенец Иисус, взрослый и серьезный не по годам. Художник создает атмосферу таинства, торжественного момента. Иисус Христос благословляет Иоанна Крестителя, находящегося в молитвенной позе перед Христом. Художник воспевает образ ласковой и нежной матери, оберегающей свое дитя. Алексей Егоров рано остался сиротой, поэтому в этом сюжете кроется личное чувство художника к матери. Небольшой формат, централизованная композиция, мягкая и плавная моделировка светотени создают камерность происходящего и усиливают личное восприятие сюжета.

Рис. 2.png

Интересно сравнить картину Русского Рафаэля с произведением урбинского Рафаэля Санти (1483-1520) «Мадонна в зелени» (1506, дерево, масло, 113х88, Музей истории искусств, Вена, Австрия). Картина была написана для ближайшего друга Рафаэля Таддео Таддеи. В 1773 году владельцы картины, члены императорской династии Габсбургов, перевезли её в Бельведерский дворец. По этой причине «Мадонну в зелени» иногда именуют «Мадонной Бельведерской». Рафаэль избирает уравновешенную пирамидальную композицию, как у Леонардо, придавая ей идиллическую безмятежность. Мадонна наделена идеальной красотой, плавными и женственными очертаниями фигуры, умиротворенными спокойным внутренним состоянием. Художник совершенно воспевает тему светлой и безмятежной материнской любви. Дева Мария поддерживает ребенка Иисуса и нежно смотрит на мальчика Иоанна Крестителя. Иоанн признал Христа Мессией и почитал его как Искупителя уже в детском возрасте, поэтому Рафаэль представляет мальчика Христа принимающим крест от Иоанна. Мягкий лиризм созданных образов усиливается уже испытанным у Рафаэля мотивом — развернутым пейзажным фоном. Безмятежный открытый пейзаж с искристым зеркальным озером, с красивыми застывшими облаками усиливает гармоничное и идиллическое содержание картины.

Рис. 3.png

Однако Иоанн Креститель ассоциируется с совершенно иным пейзажем: с пустыней. Пустыня как место уединения и трудных духовных подвигов пребывавшего в ней пророка. В иконописи это один из самых известных и сильных образов Иоанна. Сюжет иконы «Иоанн Предтеча в пустыне» (первая треть XVII века, Нижний Новгород, дерево, темпера, 59,8х49,8, Музей русской иконы, Москва) восходит к евангельскому рассказу (Лк. 3. 2–20, Мф. 3. 1–4) о принятии Иоанном Предтечей божественного дара пророчества.

Традиционная лаконичная сцена в безжизненной пустыни представлена как сложная символическая композиция,  восходящая к редкому иконографическому изводу. Пророк Иоанн указывает на Дискос с Младенцем Христом, который символизирует невинную Жертву. Христос представлен на иконе не только в виде Бога предвечного, но и в образе уже воплощенного и пострадавшего. За спиной Предтечи возвышаются многочисленные городские постройки окруженного стеной Иерусалима – с храмами, палатами, колокольнями, а внизу простирается река Иордан, обычно представляемая безжизненной и бесплодной. Пустыня приобрела образ процветающего сада с диковинными деревьями и разнообразными тварями, которые мирно уживаются друг с другом. Важную роль в создании художественного образа имеет теплый золотисто-охристый колорит. Полупрозрачная многослойная живопись создает эффект мягкого золотистого свечения и мерцающей игры красок. Мастер стремился передать духовную высоту пророка, передать зримо невидимое преображение духа.

Рис. 4.png

Совершенно иной образ Иоанна Крестителя создал нидерландский художник Гертген Тот Синт Янс (1460—1465 до 1495)  в картине «Иоанн Креститель в пустыне» (1490-95, дерево, масло, 42x28, Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия). Это произведение отличается тонким нежным просветленным лиризмом. Иоанн сидит на камне на берегу ручья, который змейкой вьется между невысоких холмов. В голубой дымке дальнего плана виднеются белые башенки Иерусалима. Ясный и спокойный пейзаж пронизан мягкими лучами золотистого солнца. Природа является тем местом, где Иоанн обретает самого себя. Он погружен в глубокое раздумье и здесь свободно протекает его духовная жизнь. Удивительно найдена поза Иоанна, подпершего рукой голову, для выражения состояния полной отрешенности от внешнего мира и погруженности в свой внутренний мир. Очень понятное и близкое любому человеку состояние душевной погруженности в себя. Иоанн предстает перед нами простым человеком с трогательно поджатыми босыми ногами. Рядом с ним сидит грациозный агнец с нимбом. Единство с природой достигается благодаря сгармонизированному колориту. Живописно выписанная драпировка холодного синего тона утонченно сочетается с коричневым оттенком простой грубой ткани. Художник создал в образе Иоанна символ доброты, милосердия, человечности, беззащитности,  красоты и покоя.

Рис. 5.png

Своей жизнью в пустыне Иоанн, питающийся акридами и диким медом, одетый в одежду из верблюжьего волоса, напоминал ветхозаветного пророка-отшельника Илию. Страстной, как проповедь Илии, была и его проповедь. Но иной, новый, «новозаветный» смысл наполнял ее. Прежде всего, Иоанн проповедовал покаяние в грехах, говоря, что приближается царствие небесное, что если дерево не приносит добрых плодов, его срубают, а топоры уже лежат при корне. Приходящий к нему народ Иоанн крестил в знак очищения в водах Иордана, пророчествуя, что за ним идет тот, кто сильнее его, кто крестить будет не водой, а огнем и духом, у кого недостоин он «развязать ремня сандалии». Гневно обрушивался в своей проповеди Иоанн на фарисеев за их надменность своей праведностью.

Значимая для русского искусства картина Александра Иванова  (1806-1858) «Явление Христа народу» (1837—1857, холст, масло, 540×750, Государственная Третьяковская галерея, Москва) соединяет два мотива: пророчество Иоанна Предтечи и Явление Христа. Художник раскрывает многозначность события, мы видим историю мира через символические смыслы. В пустыне на берегу Иордана Иоанн Креститель проповедует перед народом, пришедшим к нему креститься во имя Того, Которого еще никто из них не видел. В первом появлении перед народом Иисуса Христа художник увидел узловой момент всемирной истории, поскольку в нём заключено начало духовного преображения человечества. В соединении пророчества Иоанна Предтечи и Явления Христа – открывалась многозначность евангельского события: покаяние и пробуждение нового нравственного чувства, первый эмоциональный отклик на давно ожидаемое чудо, робость перед величием происходящего, готовность одних и нежелание других принять Истину.

Разная реакция людей (всматривание, дрожание, поднимание, погруженность в себя) открывает зрителям духовные категории – веры, сомнения, надежды, страха Божьего. «Из евангельских мест взято самое труднейшее для исполнения, доселе ещё не бранное никем из художников…», – писал Н.В.Гоголь в статье об Иванове. Здесь и будущие ученики Спасителя, и Его противники, последователи и гонители. Следуя классическому принципу, художник располагает участников сцены вдоль картинной плоскости, уравновешивая фланги и акцентируя фигуру проповедующего Иоанна Крестителя, который указывает народу на идущего вдали Христа, тем самым направляя внимание зрителя к смысловому центру композиции. Это движение поддерживается и многократно повторяется поворотами, взглядами персонажей туда, куда указывает Предтеча. Бледное, исхудалое лицо Предтечи, его огненный взор и страстные речи, все движения этой прекрасной, величественной фигуры потрясают присутствующих и страхом, и надеждой. На Иоанне Крестителе короткая одежда из верблюжьего волоса, опоясанная кожаным поясом, сзади с плеч спадает желтоватая мантия. Своими духовными очами Иоанн Предтеча прозревает идущего вдали по береговой возвышенности Мессию¹.

рис 6.jpg

Похожая картина встречается у итальянского художника эпохи барокко Джованни Батиста Гаулли (1639-1709). «Проповедь Иоанна Крестителя» (1690, масло, холст, 181x172, Музей Лувр, Париж, Франция) создана в период творческого расцвета живописца. Иоанн Креститель изображен во время своей проповеди и является центром композиции. Собравшиеся люди внимают пророчествам, у них общее настроение и состояние. В этой работе есть некоторое композиционное сходство с картиной «Явление Христа народу», однако идея совершенно иная. На первый план выходит художественное мастерство, а не содержание. Сложная многофигурная композиция, виртуозная декоративная роспись, ощущение иррационального порыва, театральность образов увлекают зрителя своей внешней красотой. Иоанн Креститель изображен на сцене, он проповедник, возвышающийся над толпой.

Рис. 7.png

Проповедь Иоанна Крестителя была решительной и имела два аспекта: сотериологический (сотериология — учение о спасении через Иисуса Христа), то есть призыв к покаянию, и эсхатологический — возвещение о том, что приблизилось Царство Небесное.  Проповедь Иоанна Предтечи, как гласит Евангелие, становится причиной его смерти. В своих речах он обличает правителя Ирода (наследника того Ирода, который устроил избиение младенцев) за то, что он взял в жены жену своего брата Иродиаду. Ирод сажает Иоанна в темницу, но казнить его боится, так как Иоанна глубоко чтит народ. Тогда Иродиада уговаривает свою дочь Саломею, падчерицу Ирода, плясать перед царем на пиру и попросить в награду за пляску голову Иоанна Предтечи.

Мастер исторических полотен Василий Суриков  (1848 – 1916) написал полотно «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде»  (1872, холст, масло, 89x71, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).  Эту сцену художник сводит до двух главных фигур злодейства и преступления. Кровожадное, не человеческое лицо Иродиады оттенено багряным фоном. Саломея не разделяет ее настроения, она будто смутно начинает осознавать произошедшее. Художник делает акцент не на ужасе и страхе кончины Иоанна, а скорее на бесчеловечном, безнравственном и страшном поступке Иродиады. Она становится воплощением кровожадности и греховности и не осознает своего греха.

Рис. 8.png

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) для изображения сюжета усекновения главы Иоанна Предтечи избирает пышный момент, характерный для его художественного стиля –  «Пир Ирода» (1633, холст, масло, 208х264, Национальная галерея, Эдинбург, Шотландия). Саломея приносит голову Крестителя на закрытом блюде, только перед царем открывая его, так что Рубенс достигает эффекта внезапности. Оттого гости и слуги так сильно поражены и силятся рассмотреть, что там показывает Саломея - им плохо видно из-за ее спины. Если бы она вошла в зал с открытой головой Крестителя, ее появление такого эффекта бы не произвело. Все знают, что за обещание дал Ирод, но одно дело знать о приказе, другое – видеть его результат. Ирод одной рукой смял белоснежную скатерть, что является символом поругания, другой рукой поддерживает голову в знак задумчивости и огорчения. «И опечалился царь» (Мф. 14. 9), не желавший доводить дело до казни, но опечалился только сейчас, когда увидел, что приказание выполнено. Грустно лишь ему, все остальные участники либо удивлены, либо веселы. В особенности Иродиада, которая берет блюдо одной рукой, другой же целит вилку в голову Крестителя, словно это еще одно блюдо. Всем своим видом она стремится показать, что именно этого желала и теперь воспринимает случившееся как нечто само собой разумеющееся. Однако Иродиада смотрит изучающе на царя, не решаясь сразу вонзать свое орудие в голову, ждет, что скажет Ирод. В сравнении с ней Саломея неподвижна и лишена внешних эмоций. Она стала орудием интриги, и все же Саломея одета в роскошное платье символического алого цвета и является центральной фигурой. Контраст праздничного торжества и совершенного злодеяния усиливает трагедию бездуховности общества.

рис 9.jpg

Трудно переоценить влияние личности Иоанна Крестителя на художников разных эпох.  Твердость характера и высокая нравственность сопутствовали всей жизни Иоанна. Он был соучастником страданий Христовых. Все последователи Христа будут носить венец жертвенности. «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29). Из всех благословений, какие только Небо может даровать людям, соучастие страданиям Христовым является наивысшим выражением доверия и высокой честью.

Любовь ПАНФИЛОВА,
искусствовед

 _____

¹Степанова С. Сюжет всемирный: Явление Мессии Александра Иванова//Наука и религия/2012. Вып. 1.


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.