Святитель Николай с гостеприимной русской душой

18.12.2015

IMG_0068.jpg

Известная православная шутка про «божественную троицу» – Спасителя, Богоматерь и Николу – не просто байка. В ней запечатлено народное почитание святителя Николая Чудотворца, которым преисполнено русское Православие. Изрядному угоднику Христову не только истово молились на Руси испокон веков, но уже с XI века пилигримы устремлялись к италийским брегам, в Бар-град, чтобы поклониться чудотворцу и получить его особое благословение. Прошли века, и сегодня в этом славном итальянском городе у паломников из Русской Православной Церкви есть возможность остановиться в родном доме, на русском подворье. Как организовать поездку сюда, чем живет приход подворья и чем интересно Православие католикам, в интервью интернет-порталу «Приходы» рассказывает настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей БОЙЦОВ.


Русское подворье в Бари – это центр русского Православия или русской культуры? Островок российского государства в итальянском портовом городе, прославленном святителем Николаем Чудотворцем? Как Вам и Вашим прихожанам, паломникам живется здесь?

– После договоренностей, достигнутых Президентом Российской Федерации В.В. Путиным с премьером Италии Сильвио Берлускони в 2007 году, уже к 2008 году специальная совместная комиссия составила документы, и были подписаны соглашения о передаче в собственность Российского государства зданий подворья в Бари, а также территории, на которой оно находится (примерно 0,7 га). Затем все было оформлено в безвозмездное пользование Московскому Патриархату. Символические ключи из рук Президента Итальянской Республики Джорджо Наполитано были вручены тогдашнему Президенту России Д.А. Медведеву в начале 2009 года. Однако итальянские учреждения, находившиеся в зданиях подворья, покинули их не сразу, лишь к концу 2011 года и к середине 2012 года. В январе 2012 года был подписан уже акт о передаче подворья де факто. Настоятель подворья в Бари – официальный представитель Московского Патриархата, ответственный за него и за его территорию.

1.png

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла здесь устроены кельи для русских паломников. Причем это не фешенебельные апартаменты, а бюджетный вариант, чтобы здесь могли останавливаться малоимущие паломники за минимальную цену. Состоятельные люди сами могут снять себе хорошую гостиницу, оплатить питание и иные расходы. Святейший Владыка озаботился, чтобы здесь у нас была трапезная с профессиональным пищеблоком, чтобы питание для паломников готовилось качественно. Таким образом, постояльцы нашего подворья экономят на питании (весь обед обходится в восемь-двенадцать евро, а за эти деньги в Италии нельзя даже съесть пиццу). Дом паломника официально открылся после реконструкции здания 22 мая 2014 года. Торжество возглавили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и губернатор Подмосковья А.Ю. Воробьев. Подворью на тот момент исполнился 101 год, потому что закладка камня была совершена здесь 22 мая 1913 года.

IMG_0047.jpg

Через сто с небольшим лет нам удалось наконец-то осуществить мечту нашего последнего императора, царя-страстотерпца Николая II, у которого была идея помочь в паломничестве бедным слоям населения – крестьянству, рабочим. С этой целью программа субсидировалась Императорским православным палестинским обществом. Известно, что в начале ХХ века из Одессы на специальном корабле в Святую Землю, к святыням Греции, на Афон и к италийскому берегу возили до 20 тысяч паломников в год. 

IMG_9957.jpg

Из-за революционных событий подворью в Бари тогда не суждено было стать русским центром для пилигримов, и Русская Православная Церковь утратила права собственности на это здание и территорию.

 Подворье вообще не функционировало до революции?

– Тогда здесь подворьем занимался и управлял князь Жевахов. Ему пришлось столкнуться со многими трудностями, и он с ними справлялся: устраивал на подворье госпиталь для раненых военных в годы Первой мировой войны, затем – гостиницу. Сохранились документы того времени, свидетельствующие об этом. Однако к 1936 году, к сожалению, Императорским православным палестинским обществом право собственности было утрачено, здания и территория перешли во владение местного муниципалитета. Однако приход на этом месте был сохранен, он находился в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви. За всю историю здесь несли служение четырнадцать священников.

IMG_9962.jpg

Богослужения совершались в нижнем храме во имя святителя Спиридона Тримифунтского, верхний же храм к тому времени довершен не был. Только после Второй мировой войны были собраны необходимые суммы всей эмигрантской диаспорой первой волны, и в 1955 году верхний храм был освящен. Над иконостасом для него работал театральный художник Бенуа с супругой, тоже эмигрировавшими после революции. Ими написано две фрески.

Где сейчас этот иконостас?

– Он демонтирован, так как сейчас в верхнем храме идут ремонтные работы. Мы хотим сделать этот исторический иконостас частью музея подворья, над экспозицией которого мы сейчас работаем.

4.png

А как группе паломников из России сегодня приехать в Бари и остановиться на подворье? Что нужно для этого сделать?

– Вскоре после своего назначения сюда я озаботился созданием сайта подворья, через который можно бронировать места в доме паломника. Большую часть времени года у нас всегда есть свободные кельи. Но некоторые периоды – вблизи зимних и весенних дней памяти святителя Николая Чудотворца – сразу ощущается их нехватка. Вот почему я рекомендовал бы бронировать кельи за два-три месяца.

IMG_9873.jpg

Есть ли возможность всех разместить именно в праздничные дни? Или вы помогаете найти недорогую гостиницу где-то в городе?

– Можем, конечно, оказать такую помощь, а также помочь с трансфером и с гидами. Пока при подворье не действует туристическое агентство в полном смысле этого слова, так как значительное время сотрудникам приходится уделять вопросам строительства, реконструкции, юридическому оформлению документов, связанных с функционированием подворья. Но со временем мы хотим организовать такое агентство, вероятно, даже с филиалом в Москве. Мы активно сотрудничаем с российскими паломническими службами, а также с греческими компаниями.

IMG_9824.jpg

Сейчас мы единовременно можем разместить до 70 паломников. А вот, скажем, в мае 2015 года в день памяти святителя Николая в Бари прибыло около четырех тысяч человек, и это только те данные, что насчитала охрана подворья. Столько человек приложилось к мощам с 7:30 утра до позднего вечера.

IMG_9983.jpg

В эти дни открывается крипта, и любой человек, приезжающий в Бари...

– Понимаете, дело в том, что крипта у католиков всегда открыта с восьми утра до половины девятого вечера, и к мощам можно подойти в частном порядке. Решетка будет закрыта, но прикоснуться рукой к гробнице не возбраняется. Можно постоять или посидеть здесь же и помолиться святителю – никто вас не будет прогонять.

10.png

Каждый четверг в базилике клириками подворья совершается Божественная литургия. С 1 июня до 15 октября, в пик туристического сезона, нами получено разрешение на служение второй литургии по вторникам. Таким образом, летом и осенью русские паломники могут побывать в крипте на литургии и по вторникам и четвергам приобщиться Святых Христовых Таин. По субботам мы служим молебен и панихиду. Начало богослужений – в 10:30.

IMG_9518.jpg

Русское подворье в Бари – место специфическое, через которое проходят тысячи паломников. А существует ли здесь община? Можно ли подворье назвать полноценным приходом?

– Наверное, полноценным нельзя. Община есть, но она очень маленькая. Ввиду тех задач, которые я поставил: организация дома паломников, реставрационные работы. Немаловажен и контингент, проживающий в Бари, – гастарбайтеры Белоруссии, России, немножко Украины, Грузии. Хотя у грузин есть свой приход, но некоторые предпочитают ходить в наш храм. Молдавия частично. Это люди, трудящиеся по специфическому рабочему графику. Подчас прихожане работают целыми днями и могут выбираться в церковь только часа на два. В таких условиях построить общину священнику сложно. Кроме того, здесь очень мало экономически независимых людей хотя бы среднего класса.

3.png

Подворье взаимодействует с местной ассоциацией соотечественников. Нами организована школа, в которой учатся, в основном, дети из смешанных семей (чаще всего, отец – итальянец, женившийся на русской, белорусской или украинской женщине). Матери отдают чад в нашу школу, чтобы дети знали русский язык, русскую литературу, изучали географию и историю России. Здесь же им преподаются иконопись, пение.

IMG_9949.jpg

Это воскресная школа?

– Дети ходят в нее на неделе, потому что воскресенье для итальянцев – это день определенных традиций: воскресного обеда, воскресных встреч в кругу семьи, манкировать которыми не дозволяется. Редко какой итальянский муж в воскресенье жену отпускает в храм. Только самым благочестивым и верующим женщинам удается расположить мужей к Православию и объяснить важность богослужений в русском храме. Буквально несколько пар, иногда с детьми, бывают по воскресеньям и причащают детей. Как правило, для наших женщин большая проблема, как оставаться практикующей христианкой и в церковной строгости воспитывать своих детей.

7.png

В этой русской школе учатся бесплатно или платно?

– Ассоциация соотечественников взимает с родителей небольшую сумму в пользу оплаты труда преподавателей. Стоимость по итальянским меркам символическая – около 50 евро. Также школу поддерживает подворье, мы находим благотворителей, чтобы дети дополнительно изучали пение и иконопись.

Выдаются ли какие-либо свидетельства по окончании школы?

– Да, это учебное заведение сертифицировано, а преподаватели регулярно повышают свою квалификацию. Не так давно одна из учительниц признана лучшей по программе преподавания русского языка в Италии. Выпускники получают документ о среднем образовании.

6.png

Удается ли детям участвовать в богослужебной жизни подворья?

– Из-за «воскресной проблемы» итальянских семей уже сам факт обучения ребенка в нашей школе – в известной степени подвиг. Детей сюда привозят несколько раз в неделю, некоторые добираются издалека, и если на обучение мужья еще соглашаются, то на третий, воскресный, день отъезда из дома идут крайне неохотно. Но мы стараемся общаться с детьми на церковные темы, совершаем в праздники молебны, ведем беседы.

IMG_0064.jpg

Получается, что подворье Русской Православной Церкви в Бари – настоящий центр встречи соотечественников в этой части Итальянской Республики. Как Вы считаете, на что нужно ориентироваться в деле развития программ по окормлению соотечественников за рубежом?

– Направления могут быть самые разные – от лекций и чтений, например, Кирилло-Мефодиевских, до епархиальных собраний и межвузовских конференций. Надеюсь, этому в ближайшее время будут способствовать не только инициативы людей, но и помещения, в которых мы трудимся, ведь подворье – это красивая территория с необычным зданием древнерусского стиля, построенным по проекту архитектора Щусева. Однако все-таки все программы держатся на людях. И их нам очень не хватает…

IMG_0018.jpg

Через местный комитет по туризму мы распространили информацию о том, что подворье готово принимать и проводить экскурсии для всех желающих, для групп из школ, университетов, иных учебных заведений, в том числе для католических семинаристов. Мы открыты для общества и развития культурных связей между нашими соотечественниками и итальянским народом.

IMG_0035.jpg

Подворье в Бари – это олицетворение уникальной русской судьбы XX века. Устроенное одной государственной властью, еле сохранившееся без всякого попечения со стороны отечественных властей потом, и вот – нынешнее возрождение по воле нового российского государства…

– Да, в 1911 году император Николай поручил Императорскому православному палестинскому обществу озаботиться приемом на италийском берегу русских паломников, он же произвел первый персональный взнос в десять тысяч рублей.

IMG_9626.jpg

Известно, что пилигримы стали стекаться в Бари уже сразу после перенесения в этот город мощей святителя Николая Чудотворца, в XI веке. Конечно, документальных свидетельств у нас не сохранилось, но разрозненные бумаги XVI века о посещении этих мест русскими паломниками в базилике можно найти. И затем, с каждым веком, число богомольцев только увеличивалось. Известно, что решетки перед спудом с мощами не было, и есть свидетельства людей XIX столетия, описывающие, как они «заглядывали в это окошко, и было особым знамением, если косточку увидишь». А ведь мощи находятся намного ниже, приблизительно в 60 см глубиной и в темноте. 

IMG_9439.jpg

Паломник-писатель А.Н. Муравьев повествует, что у паломников было особое поверье «об окошке и мощах» как знаке особого благоволения. Однако, не препятствуя поклоняться мощам, католики не разрешали здесь служить литургию и даже молебен. Православные молись у мощей частным образом. То есть паломнический подвиг не был полным, не было возможности здесь исповедоваться, причаститься. Русская церковь здесь очень была нужна.

IMG_9384.jpg

И решить эту проблему без государственного вмешательства было нельзя?

– Да, государи заботились о своих подданных. Так, в Палестине были выкуплены участки, где создали инфраструктуру для русских паломников. Это укрепляло благочестие в народе. Здесь, в Бари, мы тоже видим заботу правителей. Но несмотря на то, что инициатива эта была «сверху», народ всегда активно помогал. Сюда была протоптана многовековая тропа. Муравьев пишет, что он видел женщин-паломниц из Саратова. Представьте себе, в XIX-то веке. Путешествие было длительным, и они несли с собой и зимнее, и летнее платье, продукты, сухари. Так люди паломничали…

IMG_0099.jpg

А чем сегодня помогает государство?

– Очень дорогостоящий ремонт частично покрывается за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации. Ведь подворье – собственность России. Но какую-то часть нахожу уже через благотворителей я.

IMG_9513.jpg

Если брать самые популярные точки заграничного паломничества для русских людей, на каком месте будет стоять Бари после Святой Земли?

– Конечно, очень почитаем Афон. Но туда не пускают женщин. Очень популярны маршруты посещения святынь Греции... Бари, как мне кажется, занимает второе, максимум, третье место по интенсивности приезда паломников из России.

IMG_9444.jpg

Если приезжать в Бари, где еще можно побывать, помимо базилики святителя Николая Чудотворца?

– В наших краях можно прожить не меньше недели! Нужно помнить, что и Калабрия, и Апулия были местом пустынножительства православных отшельников. Особенно в период иконоборчества сюда бежали, спасая иконы, многие монашеские общины. Здесь очень много пещерных монастырей, особенно в Матере. Сотни пещерных подземных церквей, келий. В некоторых я совершал богослужения с паломническими группами, иногда с прихожанами. Кроме того, в 40 километрах от Бари есть город Монополи, в котором пребывают древние святыни. Например, икона Божией Матери византийского письма XI века, приплывшая, по преданию, сюда на плоту. Этот образ очень похож на Тихвинскую икону Царицы Небесной, и у нас даже возникла идея установления побратимства между Монополи и Тихвином.

IMG_0055.jpg

К «русскому миру» в Италии относятся приветливо?

– Экономически. Понимают, что паломники и туристы влияют благотворно на местный финансовый климат.

IMG_9800.jpg

Насколько Православие органично католической Италии, центру католицизма? Как Православию здесь живется?

   – Когда задают такие вопросы, мне всегда вспоминается Розанов, который сидел на ступенях Кёльнского собора и плакал. Православие и католицизм – просто разные религии. С одной стороны, у нас много схожего – в стремлении к благочестию, к почитанию святынь, в значении для христианина Евхаристии. Но им совершенно неведомо понятие духовной брани. Помню, меня это поразило, когда я впервые был в Италии молодым сотрудником Отдела внешних церковных связей вместе с делегацией русских монашествующих. Когда в беседах с францисканцами, пригласившими нас, речь шла о строительстве, воссоздании обителей, противоречий не было. Но как только заходил разговор о подвигах, возникало непонимание. «Что, какие искушения? У нас этого нет», – говорили католические монахини. Выходит, монастырь – это некий клуб по интересам, где собрались единомышленники, не более.

IMG_9623.jpg

Между нами нет противоречия, мы просто разные. Итальянский народ очень благочестив. Когда идешь по Бари в рясе, с крестом, многие католики подходят, кланяются, просят благословения, целуют крест, оказывают знаки уважения. Здесь присутствует здоровый клерикализм. Однако при этом видишь, что в Италии христианство очень сильно выхолощено, нет традиции, за которой кроется глубина и смысл.

14.png

Выхолощено больше, чем в российских регионах?

– Я говорю не о тех, кто в храм не ходит, будь то в итальянской провинции или в российском регионе. Различие среди тех, кто посещает католические мессы и православные богослужения.

9.png

То есть в Италии можно быть практикующим католиком и при этом совершать аборт, условно говоря? То есть откровенно нарушать заповеди? Или как?

– Мне много исповедовалось церковных православных женщин, которые делали аборт, и для меня это до сих пор тяжелая рана на сердце. Но думаю, что у них больше женщин через это прошло. Формализм выхолащивает верующих – как мирян, так и духовенство. И Православие может помочь людям начать глубинный путь в христианство.

Беседовали Елена ЖОСУЛ и Евгения ЖУКОВСКАЯ

Мультимедийный проект #ЕЖЖихи


Фотографии Марии Темновой

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.