Во имя друга Христова

04.04.2015 990.jpg

Главным храмом, посвященным святому Лазарю Четверодневному, можно назвать церковь в кипрском городе Ларнаке, где находится гробница человека, которого Христос в Евангелии назвал Своим другом (см. Ин. 11. 11). А сколько Лазаревских церквей есть в России?

Статистика

На российской земле насчитывается около тридцати храмов, часовен или приделов, посвященных святому Лазарю Четверодневному.

Они есть Архангельской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курской,  Ленинградской, Московской,  Новгородской, Оренбургской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Ярославской областях, Пермском и Ставропольском краях, Ханты-Мансийском автономном округе, Первопрестольном граде Москве и в северной столице – Санкт-Петербурге. Интернет-каталог православной архитектуры «Соборы.ру» насчитывает 23 церкви, три часовни и пять приделов во имя святого Лазаря.

Монастырские церкви

В их числе – церкви в прославленных монашеских обителях: Свято-Троицкой Александро-Невской лавре и Успенском Псково-Печерском монастыре.

Александро-Невская лавра1.jpg

Лазаревская усыпальница − небольшая каменная церковь («палатка») в составе ансамбля Александро-Невской лавры − была построена в 1717 году за алтарем деревянного Благовещенского храма для погребения царевны Натальи Алексеевны, любимой сестры императора Петра I  (в 1723 ее прах перенесен в каменную Благовещенскую усыпальницу). В  конце XVIII столетия Лазаревская церковь была расширена, в 1835-1836 гг. − полностью перестроена. В те времена она была семейной усыпальницей графов Шереметевых.

В послереволюционном 1923 году здание передали  обществу «Старый Петербург», а с 1932 года храм входил в состав Музея-некрополя; сюда перенесли  ряд надгробий из Федоровской и Духовской церквей лавры. Ныне в Лазаревской усыпальнице насчитывается более 80 надгробных памятников и плит. Среди похороненных здесь − бывшая крепостная актриса П.И. Ковалева-Жемчугова (в замужестве − графиня Шереметева), ее супруг граф Н.П. Шереметев, «Арап Петра Великого» и двоюродный дед Пушкина И.А. Ганнибал, государственные деятели А.С. Шишков, В.П. Кочубей, Д.В. Дашков, Л.А. Перовский и другие

Псково-Печерский монастырь.jpg

В Псково-Печерском монастыре Лазаревская церковь была построена на нижней площади обители между 1792 и 1800 годами при архимандрите Петре (Можайском). При ней ранее была монастырская больница. Это двухэтажный одноглавый храм на подклете, он увенчан пышной барочной главой на граненом барабане с постаментом. Нижняя часть главы окрашена в синий цвет с накладными позолоченными звездами, верхняя − позолочена.

Придел, освященный во имя святого Лазаря Четверодневного, есть также в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме.

Древнейший храм

Наверное, самым древним в нашей стране храмом во имя этого святого была деревянная церковь Воскрешения праведного Лазаря на территории Московского Кремля. В 1394 году по заказу вдовы великого князя Димитрия Донского княгини Евдокии на этом месте была построена каменная церковь Рождества Богородицы, что на Сенях, с приделом во имя святого Лазаря.

Храм расписали Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. В 1479 году, возможно из-за пожара, верх здания обвалился, но вскоре церковь была восстановлена. Алевиз Новый, возводя новый каменный великокняжеский дворец, перестроил в 1514 году и церковь Рождества Богородицы. Сохранив древний храм в качестве подклета, архитектор надстроил его в уровне жилого яруса дворца. В надстройке разместился главный престол, а подклет был отведен Лазаревскому, ранее располагавшемуся при алтаре.

Рождества Богородицы на Сенях1.jpg

В 1681−1684 годах при царе Федоре Алексеевиче храм был кардинально перестроен. Он был заменен одноглавой церковью с прямоугольным алтарем и трапезной палатой с западной стороны. Лазаревский придел при этом совсем убрали. В 1838 году при строительстве Большого Кремлевского дворца восстановили придельную церковь Лазаря в древнем подклете.

Кладбищенские храмы

«Общее воскресение прежде Своея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже», − поет сегодня Церковь, вспоминая, как Спаситель вернул от смерти к жизни Своего друга, умершего за четыре дня до этого и уже погребенного.

Неудивительно потому, что по большей части посвященные святому Лазарю храмы строили при кладбищах. И ныне в действующих некрополях можно увидеть старинные или построенные уже в наше время церкви и часовни.

Божье место и Божье дело

Особым кладбищенским храмом была ярославская церковь в честь Владимирской иконы Богоматери на Божедомке. Этот храм с приделом во имя праведного Лазаря был построен в 1670−1678 годах на восточной городской окраине, служившей местом захоронения бездомных, бродяг, неизвестных, безымянных. Там выкапывалась большая яма, в которую в течение года закапывали неопознанные и невостребованные трупы умерших и погибших людей. Раз в год, перед праздником Светлого Христова Воскресения, на место погребения приходил крестный ход, и священнослужители совершали общее отпевание  всех, кто за это время обрел здесь свое последнее пристанище – «дом Божий». Отсюда и название местности. Ныне храм не действует.

Постройка эта крайне нетипична для зодчества конца XVII века: вопреки запрету патриарха Никона на строительство подобных сооружений храм получил трехшатровое завершение. Считается, что это последний трехшатровый храм в истории русского зодчества.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке.jpg

Ради «Божьего дела» создавались богадельни. При открытой в 1872 году в Тамбове городской богадельне была устроена и освящена домовая церковь во имя праведного Лазаря. Средство на обустройство храма собрали  горожане, свои жертвы присоединили почетные граждане города Н.М. Носов и М.С. Ашурков. Храм при богадельне представлял собой здание, завершенное двумя плоскими куполами. В церковной описи, составленной в декабре 1918 года, указывалось, что «купол храма расписан картинами из новозаветной истории с четырьмя евангелистами; в куполе шестнадцать рам». Храмовой иконой являлся образ Воскрешения Лазаря.

Церковь и богадельня содержались на проценты с капитала, положенного Н.М. Носовым в Тамбовский городской банк на вечные времена, а также на добровольные пожертвования жителей губернии.

Уже в наши дни домовую часовню освятили при другом социальном учреждении − железнодорожной больнице в Калуге.

Драгоценность Золотого кольца

Суздальская церковь святого Лазаря впервые упоминается уже в 1495 году в грамоте Ивана III в связи с передачей земли Спасо-Ефимьеву монастырю. Как почти все храмы Древней Руси, эта церковь изначально строилась деревянной и через какое-то время была разобрана по ветхости. На ее месте − на пути от торговой площади к Ризположенскому монастырю − была построена в 1667 году новая зимняя церковь, сохранившая свое посвящение святому праведному Лазарю.

Суздаль.jpg

Это первый пятиглавый храм в истории суздальского зодчества. Купола с нарядными световыми барабанами – одни из самых красивых в Суздале. В карнизе церкви впервые были применены изразцы, на каждом из фасадов – разные порталы. Каждая из главок поставлена на богато украшенные подковообразные кокошники. Еще одна особенность этой церкви − она двустолпная. Это позволило средневековым зодчим сделать все пять ее барабанов световыми, а значит очень светлой внутри.

Деревянное зодчество

До нашего времени сохранился и деревянный храм святого праведного Лазаря Четверодневного. Обшитая тесом деревянная церковь в деревне Медлеша Шенкурского района Архангельской области – один из образцов деревянного зодчества Северной Руси. Основной объем - неравногранный в плане восьмерик с главкой, с алтарем, боковыми притворами, небольшой трапезной и колокольней.

Медлеша.jpg

Впрочем, говорить о том, что церковь сохранилась, можно только условно: построенная на средства прихожан в конце XIX века, сейчас она требует срочной консервации, чтобы сохранить хотя бы то, что осталось. Закрытая в 30-х годах, она очень пострадала как от времени, так и от недобрых людей.

Медлеша1.jpg

Уже в наши дни, в 1997 году, был построен еще один деревянный храм святого Лазаря − он расположен в скиту  Лазаревского женского монастыря в селе Гаревка, что в Пермском крае. При обители существует приют для девочек, действуют воскресная школа, библиотека.

Русский храм за пределами России

ЕНебольшой храм во имя праведного Лазаря Четверодневного был построен на русском участке Центрального кладбища Вены в 1895 году. Для строительства храма использовались средства, собранные протоиереем Михаилом Фёдоровичем Раевским, который был настоятелем русской посольской церкви с 1842 года. Сбор средств был начат на строительство большого каменного храма, но смерть настоятеля в мае 1884 года не позволила ему осуществить свой замысел. По всей видимости, собранных им средств хватило лишь на этот небольшой кладбищенский храм. Тем не менее, позднее, в 1899 году в Вене был построен и большой каменный собор.

Вена.jpg

К концу 90-х годов XX века храм святого Лазаря пришёл в аварийное состояние. В 2004−2006 годах проведены реставрационные работы, и 12 октября 2006 года было совершено повторное освящение храма, в котором принял участие митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне – Патриарх Московский и всея Руси).

Подборку подготовила
Наталия АЛЕКСАНДРОВА


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Наименование: АНО "Делай благо"
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971
ОГРН 1027700067328 БИК 044525593
корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.