Богоявление для Церкви

19.01.2015

Bogoyavlenie_1.jpg

После праздника Рождества Христова и святочного периода следует Крещение Господне, отмечаемое 6 января (19 – по новому стилю) и установленное в честь описанного в евангельском тексте Крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время Крещения, согласно всем четырём Евангелиям, на Спасителя сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим был Голос с Неба, который провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Так явилась Пресвятая Троица: Бог-Отец в виде голоса, Бог-Сын – воплотившийся Христос, Бог-Дух в виде сходящего голубя. Вот почему другое и более древнее название этого праздника – Богоявление.

Праздники Богоявления и Рождества Христова, соединенные святками, составляют как бы одно большое торжество. Чествование Богоявления восходит к апостольским временам. В «Постановлениях Апостольских» говорится: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Многие святые отцы IV века, например, такие как Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский оставили нам свои богословско-назидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления.

Празднования же Рождества Христова изначально не было совсем, что, видимо, связано с обычаем иудеев не отмечать свои дни рождения. Потом Рождество начали вспоминать в праздник Богоявления как событие, в котором выражается Божественное достоинство Иисуса Христа, пришествие Бога на Землю для спасения всех людей. Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день – 6 января по старому стилю под одним названием Богоявления.

Отделение праздника Рождества Христова произошло в IV веке. Днём празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали рождение солнца. Церковь же прославила родившегося на земле Христа – Солнце правды, Солнце бессмертное, дающего истинный Свет. Наиболее раннее известие об этом празднике относится к 354 году. Доказательством того, что празднование Рождества Христова и Богоявления было в один день служит совершенное сходство структуры богослужения этих праздников.

Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море. 1854. Чернецов Никанор

Церковь начинает подготавливать верующих к празднику Крещения Господня особыми стихирами, тропарями и канонами почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова. Следуя от Вифлеема к Иордану, Церковь призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает». В ближайшие субботу и воскресенье перед Крещением полагаются по уставу особые Апостол и Евангелие, посвященные наступающему празднику. Накануне праздника совершаются великие (царские) часы, литургия Василия Великого и всенощное бдение, начинающееся великим повечерием. Если сочельник попадает на субботу или воскресенье, то великие часы совершаются в пятницу и литургии в эту пятницу не бывает, литургия же Василия Великого переносится на день праздника.

В сочельник Богоявления, как и в сочельник Рождества Христова, предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи разрешается один раз после освящения воды. Если сочельник попадает на субботу или воскресенье, пост не такой строгий.

Особенность праздника Крещения Господня составляют два великих водоосвящения, называемые так в противовес малому, которое может совершаться в любое другое время. Одно бывает накануне праздника, а другое — в самый день праздника, в конце Божественной литургии. В древности освящение воды в Крещенский сочельник совершалось для крещения оглашенных, но впоследствии, когда эта практика утратилась, Церковь установила освящать воду в сочельник в воспоминание Крещения Господня.

По определению Большого Московского собора 1666-1667 годов великое освящение воды накануне праздника Крещения Господня совершается в храме, а в самый праздник, если есть возможность, предписывалось выходить на реки и источники и совершать освящение воды в проруби, куда для этой цели должен проследовать торжественный крестный ход. Эта традиция происходит от древнего обыкновения иерусалимских христиан в день Богоявления выходить на Иордан и здесь вспоминать Крещение Спасителя. Поэтому и сегодня Богоявленский крестный ход, с пением праздничных стихов, называется шествием на Иордан:

Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи Владыку зря крещаема.

Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещения прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче.

Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень. Пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха: видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

Антон Овсянников

Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв на водоосвящение написал святитель Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное устройство чина относится святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому. На чине освящения в паремиях вспоминаются пророчества Ветхого Завета, связанные с Крещением, а также само событие, описанное в Апостоле и Евангелии.

В освятительной молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов. Священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию» и при каждом возглашении благословляет рукой воду. Потом он три раза крестообразно погружает в воду Честной Крест при пении тропаря: «Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе». После этого кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Bogoyavlenie_3.jpg

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой — великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют большое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится: «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим…, и на всяку пользу изрядну (сильную)».

В прошениях ектении и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией для всех, кто принимает эту Святыню. Святость воды проявляется еще и в том, что она длительное время сохраняется свежей. Святитель Иоанн Златоуст говорит в беседе на Крещение Господне: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому [эта] вода в существе своем не портится от продолжения времени…». Крещенскую воду принимают только натощак как великую святыню.

диакон Максим ТОГУБИЦКИЙ

фотографии Патриаршей пресс-службы и из архива автора


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.