Катехизис политической веры

31.12.2014

Chernigovskiy_polk.jpg

Утром 31 декабря 1825 года перед строем восставших солдат Черниговского полка была прочитана написанная С.И.Муравьёвым-Апостолом и М.П.Бестужевым-Рюминым революционная прокламация «Православный катехизис», призывавшая к вооружённому выступлению против царя и всех власть имущих. Но какое отношение это сочинение имеет к настоящему катехизису? Не пытались ли его создатели-декабристы, как и многих их последователи, использовать формы обрядности для пропаганды чуждых идей?

Если верующему человеку задать вопрос о катехизисе, то первым (и, скорее всего, единственным) будет назван «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви», составленный митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) и изданный в 1823 году. Однако катехизисы выпускал и его учитель митрополит Московский Платон (Левшин), а первым официальным катехизисом Православной Церкви был катехизис святителя Петра Могилы 1638 года, в котором обозначались отличия православия от протестантизма и католичества.

Буквально «катехизис» означает «наставление», «поучение». Это пособие для первоначального усвоения наиболее важных понятий и положений вероучения и церковной жизни. Катехизис предполагает краткость, ясность и однозначность изложения и, как правило, дается в форме вопросов и ответов. Такие издания существуют в рамках разных конфессий. Например, протестанты пользуются катехизисами, составленными Мартином Лютером еще в 1528 году. В католической литературе книги, предназначенные для обучения основам христианского вероучения, появились во второй половине XVI века. Самый новый «Катехизис Католической церкви» вышел совсем недавно, в 1994 году.

Вообще, термин «катехизис» использовался не только в вероисповедании. Так можно определить любое глубокое руководство, составленное по примеру вероисповедного документа. Первым нецерковным катехизисом был «Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов» И.В.Лопухина, созданный под влиянием бесед с митрополитом Платоном и опубликованный в 1798 году. Существует довольно много различных руководств, написанных в жанре катехизиса: «Дворовый Катехизис Русского человека», «Катехизис русского солдата», «Катехизис революционера».

И.С.Муравьёв-Апостол при участии М.П.Бестужева-Рюмина подготовил революционную прокламацию «Православный катехизис», призывавшую к вооружённому выступлению против царя и всех власть имущих. Этот катехизис был зачитан 31 декабря на соборной площади города Василькова перед строем восставших солдат Черниговского полка. Идея революционной пропаганды при помощи библейских текстов принадлежит именно Муравьеву-Апостолу. Данный катехизис не является вероучительным произведением в строгом смысле этого слова, а его переклички с произведениями митрополитов Платона и Филарета минимальны.

Sergei_Ivanovich_Muraviev-Apostol.jpg

Муравьев-Апостол дает христианское обоснование военному восстанию, организованному с целью свержения самодержавной власти. Вместе с тем, в тексте изложены обязанности воина по отношению к Богу и Отечеству. Для Муравьева-Апостола его катехизис был своеобразным исповеданием веры, выражением не только политических планов, но и практического христианства. Следует отметить, что социальная, а тем более политическая проекция христианства в русской религиозной мысли нового времени впервые возникла у масонов 1770-х годах. В рамках грандиозного просветительского новиковского кружка был поставлен вопрос о христианской политике как общественном деле, независимом от правительства.

Давайте детальнее рассмотрим «Православный катехизис» И.С.Муравьева-Апостола.

Во имя отца и сына и святого духа.

С этих слов в Церкви начинается проповедь священника. Видимо, декабрист использует их для того, чтобы придать своему катехизису сходство с церковной проповедью.

Вопрос. Для чего бог создал человека?

Ответ. Для того, чтобы он в него веровал, был свободен и счастлив.

В Священном Писании не встречается сочетания «свободен и счастлив». Но автор наверняка обратил внимание на слова апостола Павла: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1) и «К свободе призваны вы, братия...» (Гал.5:13).

Вопрос. Что значит веровать в бога?

Ответ. Бог наш Иисус Христос, сошедши на землю для спасения нас, оставил нам святое свое евангелие. Веровать в бога значит следовать во всем истинному смыслу начертанных в нем законов.

Вопрос. Что значит быть свободным и счастливым?

Ответ. Без свободы нет счастия. Святый апостол Павел говорит: ценою крови куплены есте, не будите раби человеком.

Здесь дается несколько измененная цитата из посланий апостола Павла: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23). Характерно, что апостол Павел говорит о «дорогой цене», а Муравьев-Апостол – о «цене крови», то есть распятого Иисуса Христа, что звучит эмоционально намного сильнее, особенно в контексте вооруженного восстания.

Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство несчастно?

Ответ. Оттого, что цари похитили у них свободу.

Ветхий Завет и Псалтирь, во множестве содержат тексты, обличающие беззаконных царей, но впрямую о «похищенной» царями свободе говорится лишь в восьмой главе первой книги Царств.

Вопрос. Стало быть, цари поступают вопреки воле божией?

Ответ. Да, конечно, бог наш рек: болий в вас да будет вам слуга, а цари тиранят только народ.

Это дословная цитата из Евангелия от Матфея: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:11-12). Муравьев-Апостол вообще часто использует в своем катехизисе двадцать третью главу Евангелия от Матфея, знаменитую своей резкость и критичностью по отношению к религиозной верхушке иудейского общества.

Вопрос. Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воле божией?

Ответ. Нет! Христос сказал: не можете богу работати и мамоне; оттого-то русский народ и русское воинство страдают, что покоряются царям.

Здесь приведена дословная цитата из Евангелия от Матфея: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24).

Вопрос. Что ж святый закон наш повелевает делать русскому народу и воинству?

Ответ. Раскаяться в долгом раболепствии и, ополчась против тиранства и нечестия, поклясться: да будет всем един царь на небеси и на земли – Иисус Христос.

В Евангелии таких слов нет, но сама идея второго пришествия и небесного суда, конечно, является одним из догматов христианства. Кроме того, здесь присутствует отсылка к одной из основных христианских молитв, наиболее привычных солдату – «Отче наш… да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».

Вопрос. Что может удержать от исполнения святого сего подвига?

Ответ. Ничто! Те, кои воспротивятся святому подвигу сему, суть предатели, богоотступники, продавшие души свои нечестию, и горе им, лицемерам, яко страшное наказание божие постигает их на сем свете и на том.

Слова «горе вам, лицемерам» неоднократно повторяются в двадцать третьей главе Евангелия от Матфея, когда Христос обличает фарисеев и саддукеев.

Вопрос. Каким же образом ополчиться всем чистым сердцем?

Ответ. Взять оружие и следовать смело за глаголющим во имя господне, помня слова спасителя нашего: блажени алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся, и, низложив неправду и нечестие тиранства, восстановить правление, сходное с законом божиим.

Здесь дословно цитируется знаменитая четвертая заповедь блаженств, которые в православной церкви поются за каждой литургией: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Далее идет прямая цитата из послания к римлянам апостола Павла: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18). Вообще, идея восстановления свободы в России преобладала у Н.М.Муравьева в его пропагандистском документе «Любопытный разговор». Он считал, что в древности свобода была представлена вечевыми порядками, позднее уничтоженными московскими князьями и самодержцами. Эта идея оказала огромное влияние на многих декабристов, в том числе и на И.С.Муравьева-Апостола. В «Любопытном разговоре» автор, используя выдержки из Евангелия и Библии, доказывал необходимость восстания против деспотизма.

Вопрос. Какое правление сходно с законом божиим?

Ответ. Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей.

Обычно полагают, что в данном случае Муравьев-Апостол перефразирует слова Ж.-Ж.Руссо «Человек рождается свободным» из первой главы трактата «Об общественном договоре». Однако мысль о том, что Бог создал всех людей равными впервые была сформулирована в книге Иова: «Не Он ли, который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе?» (Иов.31: 15).

Вопрос. Стало быть, бог не любит царей?

Ответ. Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснители народа, а бог есть человеколюбец. Да прочтет каждый желающий знать суд божий о царях, книги царств главу 8-ю: собрашася мужи израилевы и приидоша к Самуилу и рекоша ему: ныне постави над нами царя, да судит ны; и бысть лукав глагол сей пред очима Самуиловима, и помолися Самуил ко господу, и рече господь Самуилу: послушай ныне гласа людей, якоже глаголят тебе, яко ни тебе уничижиша, но мене уничижиша, яже не царствовати ми над ними, но возвестиши им правду цареву. И рече Самуил вся словеса господня к людям, просящим от него царя, и глаголя им: сие будет правда царева: сыны ваша возмет и дщери ваша возмет и земля ваша одесятствует, и вы будите ему раби и возопиете в день он от лица царя вашего, его же избрасте себе, и не услышит вас господь в день он, яко вы сами избрасте себе царя... и так избрание царя противно воле божией, яко един нага царь должен быть Иисус Христос.

Здесь можно увидеть явные переклички со словами «Любопытного разговора» Н.М.Муравьева: «Злая власть не может быть от бога». В данном ответе приведена дословная цитата из восьмой главы первой книги Царств. В библеистике это место часто приводится как классический пример противоречий Библии. Здесь соединены две линии предания: о посланном Богом монархе для избавления еврейского народа от врагов и о свойственных самодержавию злоупотреблениях.

Вопрос. Стало и присяга царям богопротивна?

Ответ. Да, богу противна. Цари предписывают принужденные присяги народу для губления его, не призывая всуе имени господня; господь же наш и спаситель Иисус Христос изрек: аз же глаголю вам, не клянитеся всяко, итак, всякая присяга человеку противна богу, яко надлежащей ему единому.

В данном ответе Муравьев-Апостол цитирует знаменитую Нагорную проповедь Христа: «А я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его… но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:34-37). Отрицательное отношение к клятве есть и в Ветхом Завете.

Вопрос. Отчего упоминают о царях в церквах?

Ответ. От нечистивого приказания их самих, для обмана народа, и ежечасным повторением царских имен оскверняют они службу божию вопреки спасителева веления: молящий неменьше глаголят, якоже язычники.

Эти слова взяты из Евангелия от Матфея: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф.6:7).

Вопрос. Что же, наконец, подобает делать христолюбивому российскому воинству?

Ответ. Для освобождения страждущих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христианского, помолясь теплою надеждою богу, поборающему по правде и, видимо покровительствующему уповающим твердо на него, ополчиться всем вместе против тиранства и восстановить веру и свободу в России. А кто отстанет, тот, яко Иуда предатель, будет анафема проклят. Аминь.

Идея о том, что Бог обязательно поможет тем, кто твердо верит в Него, сквозной нитью проходит через все Священное Писание. Особенно ярко и поэтически выражена она в псалмах пророка Давида. Убеждение в постоянной и неразрывной связи с Богом было очень характерно для религиозных чувств Муравьева-Апостола, который, бесспорно, ощущал себя харизматиком, «глаголавшим во имя Господне». Соединение веры и свободы в практическом действии – один из корневых вопросов Муравьева-Апостола, хотя для православной церковной традиции он не очень непривычен. На него с удивлением реагировали даже политические сторонники Муравьева-Апостола. Однако сам автор катехизиса призывал солдат служить за Бога и веру, для вольности, внушая им не признавать царя.

Декабрист считал, что простым солдатам нельзя открывать все замыслы и цели декабристов, так как они не в состоянии понять, что такое республиканское правление, равенство сословий, избрание чиновников. По его мнению, лучшим способом воздействия на солдат была апелляция к текстам Священного Писания, через это у простых людей можно возбудить фанатизм и внушить ненависть к правительству. Если русский солдат узнает о содержащемся в Библии прямом запрете от Бога избирать царей, то согласится поднять оружие против своего государя.

katekhithis.jpgВ отличие от сочинения С.И.Муравьева-Апостола, «Пространный христианский катехизис…» митрополита Филарета представляет собой обзор основных истин христианского учения в целом, без каких-то ни было уклонений в политику, в общественную жизнь. В нем излагается православный взгляд на Божественное Откровение, рассказывается о Священном Предании и Священном Писании, много внимания уделено христианским добродетелям, подробно рассматриваются Никео-Цареградский Символ веры, молитва «Отче наш», десять заповедей Божиих.

Д.С.Мережковский в своей книге «Революция и религия» трактует «Православный катехизис» С.И.Муравьева-Апостола как основание нового религиозно-общественного порядка, абсолютно противоположного всякому порядку государственному. Это голос, зовущий к утверждению «боговластия» не только в русском, но и во всемирном масштабе. При таком подходе христианские идеи катехизиса становятся внутренними и изначальными, а вытекающие из них революционные действия – внешними.

Воспитанные в христианской традиции декабристы по сути своей стали еретиками. Так, Муравьев-Апостол в своем катехизисе пытается при подражании форме вероучительных катехизисов наполнить содержание нужными ему идеями, сбивая тем самым с толку простых солдат, для которых Священное Писание, несомненно, было краеугольным камнем. Не похоже ли это на современные попытки сектантов обосновывать свои еретические идеи словами апостолов и пророков, вырывая фразы и предложения из контекста, из правильного святоотеческого толкования?

диакон Максим ТОГУБИЦКИЙ


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.