Проектостроение: не стоит сразу хватать сверху звезды

22.10.2018

678572.jpg

В ожидании открытия фестиваля «Артос», который в этот раз посвящен благотворительности, социальному служению и деятельности некоммерческих организаций, продолжаем разговор о том, насколько долгой может быть дорога от идеи до проекта, с какими проблемами можно столкнуться на этом пути, и какие ошибки делают новички. Сегодня на наши вопросы отвечает преподаватель кафедры филологии Московской духовной академии иерей Димитрий Барицкий.

 

Что нужно, чтобы хорошая идея превратилась в проект?

– По моему мнению, необходим заинтересованный человек, который будет эту идею двигать и для которого проект не будет чем-то, что сверху спустили, а он он должен это выполнить. В ином случае, по крайне мере, половина работы будет непродуктивной. Да и очень велик шанс, что сама идея провалится. Нужно, чтобы человек был увлечен. У меня железное убеждение: идея должна снизу созревать, а не сверху спускаться. По крайней мере, во всех проектах, которые я делал, у меня был личная заинтересованность.

Мне кажется, это очень важно. Вот, например, на приходе где-нибудь возникает идея у настоятеля или кого-то из прихожан: «А давайте организуем для деток скаутский лагерь». Но это означает, что инициатор должен сам быть вовлечен в это движение, заинтересован им, посвящать ему много времени. Это вообще должно быть его хобби, то, что он любит, – вот тогда, наверное, дело выгорит.

Что самое сложное в реализации уже придуманного проекта – собрать на него деньги, заинтересовать людей, привлечь исполнителей? Или, может быть, что-то еще?

– Я думаю, самым сложным, что вас ждет при реализации проекта, будет отчетность. Понятно, что привлечь спонсоров тоже не слишком легко, но отчетность – это вещь, которая просто убивает.

Поэтому при сборе средств на проект лучше, конечно, искать платформы, где отчетность минимальна, как например, на «Начинании». Понятно, что и суммы получалось собрать не очень большие – максимум 150 тысяч. Когда мы рассматривали возможность создания разных проектов, первое, что нас останавливало, – это бюрократия, и нередко мы отказывались от идеи, потому что, как говорится, игра не стоит свеч. Если ты просишь, к примеру, 500 тысяч, а тебе нужен целый штат сотрудников, которые бы тебе отчетность готовили, то эти 500 тысяч превращаются, скажем, в двести, а нервотрепки – еще на 400 тысяч у тебя. К этому нужно быть готовым: если у тебя серьезный проект, то потом замучаешься с бумажками.

От какой ошибки Вы могли бы предостеречь того, кто создает свой проект впервые?

– Не стоит сразу пытаться хватать сверху звезды. Если ты хочешь делать какой-то проект, у тебя уже какой-то задел должен быть, ты должен апробировать какие-то свои начинания, не обращаясь сначала к фондам, которые дают деньги.

Допустим, космос вам нравится, астрономией увлекаетесь – что же, давайте сразу собирать деньги на космический аппарат, чтобы полететь в космос? Сначала человек должен попробовать что-то без денег сделать.

К примеру, мы начинали туристический клуб у нас в академии следующим образом: просто было два человека, которые очень увлекались этой темой. Мы брали рюкзаки – два рюкзака у нас было – и отправлялись в походы. Через год появились единомышленники, да и база какая-то была собрана: кто-то подарил рюкзачок, кто-то – еще один, кто-то спальником поделился. Мы почувствовали уже какую-то силу, ощутили, что дело идет, и тогда решили на туристический клуб просить деньги.

С пустого начинать ни в коем случае нельзя, потому что однозначно прогоришь: проект провалится, завтра все разругаются, интерес пропадет... Так что нужен не только твой личный интерес, но и проверка идеи в деле.

Вот самое элементарное – это создание сайта. Скажем, есть образовательная организация. «А давайте создадим сайт», – звучит идея на собрании кафедры вуза. Все соглашаются, нанимают человека, какие-то деньги вкладывают… В результате месяц этот сайт работает, а потом глохнет, потому что нет контента, нет каких-то наработанных моделей. А правильней было бы, как мне кажется, поступить следующим образом: найти заинтересованного студента или другого человека и попробовать создать сайт на базе социальной сети – «В контакте» или «Фейсбука», например, где деньги не нужно вкладывать. Так можно проверить идею на живучесть – выживет она без денег или нет. Мне кажется, это очень важный момент, и ошибкой будет с пустого начинать.

Получается, проект «с нуля» точно не может быть успешным? А кому бы Вы могли порекомендовать: попробуй сделать проект? Это обязательно должен быть специалист или «любитель» в соответствующей области?

– Как минимум, это должен быть человек, который уже занимается каким-то своим делом, у него не столько должен быть опыт в сфере фандрайзинга, сколько заинтересованность в деле каком-то. Он должен иметь некоторую основу, на которую может опереться.

Ведь чтобы попросить о поддержке твоего начинания, нужно что-то людям показать, объяснить. Должна быть какая-то изюминка, а изюминка – это всегда что-то выстраданное. Повторю: нужна личная заинтересованность. Поэтому я очень скептически отношусь к идее создания проекта «с чистого листа» человеком, который не занимался никогда тем делом, на основе которого создается проект, – профессиональным менеджером. В итоге это выродится во что-то уродливое и развалится. Год-два профункционирует, а потом исчезнет.

У нас же должно быть что-то фундаментальное, долгоиграющее. Зачем на другое тратить свое время и чужие деньги?

Беседовала Наталия АЛЕКСАНДРОВА

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Возврат к списку

Яндекс.Метрика