Грешок, поросший мхом

14.11.2022

48-1-1075x806.jpg

Вы когда-нибудь задумывались о жизни вещей? Почему какими-то из них мы пользуемся долго и с любовью, «прикипаем», а другие не задерживаются в нашей жизни? У каждого из нас есть такие примеры: кто-то хранит любимую игрушку, подарок, воспоминания о котором приносят радость. Но речь не о такой, всем по-человечески понятной, привязанности. Есть болезненная любовь к вещам, которая, с точки зрения христианства, является греховной страстью. Где же эта грань между «пользоваться с удовольствием» многие годы и «возводить в культ»?

«Любить создание бессмысленное…»

С позиции христианства вещи должны служить людям, а не люди – вещам. Мшелоимство – слово, даже в среде глубоко верующих людей мало употребимое, кому-то, может, вовсе не знакомое. Между тем, это греховная страсть, разновидность страсти сребролюбия. Она проявляется в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, болезненное вещелюбие. В современном языке людей с такой склонностью называют шопоголиками. Виды мшелоимства разнообразны – от взяток вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до собирания хлама.

Протоиерей Сергий Правдолюбов так говорил о предмете нашего разговора: «Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного "замшелый" – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили "на черный день", старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного».

А вот что находим в наследии святого Тихона Задонского: «Великое безумие – любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может; и нам не подобает ее любить, но одного Бога, любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного.

…Если скажет кто, что, мол, создания все сотворены ради человека, – ему отвечаю:

Первое. Тем самым создания должны человеку служить и работать, а не человек созданиям; служит же им тот, кто к ним прилепляется сердцем и любовью.

Второе. Должно их употреблять, а не злоупотреблять ими, – употреблять умеренно, а не излишне, ради нужды, а не ради сладострастия.

Третье. Создания эти подобны неким следам и свидетельствам, по которым Создателя познаем и к Нему приходим: от создания познаем Создателя и Его учимся и убеждаемся любить, почитать, что такое дивное ради нас сотворил.

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает…»

Первые звоночки от Плюшкина

Собирание хлама – это заболевание, которое называется синдромом Плюшкина (по фамилии помещика из гоголевских «Мертвых душ»). Как и любое другое психическое расстройство, синдром имеет несколько стадий развития. На первой и относительно безобидной человек скупает разные вещи, которые, на его взгляд, могут когда-либо ему пригодиться в быту. Естественно, выбрасывать уже имеющиеся старые вещи он не торопится: пригодиться могут и они. На следующей стадии квартира начинает превращаться в свалку. В финальной стадии человек несет домой все, что попадается ему под руку: от старого матраса, найденного около помойки, до худой кастрюли, которую уже нельзя применить по назначению. В результате в квартире царит антисанитария, так как человек не выбрасывает не только предметы, но и продукты, которые гниют.

Плюшкин становится настоящей бедой не только для соседей, но и самого себя: меняется психологическое состояние, появляются раздражительность и агрессия, человек мало общается или полностью прекращает контакты с людьми. Люди с таким синдромом дорожат даже кожурой от апельсина и подозревают окружающих, что у него отберут «богатство». Вся жизнь концентрируется вокруг собранного хлама.

56745423131.jpg

Развитие синдрома могут спровоцировать тяжелые стрессовые ситуации, а также наличие других психических заболеваний – шизофрении, слабоумия, обсессивно-компульсивного расстройства и прочих. В группу риска также попадают подростки, пережившие психологическую травму. Вещи дают человеку иллюзию защищенности и безопасности. Первый «звоночек» синдрома Плюшкина – невозможность или неготовность расстаться со старой вещью или чрезмерная привязанность к вещам.

Мы расстраиваемся и ругаем себя из-за разбитой чашки, из-за прогоревшей по случайности кастрюли; сколько детей были наказаны за ненамеренную порчу не таких уж и значимых, «проходных» вещей. Но нельзя позволять им затмевать нашу реальную жизнь. Вещи созданы лишь для того, чтобы сделать ее более удобной и легкой.

А бывает, что хламом в доме дело не ограничивается и речь идет уже об интеллектуальном мшелоимстве. Это когда сознание человека захламлено всевозможными незначимыми случаями, которые произошли в течение жизни. Где отравился, с кем поссорился или помирился, кто что подумал – все это человек держит в своем сознании. И если накопленные Плюшкиным вещи можно убрать, то интеллектуальное мшелоимство разгрести без желания самого человека невозможно – он должен сам это осознать и избавляться от этого мусора.

Привычки поколений

Критикуя вещизм, важно учитывать время, в котором жили старшие поколения. Люди, пережившие Великую Отечественную войну, голод, стремились делать запасы продуктов и вещей. Потом эти привычки перешли к их детям. Во времена брежневского застоя преобладала боязнь дефицита, страх потери стабильности и погоня за мещанской роскошью – югославскими торшерами, румынскими мебельными «стенками» и чехословацкой посудой. В нулевых в России наблюдалась демонстративная роскошь среди обеспеченных слоев населения. Но простые люди тоже стремились покупать новые вещи, сохраняя старые телефоны, пальто и сумки, которые отслужили свой век.

В то же время в современной России уже стали моветоном пыльные «стенки», пластиковые цветы в вазочках, вязаные салфетки на телевизоре, пульт в целлофане и балкон с велосипедом и санками. Стал модным минимализм – избавление от лишних вещей, которые загромождают наше пространство. Однако пандемия коронавируса продемонстрировала, что к домашнему минимализму могут стремиться только те люди, которым не нужно беспокоиться из-за непредвиденных желаний или потребностей. Многие очистившие свое жилье по методу Мари Кондо (японская писательница, специалист по организации домашнего быта – прим.), начали жалеть об избавлении от некоторых вещей.

Психологи отмечают, что во многих случаях люди, которые с трудом расстаются с вещами, таким образом реагируют на тревогу относительно финансовой нестабильности, а также проявляют сентиментальность и искаженную бережность к собственному прошлому.

Духовная ревизия

Итак, вещелюбие и мшелоимство – это немощь духовная. Чтобы не допустить накапливания в доме излишних вещей, следует чаще проводить ревизию в местах, где они хранятся в наибольшем количестве. Кроме того, необходимо меняться внутренне, уметь расставаться с вещами без жалости.

Если в доме находятся ненужные и неиспользуемые предметы, то лучше всего отдать их тем, кому они принесут пользу, а такие люди или даже целые семьи могут найтись и в вашем доме. Вещи, которые уже не используются, можно принести в церковь или же в приемные пункты для сбора обуви, одежды и других предметов для нуждающихся. Человек при этом получит не только духовное освобождение, но и радость от помощи ближним и от того, что вещи, лежавшие «мертвым» грузом, будут снова в пользовании.

Это работает

Итак, для большей эффективности борьбы со страстью накопительства полезно следовать простым правилам:

1. Без сожаления расставаться с неиспользуемыми вещами, отдавая их тому, кто в этом нуждается, или выбрасывая.

2. Регулярно проводить ревизию в залежах вещей и продуктов.

3. Прежде чем совершать очередную покупку, взвешивать, так ли она необходима. Новая вещь должна идеально подходить по всем показателям, а не просто быть симпатична.

4. Соблюдать баланс: сколько вещей на «вход» – столько на «выход».

Опасность «безобидного» шопинга

Иерей Алексий Пестрецов, клирик Нижегородской епархии:

– Далеко не каждый верующий не всегда и не сразу начинает понимать, что он подвержен греху мшелоимства. Казалось бы, что тут такого? Я никого не обижаю, не оскорбляю. Кто пострадает, если я куплю себе какую-то вещь? Я же для себя и на свои средства. Я же заработал, я же заслужил, и, в конце концов, мне нужна эта вещь. В чем грех?

56775432222224.jpg

В Евангелии Господь говорит замечательные слова, которые являются основным критерием в нашем отношении ко всему земному и материальному: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6.21). Если мы, приобретая вещи, имущество, начинаем жить ради того, чтобы со временем сделать новое приобретение, если целью нашего бытия становится покупка очередной модели одежды, смартфона, автомобиля и т. д., мы, говоря словами Евангелия, собираем себе сокровища на земле. При этом мы не заботимся о своей душе, потому что сердце отягощено заботами о земном, а все мысли сосредоточены на благах этого мира. Наша система ценностей настроена на удовлетворение материальных потребностей. Но в Царствии Небесном, куда призывает нас Господь, совершенно другие ценности: милосердие, любовь, сострадание, забота о ближнем. Эти истинные ценности останутся при нас вечно, а земные мы оставим в этом мире, не сможем взять с собой в Царствие Божие.

На исповеди редко услышишь название греха мшелоимства, но в поступках, свойственных ему, люди каются. Чаще женщины, которые, увлекаясь покупкой очередного товара, лишь впоследствии понимают абсолютную бесполезность и ненужность приобретенной вещи. В этом и кроется опасность «безобидного» шопинга. Ведь, по большому счету, таким способом человек пытается забыться от насущных проблем, уйти от принятия действительно важных решений. Покупая товар, он поднимает себе настроение. Или с помощью нового приобретения повышает свой статус, начиная воспринимать самого себя человеком более состоявшимся, имеющим возможность купить дорогую вещь.

Как и от любого греха, от мшелоимства непросто избавиться. И хорошо, если уже пришло осознание того, что это неправильно, когда тратишь свои или семейные деньги на ненужную покупку. Важно, трезво оценив свое духовное повреждение, спокойно и настойчиво его устранять. И на этом пути нужно всегда помнить евангельские слова про сокровище, которое с нами вечно, и «сокровища», оставленные нами в этом мире и для вечности не имеющие никакой ценности.

Татьяна НОВИКОВА

Публикация журнала «Надежда»
(Нижегородская митрополия)

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика