Православие – это ЗОЖ?

31.10.2022

8453424325435.jpg

Феномен нашего времени: Православие, религию как таковую постоянно пытаются ассоциировать с чем-то неизмеримо меньшим. Это могут быть некие бытовые традиции, определенный государственный строй или вообще «народные приметы» (вспомним, как на некоторых радиостанциях или в газетах о памятях святых можно прочитать исключительно в привязке к рассказам о том, что с данного дня нужно ждать выпадения дождей и нельзя сажать капусту). А еще стало модным рассматривать Православие как один из видов «здорового образа жизни», причем авторы таких апологий полагают, что делают Православной вере одолжение, «адаптируя» ее под запросы современных и прогрессивных людей. Попробуем рассмотреть их аргументы на примере письма, пришедшего в православную газету от одного из читателей.

Главный постулат этого письма: надо «рассматривать Православие как один из лучших примеров здорового образа жизни (ЗОЖ)». Читатель считает, что Евангелие, православное богословие – это слишком сложно, и потому надо приводить людей в Церковь через пропаганду ЗОЖ, и лишь затем допускать их к богопознанию. Автора письма не страшит, что кто-то может остановиться на «практиках здоровья» и не узнать о том, что Христос – Бог и Спаситель мира.

И, тем не менее, совместимы ли Православие и ЗОЖ, а также валеология и прочие знахарские учения? Ответ простой: там, где нет противоречий с традиционной наукой, нет противоречий и с Церковью. Закалка и зарядка по утрам, избавление от лишнего веса, некоторые лечебные травы – всё это порекомендует и обычный терапевт, так с чем же здесь спорить? А вот суевериям Православие противоречит всегда. Впрочем, в этой статье мы не планируем бороться с лженаукой, а выступим с позиций богословских.

Тезис первый: «Пост полезен для здоровья?»

Читатель, жонглируя биологическими терминами, пытается доказать, что «опробованная тысячелетиями система постов в православии… полезна для совершенствования системы обмена веществ, метаболизма, иммунитета». Для легковерного человека звучит убедительно. Ведь всё, что древнее, – надёжно, а современные лекарства – химия одна? Не лучше ли лечить глаза от всех болезней мёдом и прикладыванием живых лягушек, как советовал Авиценна? Проблема в том, что никто особенности метаболизма (обмена веществ) во время поста в древности всерьёз не изучал. Да и сейчас многие врачи сомневаются в пользе вегетарианского, тем более, строго веганского питания.

Другое дело, что святые отцы говорили о посте как о средстве смирения и даже …умерщвления плоти. Последнее – уже опасно, поэтому всё время оговаривалось: важнее совершать добрые дела, хранить язык от осуждения и сплетен. Если здоровье не позволяет, не зацикливаться на еде. «Если бы всё дело было в воздержании от скоромной пищи, святыми сделались бы коровы», – шутил преподобный Иоанн Дамаскин.

Потому в православных книгах многократно говорится: пост есть средство воспитания души, «обнаружения немощей её» (праведный Иоанн Кронштадтский). Как именно? Аскезой телесной или просто послушанием церковной дисциплине.

О пользе для здоровья особой речи нет. И вес пост сбросить помогает отнюдь не всегда: переходя на крупы, отказываясь от завтрака, с голоду поглощая булочки, разве принесёшь пользу организму? Поэтому не рекомендуется соблюдать строгий пост беременным женщинам, детям и особенно подросткам, организм которых растёт. Монахи, посвятившие жизнь Богу, – дело другое.

А автор письма утверждает обратное, рассказывая басни о том, как пост (веганство) полезен для развития плода в утробе, для стариков и дошколят.

 

Тезис второй:
«Исповедь и психоанализ – одно и то же?»

Сторонник этой идеи пытается доказать, что да, одно и то же. «Исповедь служит психотерапии, здесь человек начинает задумываться о добре и зле, учиться прислушиваться к голосу совести», – пишет он. На самом деле исповедь и психотерапевтические практики – вещи, похожие по форме, но противоположные по своим целям.

Исповедь служит средством осознания вины человеком. Психоанализ ставит своей задачей избавление человека от вины. Как? По-разному: принятием себя таким, какой есть, перекладыванием вины на других – хуже, если на родителей (отшлёпали однажды и причинили тем самым детскую психотравму), а у некоторых эзотериков – на влияние прошлых жизней, в которые православные христиане не верят, отрицая переселение душ.

Исповедь позволяет увидеть собственные грехи «многочисленными, как песок морской», воззвать к Богу об избавлении от них, а после верить, что в Таинстве покаяния эти грехи Бог прощает и стирает, развязывает как путы (на церковнославянском языке – разрешает). Это не значит, что душа, закореневшая в греховных привычках, не примется грешить снова, но исповедь даёт благодатную помощь в работе над собой. Психоанализ, наоборот, призывает человека не стесняться своих грехов.

Автор письма пишет: «Современные психологи советуют при критике человека отделять его дела от его личности, то есть критиковать сделанное человеком, а не самого деятеля, православие же уже тысячи лет учит отделять грех от человека, тогда от него легче избавиться. Тысячелетняя психология православия современна!» «Люби грешника и ненавидь грех» – кто не знает этой поговорки? Только вот применять её положено …не к самому себе. Речь о том, чтобы не осуждать другого, а не бравировать: ну, сегодня я поблудил, но это же не часть моей личности – физиология во всём виновата.

Уже в наше время появляются православные психотерапевты. Они помогают справиться с болезнью тем, кто страдает клинической депрессией. Проще говоря, эти люди раскаиваются так сильно, что впадают в уныние, и вместо того, чтобы начинать работать над собой, начинают обвинять себя в нелепых вещах («из-за меня мир полон зла, ведутся войны»). Да, религия может индуцировать подобное состояние, и не в меру кающегося стоит остановить, может быть, направить к врачу. Причина депрессии часто кроется в биохимии мозга, так что здесь разговорами делу не поможешь, а психоанализ может лишь затушевать проблему.

Тезис третий:
«Любовь и целомудрие ведут к генетическому совершенству?»

Если хранить девство до брака, выйти замуж строго по любви, завести ребёнка желанным – следует ли отсюда, что он вырастет здоровеньким? Ах, как хотелось бы в это верить! Этому вторит и наш читатель: «Думаю, что не экология виновата в том, что болеем мы больше, детей у нас рождается меньше, а… загрязнение наших душ». Вспоминается и модная в девяностые годы лженаука «телегония». Вообще, когда невежды начинают рассуждать о геноме, всякие разговоры с ними нужно прекращать.

Геном – явление материальное, и воздействуют на него только материальные факторы. Он отвечает за болезни, передаваемые по наследству. Но, во-первых, существует множество факторов, комбинирующихся друг с другом так, что результат очень сложно предсказать. А во-вторых, многие материальные влияния оказываются следствием духовных. Если будущие отец и мать травили собственные тела алкоголем и наркотиками, если они не брезгуют случайными связями и не лечат после этого заболевания, передающиеся половым путём, вряд ли это сулит ребёнку что-либо хорошее.

Но, увы, немало примеров, когда в благочестивых семьях, где царит атмосфера взаимной любви, рождаются дети-инвалиды. «Это не наказание – это крест, такое испытание послал вам Господь», – так обычно утешают их. И больного ребёнка родители окружают заботой ничуть не меньше, чем здорового.

Для чего же важно хранить целомудрие, тем более, воздерживаться от абортов, от разврата, от сладострастного услаждения? Чтобы быть чистым перед Богом и перед тем самым близким человеком, с которым вступаешь в брак. Да, так получается не всегда. Но вспомним, что грехи наши сгорают в огне покаяния и бывшие блудницы иногда становятся святыми. А вот геном их при этом меняется вряд ли.

И не будем забывать случай, описанный в Евангелии. Кто виноват в том, что человек родился слепым, чем согрешил – он или родители его? Никто, но так нужно, чтобы явилась на нём слава Божия. У инвалида к Богу – особый путь.

Тезис четвёртый:
«Слова молитв полезны сами по себе?»

Приславший в газету письмо читатель, опираясь на тезис классиков марксизма-ленинизма «бытие определяет сознание», делает вывод: «ежедневные регулярные молитвы» приводят к тому, что «человек и его жизнь постоянно и неуклонно исправляется в лучшую сторону».

Так полезны ли молитвы сами по себе? У некоторых святых можно встретить утверждение, что чтение Псалтири, например, делает праведной душу, а многократное повторение молитвы Иисусовой и вовсе благодатно влияет на всего человека. И так бы оно так, но… Молитва – это наш разговор с Богом, слова, пусть даже не нами написанные, с которыми мы обращаемся к Нему. Нам важно услышать Его ответ или только настроиться на правильный лад?

Представим, что мы пришли к пожилому родственнику и начали с порога: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» – «Подойди-ка поближе, дружок, да задай свой вопрос внятно. А то слух к старости слабоват» – «Ой, дядя, я вообще не к тебе обращаюсь, просто стихи учу, в школе задали…» Обида в этом случае естественна. Не надо читать Богу стихи или петь песни, как магнитофон. Как можно, обращаясь к Нему, заботиться о чём-то другом?

Да, так бывает в жизни, когда, произнося трепетные слова молитв перед Причастием, мы умом бродим неведомо где. Но ведь это неправильно, мы совершаем грех, а вовсе не извлекаем из этого побочную пользу.

Вывод:
«Не многие делайтесь учителями»

Главное в религии – Бог, связь и общение с Ним. Кто-то, будучи прост, как Ассоль из «Алых парусов», наивно обращается к Нему напрямую: «Здравствуй, Бог! Спокойной ночи, Бог!» Кто-то в сознании собственного несовершенства ищет ответы в Священном Писании, в богословии, обращается ко Господу со словами сложнейших византийских молитв.

Автор письма считает: «Святые не родились святыми, и не эволюция привела их к совершенству, а собственные усилия по методам Православия». Не благодать, не помощь Бога, которую просили они у Господа и получили в дар, но методы? Вспоминается сказка про кашу из топора: к топору добавили масло, соль, крупу, а когда каша сварилась, топор вынули как лишнее. Но Бога «вынуть» из религии нельзя, какими бы совершенными последствия ни казались: укрепление семьи, государства и т.д. Без благодати Духа Святого все благие намерения и «методы» растворятся в едкой кислоте греха. Приходя в Церковь, мы просим у Бога благодать и получаем её в Таинствах.

Да, собственные наши дела – для борьбы с грехом и увеличения добра – тоже важны. Но не менее важно смириться перед Богом, а затем и перед порядком вещей, Им установленных.

А для этого и старику бывает полезно сесть за парту. Пусть не буквально поступить в воскресную школу, но открыть Священное Писание, учебник Закона Божия, Катехизис. «Братья! – предупреждает апостол Иаков, – немногие делайтесь учителями» (Иак. 3. 5). Но для того, чтобы учить другого, надо знания сперва самому получить.

Остап ДАВЫДОВ,
сотрудник Информационно-издательского отдела
Челябинской епархии

В основе материала –
публикация газеты
«Челябинские епархиальные ведомости»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика