Легко ли быть «малой Церковью»?

06.09.2022

9098756453.jpgВыражение «Семья – малая Церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18. 20). Христианскую семью, где есть единство любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога, действительно можно назвать «малой Церковью». Но возможно ли такое понимание семьи в наше время, такое крепкое единение? В мае нынешнего года в городском парке Саратова состоялось обновление Доски почета «Лучшие семьи губернии». В их число вошла и многодетная семья клирика Покровской епархии протоиерея Алексия Каширина, настоятеля храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона в поселке Степное. Интересно, что два года назад семья младшего брата отца Алексия – протоиерея Владимира Каширина – тоже была занесена на областную Доску почета. Организаторы этого мероприятия были удивлены, вновь встретив знакомую фамилию. И есть чему удивиться: оба брата – священники, оба многодетные отцы, достойно воспитывающие своих детей и сумевшие сохранить в своих «малых Церквях» лучшие семейные традиции. В беседе отцом Алексием попробуем выяснить, легко ли быть «малой Церковью».

 

 

«На молитву надо позвать»

 

Отец Алексий, давайте сначала разъясним понятие «малая Церковь». Что надо сделать, чтобы стать ею? Увеличить домашний иконостас, кадить ладаном, повесить над входной дверью икону?

 

– Церковь – это среда для спасения, а не внешние атрибуты. Значит, свой быт, свою семейную жизнь надо организовать так, чтобы она стала этой духовной средой. Для верующего человека Церковь начинается в храме, когда он участвует в Таинствах Исповеди, Причастия, а продолжается дома, в семье.

 

Наверное, это сложно – сделать свой дом продолжением Церкви. В храме собираются единомыслящие люди, а в семье не всегда бывает так. Нельзя же церковный устав привнести в дом.

 

– Это делать необходимо, потому что церковным уставом, например, предписан пост. Если в семье посты не соблюдаются, такая семья далека от Православной Церкви. А вот усердствовать в воспитании детей в вере не надо по той простой причине, что воспитывают примером, а не проповедями. Нравоучения, конечно, корректируют поведение детей, но ребенок, видя, как поступают родители, научится свои поступки сверять с позицией старших. Для него эта позиция станет правильной.

 

Но как, к примеру, поставить ребенка на молитву, приучить читать утреннее и вечернее правило?

 

– Поставить нельзя. На молитву, на мой взгляд, надо позвать: «Хочешь, давай вместе помолимся».

 

А он ответит: «Не хочу, лучше погоняю в футбол!»

 

– Это ответ десяти-четырнадцатилетнего подростка. Звать надо гораздо раньше, здесь вы уже опоздали. Если семья пришла к вере, когда дети уже в подростковом возрасте, действовать надо по-другому. В этом возрасте у ребят часто возникают сложные ситуации, проблемы в школе или с друзьями. В такие важные для них моменты стоит предложить помолиться. Опыт молитвы, ощущение, что ты не один в этом мире, что есть Господь, который может помочь, никуда не денется.

 

И, наверное, надо почаще благословлять ребенка?

 

– Обязательно. Мои дети перед каждым экзаменом или контрольной звонят и просят не только у меня, но и у мамы родительского благословения. Для них это естественно, они знают, что «без Бога – не до порога».

 

В советское время мы привыкли ответственность за воспитание своих детей делить со школой, какими-то досуговыми организациями. А вот, например, в семье святых Царственных мучеников духовным воспитанием занимались сами родители. На ваш взгляд, это правильный подход?

 

– Не соглашусь, потому что важнейшую роль в воспитании детей играет общество. Изолировать ребенка от мира не надо, потому что дома ты говоришь ему одно, а телевизор и улица – другое.

 

Я даже скажу вам такую парадоксальную вещь: чем меньше общение ребенка с родителями, тем важнее и ценнее оно становится. Тогда каждое ваше слово, каждое наставление отпечатается в его сознании, запомнится. Если же ребенка постоянно воспитывать, слова теряют смысл – он их не слышит.

 

Вы вспомнили о Царской семье, семье святых страстотерпцев. Наши цари постепенно очищались от петровских, потом екатерининских всплесков нецерковности, отхода от Православия. В Николае II уже проявилась максимальная русскость, и так же в православных традициях любви, милосердия, жертвенности были воспитаны его дети.

 

Меня особенно поражает личность врача Евгения Боткина. Ведь ему предлагали уйти, а он остался, разделил мученическую смерть с царской семьей. Живя среди таких людей, дети напитывались их духом, они не могли быть иными, да и Господь действует в нас определенным образом.

 

«За все благодарим Бога»

 

Давайте порассуждаем о служении матушки, супруги священника: в чем оно заключается? У святых отцов я прочитала, что основа православной семьи – единомыслие и любовь. Но ведь матушка – самостоятельная личность, почему у нее не может быть своих взглядов на семейную жизнь, в том числе и на воспитание детей?

 

– Я про жизнь в семье знаю другие слова: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5. 22–23). Это во-первых. А во-вторых: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5. 25).

Церковь объединяет людей Духом Святым, но когда мы вспоминаем слова Священного Писания «и будут два одною плотью» (Мф. 19. 5) – они для современного мира, к сожалению, уже ничего не значат. Семейный человек заводит любовь на стороне или живет в так называемом гражданском браке. Если его половина имеет такой же опыт, значит, их уже не двое, а четверо. А у тех тоже были свои романы. Вот и получается сообщество людей, объединенных блудной связью, духом блуда. В этом греховном сообществе растут дети. Какими они вырастут?

 

Преподобный Амвросий Оптинский сказал, что в первые века христианства дьявол искушал людей страданиями, гонениями и смертью, в его время – помыслами и болезнями. А сегодня, я бы сказал, хамством и вседозволенностью. Если семья поддаётся этим искушениям, она не может называться христианской. Жена для супруга – надежный тыл. Мы всё преодолеваем вместе, что бы в жизни ни происходило, за все благодарим Бога.

 

Устроение христианской семьи часто сравнивают с церковной иерархией. Отец – священник, у матушки роль дьякона, а дети – послушные прихожане.

 

– Я бы такие параллели не проводил. Нередко смотришь на детей и у них научаешься смирению. Я воспитывался в семье нецерковной, а мои дети уже знают, что такое смирение, и они могут отпустить какую-то ситуацию: как Господь даст. Я же пытаюсь управлять ситуацией, это не всегда правильно.

 

Может, вы слишком строгий родитель, поэтому и дети у вас смиренные?

 

– Строгость не учит смирению, скорее, она приучает ребенка приспосабливаться. В воспитании главное – любовь. Но она должна быть не лицемерной, дети чувствуют неправду острее, чем взрослые.

 

Прекрасная школа смирения

 

Отец Алексий, нам осталось вспомнить о старшем поколении. Меня это особенно интересует. В России традиционно жили все вместе, садились за один стол. Сейчас это большая редкость, да и Господь говорит: «…оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей» (Мф. 19. 5).

 

– Это сказано в духовном смысле, а не в бытовом. А в бытовом я ближе к «Домострою». Даже практически рассуждая, проще жить вместе, гораздо выгоднее, экономичнее. Одна квартира, один общий стол. Сами посудите: варите вы одну кастрюлю или две, оплачиваете одну квартиру или две? Жить вместе дешевле. И внуки всегда под присмотром, родители спокойны за детей. Внуки часто раздражают своих родителей, но не бабушек, те гораздо терпеливее.

 

Батюшка, вы не берете в расчет душевный покой. Всегда ли можно его сохранить, живя вместе?

 

– Мы говорим о «малой Церкви», а не о коммунальной квартире, где порой все друг друга ненавидят. Большая семья – это самая лучшая школа терпения, смирения, жертвенной любви. Здесь работа должна вестись со всех сторон, и старики должны быть помощниками в семье, а не обузой. В осенний период жизни Господь дает им возможность быть нужными и полезными своим родным.

 

Остается спросить, какова ваша семья.

 

– Маму своей супруги я называю тёщенькой – она жила с нами, сейчас уехала к себе на родину, нам ее не хватает. Моя мама живет в семье брата.

 

К какому выводу мы пришли? Возможно ли в наше время сделать свою семью «малой Церковью»?

 

– В наше время это даже актуальнее, чем в другие времена. Сегодня мы гораздо больше нуждаемся в среде спасения, которую дает нам Церковь с большой буквы и «малая церковь» – наша семья.

 

Ольга СТРЕЛКОВА

Публикация сайта Покровской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика