300 лет Православия в Лондоне, или история одного прихода.

17.12.2012 300 лет Православия в Лондоне, или история одного прихода.

С православной Англией многие из нас знакомы благодаря митрополиту Сурожскому Антонию (Блуму). Однако православному приходу столицы Великобритании без малого 300 лет, и свою историю он ведет со времен Петра I. Об этом рассказывает книга Михаила Сарни «Русская Церковь в Лондоне. От Петра Великого до наших дней», презентация которой состоялась 14 декабря 2012 года в Москве.

История православного прихода в Лондоне — это и отражение истории Русской Церкви, и отношений России с Англией. Кроме того, приход всегда был сердцем русской общины. «Эта книга – большой подарок для тех, кто дорожит русским Лондоном, – отметил, открывая встречу, обозреватель радио «Коммерсант ФМ» Константин Эггерт. – Даже у многих британских православных есть представление, что с XI века до прихода владыки Антония ничего не происходило». Автор, Михаил Сарни, несколько десятилетий живущий в британской столице, согласен, что образ русских в сознании лондонцев искажен — большинство из них ассоциирует russkies с пикантными подробностями светской хроники. Книга же Сарни, изданная с параллельным русско-английским текстом, показывает «другой русский Лондон».

Книга писалась в непростые времена нестроений, последовавших после смерти владыки Антония. Показывая единый исток лондонского Православия Михаил пытался «охладить пыл сторон».

Михаил Сарни с 1966 года работал в Национальном архиве Великобритании, где хранится множество ценных сведений о жизни православного прихода в Лондоне. Собранные сведения в разные годы публиковались в приходских листах, журналах, брошюрах, но в виде книги вышли впервые.

Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, который немало способствовал выходу книги, подчеркнул, что «Русская Церковь в Лондоне» – «полноценное историческое исследование». «История Церкви и прихода находится в контексте отношений России и Британской короны», – отмечает Чапнин.

Английское Православие

Автор уверен, что «Православие — исконная религия жителей Британских островов, ведь начало проповеди в этих краях положил апостол от семидесяти Аристовул», и «местные Церкви тысячелетие — до отпадения Запада в XI веке — почитали житие и подвиг более тысячи мучеников, святителей, преподобных, королей и страстотерпцев». Не случайно одна из первых иллюстраций книги — икона Собора святых, в землях Британских и Ирландских просиявших (местное празднование — третья Неделя по Пятидесятнице). Затем в христианстве произошли трагические расколы, и вновь Православие вернулось на острова лишь в начале XVIII века.

Посольская церковь

В 1716 году при русской миссии (посольстве) была создана церковь Успения Божией Матери. Ее прихожанами стали молодые дворяне, посланные на учебу в Англию Петром Великим, другие, случайно оказавшиеся здесь, русские, а также греки. С самого основания прихода его настоятели не только окормляли паству, но и вели переговоры с представителями других конфессий, а также выполняли дипломатические поручения.

Первый православный американец

Богослужения в посольской церкви шли преимущественно на греческом и английском языках. Не заставили себя ждать и первые обращения. К середине XVIII века в приходе было около дюжины английских семей, принявших Православие. Известно и имя Филиппа Ладвелла — одного из первых (а возможно, и первого) православного американца. Он специально приехал из Вирджинии в Лондон, чтобы перейти в Православие. По этому поводу настоятель церкви отец Варфоломей заранее посылал запрос в Синод. Святейший Синод принял тогда беспрецедентное решение: 22-летнему новообращенному позволили взять с собой на родину Святые Дары. Кстати, Филипп Ладвелл был очень ревностным прихожанином. Он причащался не один, как было тогда распространено, а два раза в год.

«...В сапогах, какие там употребляются»

Со временем священники для посольской церкви стали присылаться из России. Одним из основных требований было знание греческого языка, так как значительную часть паствы составляли греки. Перед отъездом на место служения новопоставленный священник получал от Синода письменную инструкцию. Так, иеромонаху Иоанну (Ястрембскому) предписывалось носить «платье колера черного не весьма дорогой цены, но только чистое», длинное («не выше двух вершков от земли»); «босоножно не ходить, но в сапогах, какие там употребляются, или в башмаках с чулками черными». Кстати, в то время настоятели лондонского прихода брили бороды и одевались по тогдашней европейской моде.

Инструкция священнику Андрею Самборскому включала пункты, касавшиеся духовной жизни: «Смотреть прилежно, дабы в городе Лондоне обретающиеся Православно-восточной, Греко-Российской веры всякого чина Российского народа люди во все установленные посты, паче же во святой Великий, постились и исповедовались, и по достоинству Святых Таин приобщались неотменно».

Огорчения и обиды

Случались с лондонскими клириками и несчастья. Об иеромонахе Ефреме (Дьяковском) посол Алексей Семенович Мусин-Пушкин писал в докладе за 1767 год: «здоровье его упало, из дома выходить не мог, ибо от дерзновенного и необузданного здешнего народа, к одежде его непривыкшего, не раз были учинены ему на улицах огорчения и обиды». Дело в том, что отца Ефрема на улицах нередко били, принимая за католического священника, каковых в Англии за полтора века до этого было положено ловить и казнить.

Клир испытывал и материальные трудности. Жалованье платили скудное (особенно псаломщикам), а Лондон уже тогда был одной из самых дорогих столиц.

Незаурядные настоятели

На протяжении многих лет приход в Лондоне возглавляли весьма незаурядные священники. Первый — протоиерей Андрей Самборский, был даже избран в Королевское Общество Искусств. Кроме того, он интересовался новыми методами ведения сельского хозяйства и позже пытался применить их в России.

Отца Андрея сменил протоиерей Яков Смирнов. Его настоятельство было самым продолжительным — 65 лет! Помимо священнических обязанностей, он много помогал тогдашнему российскому послу в Лондоне — графу Семену Романовичу Воронцову. Когда во время обострения русско-английских отношений все сотрудники посольства были вынуждены покинуть страну, отец Яков рескриптом Императора Павла I был назначен исполняющим обязанности Российского посланника. Позднее, в 1807 году, когда Россия и Англия находились в состоянии войны, отец Яков в одиночку выполнял обязанности дипломата.

«Казалось, я посетил благочестивого отшельника... Русские иконы, портреты русских царей, русские книги и русское сердце», – написал побывавший у отца Якова в последние годы жизни журналист Николай Греч.

После протоиерея Якова приход возглавил отец Евгений Попов. Он еженедельно посещал русских, захваченных в плен во время Крымской войны, для чего проделывал путь в 300 километров.

Лондонский приход после революции

После гражданской войны и революции количество русских в Лондоне выросло в несколько раз. Приходу нужно сменить статус — было опасно оставаться храмом, приписанным к посольству уже несуществующей державы. Так был учрежден независимый от посольства приход. Чтобы решить проблему финансирования, прихожане ввели самообложение: каждый из них давал обязательство ежемесячно вносить на счет церкви фиксированную сумму. Проблему с помещением помогли решить англикане: летом 1921 года в пользование приходу они передали церковь святителя Филиппа.

Состав прихожан стал за счет новых эмигрантов разнородным. Часть поддерживала Русской Православной Церкви, часть — Синод в Карловцах (позднее Русская Православная Церковь Заграницей). В итоге образовалось два прихода, которые служили в филипповском храме по очереди. Оба они существуют по сей день и благодаря совершившемуся 17 мая 2007 года восстановлению канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью могут причащаться из одной Чаши.

Сурожская епархия и ее архиерей

Создание Сурожской епархии, которая сейчас отмечает 50-летие — яркая страница в современной истории Православия в Англии. Оно неразрывно связано с деятельностью митрополита Антония (Блума). В 1949 году он приехал в Лондон еще совсем молодым иеромонахом. В 1957 году он был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западноевропейского Экзархата, а пять лет спустя решением Синода на территории Великобритании была образована епархия, носящая имя некогда упраздненной епархии на территории Крыма — Сурожская. Возглавил ее преосвященный Антоний.

В XXI веке

С кончиной владыки Антония в 2002 году в епархии и приходе наступили сложные времена. Пережив «вливания» нескольких волн эмиграции, приход к этом времени стал мультикультурным. Престарелый митрополит не мог полностью уладить возникающие нестроения, но своим влиянием сдерживал противоречия, накопившиеся между разными частями прихода. После его кончины произошел разрыв. «Но верим, что братские чувства еще вернутся», – пишет по этому поводу Михаил Сарни. Ныне Сурожская епархия вместе с общинами Русской Зарубежной Церкви начитывает более 50 приходов, постоянно открываются новые. Возглавляет Сурожскую епархию архиепископ Сурожский Елисей, назначенный на кафедру Священным Синодом в декабре 2007 года.

Мария Хорькова

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓