Никто, кроме нас!
23.02.2018
23 мая – День защитника Отечества. О том, что для военных означает выражение «на войне – как на войне», и почему говорят, что в окопах неверующих не бывает, зашла речь несколько лет назад в беседе с генерал-полковником Владимиром Шамановым, командовавшим в ту пору Воздушно-десантными войсками России, а теперь возглавляющим комитет Государственной Думы по обороне.
Владимир Анатольевич, раньше к генералу обращались «Ваше Высокоблагородие»» потом – «товарищ генерал». А сейчас в армии какое существует обращение?
– По сегодняшнему уставу оставлено прежнее обращение – слово «товарищ». В воинских коллективах оно ассоциируется не с идеологией, а с целым рядом качеств, которые способствуют взаимоотношениям двух и более человек.
А для Вас кто такой товарищ?
– Товарищ — это человек, который в бою может поступить вплоть до самопожертвования. Это человек, которому можно доверять. Есть такое выражение у военных – высшее проявление товарищества – «я бы с ним пошел в разведку». В наших Воздушно-десантных войсках за 83 года создана система постулатов, которые реализуется под лозунгом: «Никто, кроме нас».
Это то же самое, что панфиловское «отступать некуда – позади Москва»?
– Абсолютно верно. Воздушно-десантные войска с первых дней войны организованно вели боевые действия. Даже оказавшись в окружении, двойками-тройками и более крупными подразделениями искали пути и способы и находили их, как нанести урон врагу. Знаменитый командир дивизии, дважды Герой Советского Союза генерал Родимцев, с первого дня Великой Отечественной войны был в боях. Когда вся страна отступала, он в течение месяца наступал в западном направлении. Его бригада в августе 1941 года сыграла выдающуюся роль в успешном контрударе под Киевом, когда враг был отброшен от столицы Украины на пятнадцать километров и отказался от плана штурма города.
Есть такое выражение: «На войне – как на войне». Как там, на войне?
– Очень плохо. Война не бывает хорошей. Военные, наверное, больше, чем кто-либо другой, не хотят кровопролития. Поэтому не зря говорят: «Хочешь мира – готовься к войне». Килограммы пролитого во время учений пота приводят к тому, что потом эта суворовская наука побеждать при малых потерях может быть реализована.
Вы прошли горячие точки и остались живы. Что помогает человеку выжить на войне?
– Очень многое. Мысль о семье. Любовь к родине. Чувство ответственности. Вера в Бога.
Говорят, что нет неверующих на войне...
– Наверное, это так. Шла вторая чеченская компания, где-то в районе Урус-Мартана я прилетаю в 245-й мотострелковый полк 22-й армии и вижу большую очередь. Оказалось, что это батюшка прилетел из Твери. Подошел к ним, в конце очереди стоят солдаты явно неславянской внешности, башкир и татарин. Спрашиваю их: «Вы понимаете хоть, куда вы стоите? Там батюшка крестит. Как вы потом об этом своим родителям скажете?» Один, посмелее, отвечает: «А мы хотим с Богом идти завтра в бой». Вот что сказать?!
И у меня были такие случаи. Однажды я попал в так называемую артиллерийскую вилку, когда недолет-перелет, а следующая группа снарядов должна попасть в цель. Из чувства самосохранения присел в окопе, обратился: «Господи, спаси и сохрани. Я Тебя прошу: мне надо воспитать моих детей и сохранить своих подчиненных». В это время происходит прозрение, я начинаю отдавать команды на артиллерийские позиции, и больше ни одного снаряда не упало.
Война как высшая сфера проявления физических и духовных возможностей человека не только проверяет его, но еще и духовно укрепляет. Трудные ситуации сплачивают людей, объединяют, заставляют искать нестандартные решения и находить их.
Есть такое понятие, как офицерская честь. Актуально ли оно сейчас? И что оно включает в себя?
– Безусловно. Это понятие никогда не теряло своей актуальности и не потеряет. Пока в воинской среде свято хранится честь, армия неустрашима и непоколебима. Честь для офицера реализуется в целом ряде практических приложений. Это, прежде всего, умение объективно смотреть на складывающиеся обстоятельства, умение адекватно, вплоть до самопожертвования, решать стоящие перед тобой задачи, величайшая ответственность перед родиной и многое другое, что присуще нашему офицерскому корпусу. Твердой составляющей дореволюционной армии было понимание, что Бог дает жизнь человеку и только Бог может распоряжаться его судьбой. И поэтому задача командира – это сохранение жизни и здоровья своих подчиненных. Потому что за ними стоят их родители, их семьи, их будущее.
Публикация
сайта Серафимо-Дивеевского монастыря
приводится в сокращении